Проблема природы человека – боисоциальная (дуальная)
Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков:
а) Анатомические особенности как биологического вида: – Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности; – Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции; – Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях; – Большой мозг и сложная нервная система; – Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка; – Длительная зависимость детей от родителей; – Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.
Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам
С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованьями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.
Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Ключевая проблема природы человека: Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке (еще Аристотель называл человека “политическим животным”, подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального)). В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:
– биологизаторские (натуралистические) концепции человека, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, одна раса изначально превосходит другую на уровне генотипа социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина).
– Социологизаторские концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному.
Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию. Но решающее влияние социального фактора на развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой деятельности, биологическое, в значительной мере (но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития нежели у других представителей животного мира, то есть “очеловечилось”. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Преимущество человека перед животными в том, что научился производить не только для удовлетворения собственных нужд (физиологических потребностей), но и для других людей. Именно поэтому произведенный человеком продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке - это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями организма), чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению.
Теория о совместной геннокультурной эволюции --- задача современной социобиологии. Она пытается перенести этологию на анализ человека. У человека не может быть трансцендентальных целей, возникших вне его биологической природы. Социальная деятельность определяется целиком биологией. Но контрпример --- маугли. Дети не становятся людьми вне общества, а звери в основном сохраняют все свои качества (хотя высшие животные уже не все), что говорит о качественном отличии.
Осн воззрения на природу чел:
Ф. Древн. Востока. На основе мифологического понимания мира. Индия - нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования душиЧеловек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе. Китай. Конфуций (551-479 до н.э.) судьбу человека определил «небом», а деление людей на благородных и низших неизменно. Конфуций призывал к тому, что каждый человек должен учиться и нравственно воспитываться. Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель - достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не пожелаешь себе. Восточной фил свойственна ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.
Античность, особ натурфилософы, рассм чел как образ космоса, «малый мир», микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. Человек есть органическая часть космоса, он есть его образ, микрокосм и микротеос. Даже боги есть просто реальные действ лица. Демокрит: Человек состоит из атомов, из атомов же состоит и душа человека. Со смертью тела исчезает и душа. При этом цель жизни - счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье- радостное расположение духа, причем важное его условие есть мера, соблюсти которую помогает разум. Мужественный человек сильнее своих страстей.
Софисты. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, три момента :1) их релятивизм и субъективизм в понимании блага, добродетели, справедливости; 2) вводят человека в бытие как главное действующее лицо; 3) процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновываю экз характер истины.
Начиная с Сократа ф антич считали чел двойственным существом, состоящим из тела и души. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Основной интерес представляет внутренний мир человека, его добродетели. Платон соотн душу с идеей. Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело - враждебная ей материя. От качества души зависит и общая характеристика чел, его предназначение и соц статус. на 1 месте - душа фил, наиболее мудрая и восприимчивая к знанию, что является главным в сущности чел и отличает его от животных, на последнем месте - душа тирана. В единстве и противоположности духа и тела и состоит трагизм человеческого сущ, Аристотель. Чел рассматривается как существо природное, социальное и государственное. Тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя сущ-вом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства, становясь либо животным, либо божеством. Отлич признаки чел - его социальность и разумность. Чел есть единство души и тела. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, это единственная возможность самореализации личности. Иначе добрые качества вообще не могут быть замечены. Признает приоритет социального целого над индивидуумом. При этом выступает за экономический индивидуализм(частная собственность) и этический индивидуализм (следует любить больше всех самого себя), что не исключает идей самопожертвования. Разумный эгоизм.
В христианствеглав размежевание проходит не столько между телом и душой, ск между «плотским чел» и «духовным чел». Природа чел поним как трехчастная: тело- душа- дух. В системе христианского мировоззрения он стал существом, в котором неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бл. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Развитая в средневек ф позиция наход свое продолжение в православ, католич, и протестантской концеп человека, т.е. в рамках основ вероисповеданий христианства.
Ф стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно- чувственного, подчеркивания единства истины, красоты, добра, без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога – Святого духа, каких-либо приоритетов. Человек есть часть порядка, установленного богом. Он есть его образ и подобие. Внутренне раздвоен в рез грехопадения, есть единство божественной и чел природы, причем каждый имеет возможность приобщения к бож благодати и «обожение».
Ф стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. Здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли. В социальном плане чел есть ничтожество и винтик , его задача приобщиться к богу и найти спасение. Драма чел жизни - грехопадение -искупление. Три составл внутреннего мира разум-сердце-воля. Средневековая философия – человек как образ и подобие Бога. В то же время сохраняется взгляд, что человек - разумное животное. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он владеет божественным даром - свободной волей и одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений. Человек выше космоса и должен быть господином природы, но из-за своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Человек в посюстороннем мире рассматривается не в своей реальности, а как момент движения к Богу.Ф стиль протестантизма основывается на нововременной ф с ее выделением личностного начала (М. Лютер).
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Человек не только природное существо, но и творец самого себя. ослабевает убеждение в греховности челка и испорченности чел. природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Изначально в нем заложено стремление к добру, Вера в безграничные силы человека и его возможности. Свобода воли и выбора, свобода творчества, причем каждый волен либо возвыситься, либо упасть до животного состояния.
Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.
Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений на Земле, разумным центром Вселенной. Паскаль - величие и достоинство человека в его способности мыслить.
В новое время XVII внимание обратилось внутрь челка. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, оперирующей мат и идеальными предметами. Ф-фы нового времени пытались раскрыть природно-биологич основы человека. Локк придавал важную роль формированию гармонич. духа и физического начал личности (здоровый дух в здоровом теле). Французские материалисты 18 в. также стремились преодолеть дуалистическое противопоставление тела и духа, но допускали при этом упрощение. Гольбах, исходя из утверждения, что наши души подчинены тем же физич. законам, что и материальные тела, отрицает свободу воли в действиях людей, склоняясь к фатализму.
Новое время специфика чел усматрив в разуме, мышлении, рациональности– «человек разумный». Декарт- Мышление есть единственно достоверное доказательство чел существования, антропологический дуализм души и тела, две разнокачественные субстанции. Тело есть своего рода машина, а сознание - его руль.Тело простирается, душа мыслит. Механистический взгляд получил большое распространение.
Гегель. Рационализм, чел есть выражение познающего абс духа, отличие от друг сущ - его разумность. Личность начинается с осознавания себя как сущ бесконечного, всеобщего и свободного. Свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через включение в многообразие отношений общ. жизни.
Кант: Антропологический дуализм, нравственно-природный. Человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абс ценностям. Как часть чувственного мира явл, он подчинен строгой необх, как носитель духовности - свободен. человек есть законодатель своей теоретической и практической деятельности. Исходный принцип поведения чел - нравственный категорический императив, всякая личность должна быть самоцелью и самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает зачатками добра. Цель воспитания состоит в том, чтобы добрые задатки одержали верх над злом, у всех есть чувство вины. Человек со спокойной совестью не может быть моральным. Кант провозглашал параллельное существование человека в несводимых реальностях "мира природы" (в ней человек живет как существо материальное) и "мире свободы" (здесь человек как существо идеальное обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.
Фейербах - сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви
Концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Осн представ данной теории – Маркс. Основное в понятии чел - трудовая деятельность. Общ сознание определяет сознание чел, а общ детерминирует свойства чел. М и Э развили общематериалистическую идею детерминации человека объективной природой и соц. реальностью. Человек - это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного. Именно трудовая деятельность лежит в основе сущности человека, при этом занимаясь трудовой деят, чел не может не вступать прямо или опосредовано в общ отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общ произ развиваются и общ отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общ отношений (материальных и духовных, идеологических, настоящих и прошлых). То есть понимать человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему. он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общ отношений и выражает этим свою соц сущность. Кроме того, чел - дитя истории, он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего человеческого рода, частью которого он является. Социально-деятельная сущность человека - вне соц отношения и общения как формы их реализации чел не может стать чел.
Философия жизни - сверхчеловек Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В фил жизни на перв план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.
Феноменолог Гуссерль провозглашает подлин природой чел опыт его сознания- образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни. Пытается преодолеть замкнутость личности, поэтому переживание считает интенсиональным, изначально направленным на внешний мир. Человек не просто сущ, а сущ в мире.
Герменевты считают, ч истинность чел реализуется в его существовании в мире, понимании мира, преодолении потаенности вещи, слияние ее границ с границами чел, каковы его временность, забота, страх и активность.
Ф-ая антропология. Ставится задача на основе частных наук о человеке, биология, психология, социология, воссоздать целостное понятие о чел.
Ф-фы- аналитики видят в чел существо, активно реализ свои языковые способности. В сфере языка чел решает ч, почему и как следует делать.
Неокантианская трактовка: человек как «символическое животное».
Экзистенциальная трактовка: экзистенция, человек как «проект». Обеспокоен подлинностью индивидуального чел существования. Ищет свободу как от природного, так и от других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, сциентизма, материализма. На первый план выдвигается не просто чувства, а процесс чувствования, переживания, вместо кратковременных чувств - долговременные. Конечность существования задана первоначально. В существовании живут вместе, но умирают в одиночку. Инд и общ рассматриваются как противопол образования, наход в конфликте. Подлинное существование - индивидуальное бытие личности, ее свобода. Неподлинное бытие - бытие в обществе.
Психоаналитическая трактовка: структуры «Я», «ОНО», «Сверх-Я»
Структуралистское понимание человека: тезис о «смерти человека».
Сог постмодернистам, чел существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, скучного, коллективного, тоталитарного. Чел может понять существующие общест нормы лишь в том случае, если он постоян от них отдвигается, деконструирует их.
В русской ф выдел два основ подхода к пробл чел:
а) материалист учения революц-демократов – судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира; чел высшее существо прир (Белинский, Герцен,Чернышевский). Достижение свободы и независимости личности связывает с соц преобразованиями. Критика кап и религии, утопич соц. Герцен - идея русского соц как освобождение мужика. Его антропология рационалистична: чел вышел из животного сна благодаря разуму. Чем больше соответствия между разумом и действительностью, тем более чел свободен. Формирование личности состоит в ее взаимодействии со средой. Чернышевский - природно-монистическая сущность человека. Вводит социальные аспекты сущ чел, связывает проблему чел и ее решение с соц преобразованием общ. Натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности.По его мнению, фил должна видеть в чел то, что и медицина, физиология, химия.
б) концеп религиозной ф- вопрос о природе чел. реш на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божествен и земного. Достоевский. Человек, его предназначение и судьба, Что есть свобода чел? Он в глубине содержит два начала - бога и дьявола, добра и зла. Проявляются они, когда чел на свободе. Соловьев. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, абс и вечной сущностью и преходящим явлением. Чел есть и божество, и ничтожество. Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к - пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид - натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Весь трагизм состоит в столкновении конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия чел как дух сущ и чел как природного сущ. В русской рел фил сущность состоит в том, чтобы соед чел богом, причем у Ницше -человекобог, у русск - богочеловек. Сугубо гуманистич характер.
Итог в современном понимании
1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Дух мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, худ творчестве. В итоге он оказывается сущ социальным, общественным.
3. Человек есть единство , но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности.
4. Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Чел обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть сущво кризисное.
5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.
Актуальные на сегод проблемы ф человека:
1.Проблема антропогенеза. Суть проб антропогенеза- исторически формировался чел как существо биосоциальное. Марксизм: Становление чел и общества_ это взаимосвязанный процесс, процесс антропосоциогенеза, и важн роль в нем принадлежит трудовой деятельности. На рубеже 20в. появляется мутационная теория эволюции де Фриза, согласно кот виды возникают скачкообразно, в рез крупных единичных мутаций в генном наследств аппарате(геноме). В 40 гг. шир распространение получила синтетическая теория эволюции, согл этой конц глав явл не особь, а популяция. В последние десятил ведется критика синтетической теории эволюции, она связ с появл в биологии сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни. Антропогенез не следует рассматр как линейный процесс.
2.Проблема сущности человека находится в центре ф учения о чел. Субстанцией, лежащей в основе бытия чел и составляющей его сущности, явл трудовая деятельность, осуществляемая в рамках обществен производства. В той степени, в какой индивид осваивает и реализует всю совокупность общест отнош, происходит его собств развитие. В чел реализуется тождество субъекта и объекта. Вне деятельности соц отнош и общения чел не может стать человеком. Если сущность чел- общая характеристика рода человек, то существование кажд индивида всегда индивидуально в своем конкретно- эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Существование- бытие индивида как целостного существа в своем многообр форм, видов и свойств проявления. Эта целостность выражается в том, ч чел есть единство трех основных начал- биологич, соц и психич, т.о, это биопсихосоциальныйфеномен
3.Биологич и соц-е в чел. По своей сути человек существо соц-ое, в то же время он дитя природы и не может функционир безотносительно к своей собств биологич природе. Биологич в чел выражается в генах, морфофизиологических, электрохимических и др. процессах. Соц и биол находятся в неразрывном единстве, сторонами кот явл личность как его «соц качество»и организм, кот составляет его природ основу.
4. Бессознательное и сознательное. Долгое время чел, его бытие рассматр только как проявление сознат жизни. Этот взгляд нашел воплощение в картезианском тезисе “cogito ergo sum”. Но, начиная с Нового времени. в ф антропологии все б место занимает проблема бессознательного, влияние на разраб данной пробл ок З.Фрейд, открывший целое направление в ф антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор чел измерения и существования. Он представлял бессознат как могущсилу, кот противостоит сознанию. психика сост из трех пластов: нижний слой- “ОНО” находится за пределами сознания(биологические влечения и страсти); средний слой- “Я” человека; верхний слой- “СВЕХ-Я” (идеалы, нормы общества). К.Юнг выступил против трактовки чел как существа эротического. По Юнгу сущностное ядро личности составляет единство индивидуал и коллективного бессознательного. Чел существо архетипное. Разработка конц бессознат внесла вклад в иссл структуры индивид и обществ сознания.
5. Индивид и личность. Чел рассм как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Персонифицированный индивид есть личность. Соц индивидуальность делает чел личностью. Природная индивидуальность так же оказ влияние на развитие личности. Деят-сть челявл основой, благ кот проис развитие личности и выполнение ею различных соц ролей.
6. Смысл и цель жизни. Ф экзистенцион направ- воп о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. В атеистическом экзист-ме –бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд. Обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. В общем плане: смысл жизни состоит в развитии чел как самоцели, его всесторон совершенствов. А поскольку чел по своей сути существо общест, то смысл жизни его м/б найден только на пути сопряжения интер и целей общества и личности. Определить личност смысл жизни- значить осмыслить жизнь во всей ее сути в большом плане, объяснить, ч в ней подлинное, а ч мнимое, опред не только основные зад и цели жизни, но и реальн средства их осущест.