Фундаментальные проблемы античной философии. Предпосылки возникновения науки
Античная ф-я – совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском обществах с 6 в. до н.э. (Фалес Милетский) – 6 в. н.э. (до закрытия Юстинианом Академии в 529 г.). Предпосылки возникновения древнегреческой философии: 1) рабовладельческий строй, 2) наличие развитых соседних государств, 3) развитие торговли и путешествий, 4) наличие греческих полисов, 5) нет религиозных догм, 6) эпосы гомера (мировоззренческая направленность, деантропоморфизация судьбы, прославление мудрости, ориентирование на первоначало) и гесиода (соблюдение меры: зло-безмерность, благо-умеренность, мироздание в направлении от Хаоса к Зевсу – порядку, свету и социальному устройству). При всем разнообразии характерно:
1) Предмет античной ф. – познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как ее неотъемлемой части. Космоцентризм –принцип бытие в конечном счет представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей – восприятие космоса как гармоничной взаимосвязи существующих вещей.
2) Возникновение АФ связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Это определило художественное понимание космоса в античной ф. как симметрии, гармонии, меры, красоты
3) АФ сроится на принципе объективизма. Основной метод ф-го познания – интеллектуальное созерцание целого как целого.
4) АФ пантеистична. Космос абсолютен, божественен, боги – лишь отдельные принципы (не творят мир из ничего).
5) Представление о цикличности времени. Фатализм и героизм.
7) доказательный характер рассуждений,
8) полисный характер жизни
9) доверие к разуму, природе,
10) поклонение безличностному абсолюту, неразделение физики, метафизики.
11) Созерцательность (рассмотрение проблем мировоззрения в единстве природы, богов, человека служило обоснованием норм человеческой жизни, положения человека в мире)
Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.
АФ выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем:
1.Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Зенон, Демокрит)
2.Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Сократ, софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Посидоний).
3.Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами одновременно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни и к познанию, в котором философы прежде всего видели счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар ).
4.Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга (Плотин, Филон Александрийский)
5.Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного,; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира – мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проьблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель, их последователи).
Соответствующие периоды (критерий выделения – смена объекта и задач ф.)
1. Натурфилософский или космологический (6 в. до н. э. – сер. 5 в. до н.э.) – преимущественный интерес к проблемам «физиса» и космоса, его строение, поиск субстанциального начала всех вещей(поставлена проблема физиса (природного начала) как основы всего сущего).Проблема "первоначала" и ее аспекты.
· Милетская школа (ионикийцы): «физики» (фисиологи) – мыслители, воспринимавшие мир и космос как живое и самодвижущееся целое. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало(«архэ»), из которого все произошло.Фалес - вода, Анаксимандр - "апейрон" - неопределенное и беспредельное первовещество, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная химия или физика, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно меняющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
Они осуществили духовный переворот, сформировали в Элладе философскую традицию, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождения многого из единого источника (вода, айперон, воздух) они же это бесконечное и вечное в смене вещей считали конечным фундаментом человеческой жизни и деятельности, связывали с определением места человека в мире. Космические стихии, в которых возникают и исчезают вещи, воздают друг другу в установленное время справедливое возмездие за несправедливость (Анаксимандр). Отсюда представление о господстве в мире универсальной справедливости. Натуралистическую традицию продолжили Гераклит, атомисты, Пифагорийский союз.
Диалектика первых гр. ф. - материалистов получила яркое выражение у Гераклита (520-460 до нэ), который пологал, что вечное движение первоматерии ("все течет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразии вещей осуществляется через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реке нельзя дважды, заявил он, ибо вода меняется. Идея становления, взаимопревращения вещей выступает основой единства мира, которым правит "логос" - закон, поддерживающий порядок.
· Элеатская школа. Зарождение идеализма связано с деятельностью школы элиатов. Они постулировали отвлеченный символ единого, неделимого, вечного и неподвижного Бытия, согласно Пармениду есть всегда себе равное мышление и истина, представляемая в образе покоящегося, совершенного Вселенского Шара. Элиаты поставили вопрос о соотношении бытия и небытия, бытия и мышления. Основные положения учения Парменида сводятся к тому, что бытие есть, а небытия нет, т. е. отрицание пустоты незаполнености пространства. Бытие единое, для бытия не существует не прошлого, не будущего, оно вечно. Парменид оторвал абстрактное, рациональное мышление от чувственного восприятия. Чувства - источник наших неправильных представлений и иллюзий. Только разум - источник истинного познания. Он резко ограничивал истину, основывающуюся на рациональном познании, от мнения как результата чувственного восприятия. Ксенофан пришел к выводу, что боги творения человека. Боги подобны людям. Земля основа всего сущего. Он вводит понятие единого, в основе единства бога лежит мысль. Все ощущения ложны, разум более высок, но он тоже обнавыет. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обоснавать отсутствие движения в действительном мире ("Ахиллес и черепаха", "Летящая стрела") В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. Единство прерывности и непрерывности пространства и времени делают возможным движение. Против изменчивой первоосновы вещей выдвинуто учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Принижение чувственного опыта. Апории против диалектики. Это метафизика.
Гераклит подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критики гераклитовское учение, Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей.
· Пифагорейская школа: Единство противоположностей дает возможность существования истинного мира. Единство противоположностей в мере, а мера выражается числом. В философии Пифагора уже намечались предпосылки идеализма. Пифагор отождествлял субстанцию мира с числом как с устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Исходя из регулярности и повторяемости астрономических явлений, Пифагор пришел к выводу, что принцип, созидающий и упорядывающий космос, есть числа с объеденяющим их центром - единицой (монадой). Так преодолевалась наивная физика натурфилософов и предвосхищалась идея матиматического естествознания, во-вторых, философская мысль достигла уровня абстракции, при котором высказывалась идея о закономерности Вселенной. Число как субстанция стоит у него где-то между чувственно воспринимаемой материей и идеей. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.
Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга( в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха. Идеи бессмертия души и переселения душ.
· Атомистическая школа – вопрос о причине движения. Синтез элейцев и Гераклита(истинно сущее бытие не может ни возникнуть, ни погибнуть. Атомы постоянны, но их комбинации постоянно меняются.Демокрит – бытие есть атом, атомы разделены пустотой, они разных размеров, их нельзя видеть, а можно только мыслить). Движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Развита Эмпедоклом, Анаксагором и Левкиппом(5 в. до н.э.) и особенно Демокритом (около 470-460 до н.э.) Демокрит заимствовал атомизм у мидян, в частности у магов, жреческой касты и развил его. Демокрит выстраивает общую картину мира, взяв за основу бытия атом. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм объясняет многообразие явлений мира. Каждый атом (бытие) объят пустотой (небытие), атом и пустота безразличны друг к другу. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в причине, возможно только в пустоте. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Атомы, согласно Демокриту, неделимы в следствии своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Соединение атомов образует все многообразие природы. Душа, согласно атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.
Так была создана дискретная картина мира, в которой бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдений и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения считал недостаточным, но необходимым источником познания. Вселенная Демокрита строго подчинена принципы причинности: все возникает на каком-нибудь основании и в силу причинности. Именно в причинности усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. “Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!”. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то , что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности.
2. Антропологический (2-ая пол. 5 в. до нэ – кон. 5 в. до н.э.) – делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность
· Софисты(человек и сознание, «человек-мера всех вещей). Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку. Победа демократии в большенстве древнегреческих полисов соправождалось активизацией политической жизни общества. Это породило потребность в развитии и изучении некоторых дисциплин, в особенности ораторского искуства. Преподавателей "Мудрости", называли софистами. Характер деятельности софистов определил смещение их философских интерессов в область антропологии и теории познания. Проблема логического доказательства была в центре внимания наиболее известных софистов Пратогора (ок. 480 - 410 до н.э) - говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение; Горгий(ок. 483-375 до н.э) пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Общим для всех софистов является утверждение об относительности всех человеческих понятий, этических норм и политических учреждений. Ярче всего этот релятивизм философских воззрений софистов выражен в знаменитых словах Пратогора - "Человек есть мера всех вещей". Учение софистов сводилось к умению, нарушая логические правила, доказывать все что удобно и выгодно. Объективной истины нет, субъект является мерой всех вещей. Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке. Они впервые апеллируют не к космическому разуму, но к разуму человеческому, они отделяют разум от первоначала. Релятивизм – учение об относительности и условности человеческого познания.
· Сократ(469-399 до нэ) (вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства, «познай самого себя», метод маевтики)
Сократ открыл совершенно новую проблематику. До него занимались проблемой мироздания, а он начал исследовать ч-кое сознание: «познай себя, ч-ую красоту». Антидогматизм Сократа выражался, в его отказе от претензий на обладание позитивным знанием. Он считал себя не учителем мудрости, а лишь человеком, способным побуждать в других стремление к истине. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление. В качестве важного вида ч-кой деят-ти признавалась мыслительная, познавательная деят-ть, связанная с постижением и космоса, и ч-ка, направленная на достижение внутренней гармонии ч-ка, соц гармонии, гармонии между ч-ком и космосом. С этим связана такая характерная черта ф и античной культуры как рационализм познавательный и этический. Идеалом ч-ка в античной философии является мудрец, кот созерцает окруж мир, размышляет об окруж мире. Мерилом всех вещей для Сократа является не субъективно – произвольный единичный ч-к, а ч-к как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выст с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. По Сократу, основопол способность ч-ка – это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Ч-к дол затратить значит усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика- (повивальное искус). Этот метод помогает рождению ч-кой мысли, а ф-ф, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе». Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.
Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел свой философский принцип изречение дельфийского оракула “Познай самого себя!”. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики он развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политические вопросы базировались на убеждении, что власть должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым и непременно обладающим искусством государственного управления. “Худшее – это большинство!”. Сократические школы:
КИРЕНАИКИ. Аристипп. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Гедонизм.
КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижение независимости и внутренней свободы.
МЕГАРСКАЯ: Евклид. Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. существует единое добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель - познание добра. Все единичное противостоит добру и лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.
3. Систематический (5-4 в. до н.э.) – открытие сверхчувственного и категориальная диалектика Платона и Аристотеля, давших формулировки основных философских проблем, главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов.
· Платон(427-347) (открытие идеального сверхчувственного мира, проблема души и тела, диалектика, теория государства). Центральное в его ф-й системе – учение о мире идей (эйдосов).
В учении о мире философ противопоставил предшествующей материалистической космологии произвольную умозрительную конструкцию. Он допускал существование вневременного и внепространственного мира идей, сообразно с которыми вселенский художник-созидатель из неразумной и хаотической стихии материального мира формирует и благоустраивает космос, как и каждую отдельную вещь в нем. Идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра – она своего рода “Солнце в царстве идей”, мировой разум, ей подобает название Разума и Божества. Существует Бог - космический разум (Демиург). Идея выступ как образец, идеал, который существует сам по себе. И этот идеал во всей полноте не реализуется в каком-то единственном чувственно восприятием явлении. Все множество идей по Платону представляет единство. Центральной идеей является идея блага или высшего добра и она является идеей всех идей. Блага – это единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного.
Греческая мысль до Платона не знала понятия “идеальное” в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Идея изначально отдельна от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.
Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души. Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, “вспоминает о мире идей”. Душа по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделением. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Противопоставление мира идей и мира вещей закономерно приводит Платона к противопоставлению двух источников познания - разума и чувства. Только разум, оперирующий общими понятиями, может достичь познания вечных, бестелесных сущностей - непроходящий мир идей. Душа познает мир идей если она полностью отрешается от чувственного мира. Средством такого познания идей и является, согласно Платону, диалектика. Диалектика, по Платону, состоит в выявлении противоречий как в обычных мнениях людей, так и высших понятиях о бытие движении, покое и т. п.
Развитие человеческой души определяет тот факт, что каждый человек способен только к одному виду труда, что принадлежность к той или иной социальной группе является наследственной. В социологии Платон выступает против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив идеал замкнутого авторитарного общества с жестокой иерархий (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель - мудрость, мужество, воздержанность, в сочетании образующие высшую добродетель - справедливость. По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию
Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие.
· Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Ученик Платона - развивал и видоизменял его учение. Открыл в Афинах философскую школу – Ликей. Сочин.: "Метафизика" "О душе", "Физика", "Категории". Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теории познания. В философии различал 1) теоретическую часть - учение о бытие, его частях, причинах и началах; 2) практическую - о человеческой деятельности; 3) поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие. Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики.
Ф. Аристотель определяет как науку “о причинах и началах”, или как науку о “сущем как таковом”. Античная философия была синтезирована Аристотелем. Он выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии. Ф-й стиль – понятийность, систематичность, отдифференцированность методов решения философских проблем. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере идеального и единичного бытия, подвергая позицию материалистического сенсуализма платоновский идеализм критики (Платон мне друг, но истина дороже). В учениях о первоосновах бытия А. изменил материализму, полаагя, что мировой процесс осуществляется вследствии надмировой цели (Первого Двигателя, Ума, Бога), стоящей за пределами Космоса и генерирующий позыв к движению и совершенствованию. Соотношение государства, общества и человека А. рассматривал как соотношение целого и части. Он сущность человека сравнительно с животным (вслед за Платоном) определял через социальную, общественно политическую деятельность в государстве, как деятельность души, руководящийся разумом.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое значение начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятии в силу изменчивости вещей. Истинное знание есть понятия, постигающие сущность вещей.
Он говорит, что науку дает опыт с наблюдением, создал науку о мышлении – формальная логика. Логика по А. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей является по А. отражениями объективной сущности связей. Аристотель рассматривает логическое строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В соответствии со спецификой античного знания, ограниченным прямым наблюдением и построением умозрительных гипотез, А. главное значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция) а на индукцию обращ мало внимания. Сформулировал четыре закона логики «Органон»: 1. Тождество – одно понятие должно иметь постоянный и неизменный смысл. 2. Противоречия – ничто не может сразу быть и не быть. 3. Закон исключения третьего – одно из противоположных суждений истинно. 4. Закон достаточного основания – каждая мысль должна быть доказана.
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей (мрамор содержит возможность различных статуй). Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму. Форма – активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма – это стимул, цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материи как глина. Для того чтобы из нее возниклт разнообразные вещи необходим гончар – бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом. Т.о. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слияние материи и эйдоса(формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
Аристотель не доволен концепцией Платона, говорит, что нужно строить систему категорий и с помощью их описывать все существующее. Учение о категориях (основные роды понятий о бытии, без которых ничто не мыслится). Выделяет 10 категорий философии – сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение. Он разработал иерархическую систему категорий, в которой основой была “сущность”, или субстанция, а остальные - ее признаки.
По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Согласно А в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся текучими.
А разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего сущего: 1)причина – формальная Эйдос вещи, ее идея, форма, сущность, которая находится в ней самой, обуславливает «суть бытия» или ее первую сущность, то без чего вещи нет; 2) материальную – «хюлэ», имеющий двойной смысл: чисто житейский – лес, кустарник, и более общий, то из чего состоят вещи. Материя и форма, два вечных начала, взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя – то субстракт, в котором эта форма запечатлена. 3) причина – движущая. Возникает вопрос, как возможно само движение. Логика рассуждения А: Если рассматривать в качестве причины движения какую либо другую вещь, то мы неизбежно прейдем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности, самодвижущей причины, которая определяет активность формы. 4) Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимо без четвер причины – целевой, направляющей движение к определенной цели. Завершает Аристотелевскую концепцию 4-х первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, кот уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя (Бог есть чистая форма и первая сущность). Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещь есть материя,форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.
Теория познания. Исходная точка - существования независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения ч-ка явл отражениями, копиями предметов внутреннего мира. Т. о. источником познания явл чувств опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает, ч в разуме нет ничего, ч было б раньше в ощущении, утверждение это он не распространяет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны б признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.
Душа - неотделимый от тела его организующий принцип, источник регуляции организма. Душа не может существовать без тела, но сама она нетелесна. (дуализм). “Именно душа придает смысл и цель жизни”. Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. В мире А существует 3 вида души: растительная, животная и разумная.
Общественно полит. теории А. Человек по А, не только разумное, но и «политическое животное», жизнь которого вне общества не мыслима. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиб совершен вид блаженства. Созерцательная деят-ть разума существует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и заключает в себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий, однако они в силу своего образа жизни и территории распыленности не могут активно вмешиваться в вопросы управления, этим делом должны заниматься средне зажиточные классы общества. А не создает формы идеального государства, а стремится проанализировать и охарактеризовать реальные формы управления. А различает 3 хор. и 3 плохих формы управления государством. Хор он считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.
А. создал дифференцированную систему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически разработал понятийный аппарат, к-м ф. пользуется до наст. времени. Систематизировал и обобщил знания, накопленные древнегреческой философией, был первым античным ученным, создавшим систематическую науку о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.
4. Этический (3 в. до нэ – 1 в. до нэ) («эллинизм») – понимание философии прежде всего как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни, главные проблемы – мораль и свобода человека, проблема познания и т.д.(Период завоеваний А. Македонского).
В период крушения полюсных идеалов, социальной нестабильности, разложения рабовладельческих отношений античная философия обратилась к одностаронне трактуемой этике, отстаивающей достижение "антараксии" - невозмутимости. Предлагались разные пути преодоления трудностей: следование судьбе и долгу (стоики), воздержание от суждения (киники), предание удовольствию (Эпикурейцы). Единственным благом, учили стоики, является ценная сама по себе благодетель. Происходит поворот философии и в сторону индивидуализма, появляются новые течения.
· Эпикуреизм (индивид первичен, цель жизни – счастье=удовольствие). У Демокрита движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Эпикур (341-270днэ). развивал идеи атомизма. Он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним актом воли человека. Получается, что атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”. Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Из этого Эпикур делает вывод: “В необходимости нет никакой необходимости!”. Т.о. Эпикур выдвинул идею об объективности случайности. Это явл. необход. условием свободы человека. Итог - более глубокий взгляд на необходимость и случайность. Эпикур
Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Удовольствие Эпикур понимал не как утоление желания, а ка избегания страдания. Кредо Эпикура умеренность и незаметность. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Естественное состояние человека - покой , атараксия. Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие – принцип гедонизма. Эпикур стремилься к постоянному, равному и незакатному блаженству в отличие от тех кто проповедовал “наслаждения минуты и там, что будет, то и будет”. Предел наслаждения и блаженства – избавиться от страданий.
Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями.
В учении о душе Эпикур – материалист («пока мы живы – смерти нет, когда она придет – нас уже нет»), в области религии – атеист («природа не нуждается в сверхъестественных силах»), в сфере познания – один из основателей сенсуализма (в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий), в этике – ориентация на достижение высшего блага (спокойствие души – атараксия и счастье – эвдемония; источник страданий – отсутствие знаний, неопределенность), в области социальных отношений – предвосхищает теорию общественного договора.
Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99-55 до н.э.). судя по поэме «О природе вещей», это был высший взлет материализма античного мира. по мнению Лукреция, «природа собственной силой богата и от нас не зависит». Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования. Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожес