Общая характеристика восточной философии (индийской, китайской, мусульманской)
ВФ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ВФ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения Брахманы (I тыс. до н. э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н. э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н. э. ).
Для древнеиндийской школы хар-ны:
1. внимание к вопросам поиска сущности чел. и окружающего мира
2. признание тождества между микро- и макрокосмосом
3. признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"
Большей частью индийская философия сконцентрирована на высшей реальности. Страдание, спасение и высшая реальность – это основные “камни” индийской философии. Основные темы - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Концепция круговорота жизни - сансара и закон воздаяния - карма. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни - низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.
Две главные школы – индуизм и буддизм.Обе нацелены на Просветление. Индуизм признает авторитет Вед. Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”). Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов.
Буддизм - отрицает авторитет Вед. Зародился в Индии в VI-V вв. до н. э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. Буддистское учение основано на том, что называют 3 Алмазами буддизма: Будда, Драхма и Сангха. Жизнь самого Будды – это первый алмаз, и история поисков им истины. Буддажил с 536 по 476 г до н.э. и в конце жизни достиг Просветления, сидя под деревом. Его пробуждение привело ко второму алмазу – Дхарме (заключала 4 истины: все существование наполнено страданием; страдание вызывает желание; возможно освобождение от страдания; дорога к освобождению). После чего он странствал 45 лет проповедуя свое учение и идею обретения нирваны. Третий алмаз, Сангха – это в сущности сама буддистская организация, монастырь. Это способ регуляции веры. Буддизм достиг большого успеха лишь в Китае и Японии.Основные постулаты:
1. Отрицает авторитет Вед (и кастовую систему)
2. Признает 4 истины
3. Рассматривает Я как иллюзию. Существует непрерывность, связь одного существования с другим, но Я – это иллюзия, созданная совокупностью умственной и физической деятельности. Медитация – это способ приближения к чистому разуму.
4. Стремиться к нирване (угасанию) с помощью полного избавления от желаний, страданий
5. Отрешенность Будды.
В Китае процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии Ф-ы Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь - олицитворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.
Три главных философии – это конфуцианство, даосизм и буддизм. Они постоянно противоречили и взаимодействовали.
Конфуций нравственное поведение.Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Принцип сыновней почтительности и уважение к родителям.
Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа:
1. жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)
2. Ли, этикет (правила)
3. Чжи, праведность (надлежащее поведение)
Школа ДАО.Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. Лао-цзы. “Дао дэ цзин” (Путь к силе), Лао-цзы написал ее за одну ночь. Слово “Дао” означает “путь”, или универсальный путь. Эта сила которая управляет Вселенной. Принцип дао- надо просто ему следовать. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”, точнее “ничего не переделывать”. Следовать пути Дао, пользоваться силой Дао (Дэ) – это значит придерживаться у-вэй. Мудрый правитель руководствуетяс принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти. Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.
Высший из мудрецов Дао тот, кто прошел через эмоции, земные привязанности и развлечения и во всем един с Дао, безличным небытием. Поскольку Вселенная никогда не перестает существовать, а я являюсь частью Дао Вселенной, то я тоже никогда не перестаю существовать.
В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и Срединный путь.
Чань особенно подчеркивал роль медитации и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще остается центральной в китайском буддизме. Как бы избавиться от невежества. Буддизм принес в китайскую философию идею Высшего разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.
Неконфуцианство. Ци, великая гармония. Философ Чжан Цзай (1020-1077)(Книга: Правильный путь для начинающих) говорил о Ци (раньше оно понималось как газ или эфире) как основа субстанциональной Вселенной. Он доказывал, что путота не является абсолютным вакуумом, что ци рассеяно так, что остается невидимым. Если признать, что пустота, это Ци, то поймешь, что Ву (небытия) не существует. Одним из очень известных отрывков: “Поскольку все вещи во Вселенной состоят из ци, то все люди и прочие предметы являются всего лишь частью этого огромного тела”
Восточной фил свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.