Концепция отчуждения (философская антропология Маркса)
Сама по себе мысль об отчуждении человека уже была глубоко проанализирована в немецкой классической философии. У Гегеля уничтожение отчуждения человека изображается как чисто духовный акт. Фейербах видел корень зла в религиозном отчуждении, которое Маркс справедливо счел вторичным, производным видом отчуждения. Фундаментальным, базисным для всякого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчужденный труд.
Основная идея - идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоление отчуждения в ист. перспективе коммунистич будущего. Базисным для всякого отчуждения чел является экономич отчуждение или отчужденный труд. Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие этого- фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы отчуждения: 1) опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2) отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту труда; 3) отч результатов деятельности от субъекта;4) отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5) соц структур и институтов от трудящихся - бюрократическая машина.
В ранних работах (“Экономическо-философские рукописи” 1844 г.) Маркс развивал гегелевское учение об отчуждении. Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах:
1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.
2. Процесс труда для рабочего принудителен, чел не имеет права выбора работать ему или нет, поскольку не может иначе обеспечить возм существования такой труд - не удовлетворение потребности в труде, а средство для удовлетворения др. потребностей. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. труд - форма деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род человеческий живет в природе. Сам человек – природное существо, его жизнь неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный контакт с природой, в кот главное - труд, производство: "...производственная жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной индивидуальной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.
4 Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и управляет им. Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?
Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Ч собств - основа экон жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой. "Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми, недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания".
Преодолеть отчуждение можно только посредствам уничтожения частной собственности, что возможно в связи с революционными преобразованиями общества и самого человека. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе - в труде, произв деятельности Процесс, обратный отчуждению - присвоение человеком собств. подлинной человеческой сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.
Параметры " присвоения" собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения:
1. по присвоению предмета труда и его результата
2. по присвоению или освобождению самой деятельности
3. по присвоению человеком труда общей "родовой сущности"
4. гармонизация отношений между людьми
Коммунистический идеал всесторонне и гармонично развитой личности: Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внеш и внутр природой человек - идеальный соц образ Маркса. Итак, уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную самореализацию человека означает и полное «переворачивание» и человека, и его отношения к природе и другим людям - те средство реализации этого идеала.. Маркс создает картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с ее, природы, законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя природа самого человека также преобразуется – вместо искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока еще реализующиеся отнюдь не у всех. людей: музыкально развитое «ухо», художественно развитый «глаз» и т. д.
Развитие марксизма
Каутский, Бернштейн, Грамши, Лукач(вторая половина 19 в. – 1 пол. 20 в.)