Эмпиризм ф. бэкона (1561-1626)
- основу познания составляет чувственное познание, мы познаем мир посредством наших ощущений. «нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»
- основанность знания на опыте, философия носит практический характер.
- Цель науки – господство человека над природой, подчиняясь ее законам, переход от философии слов к философии дела.
- основной девиз – «Знание – сила» (природа побеждается только подчинением ей)
- применял индуктивные методы(от частного к общему) познания (аксиомы – новые эксперименты)
- «Новый органон» - поиск новых методов познания в науке (методология)
- Для достижения достоверного знания сознание должно быть свободно от ложных «призраков» («призраки» рода - отражение вещей в искривленном и обезображенном виде, пещеры – ошибки индивидуального характера, рынка – неправильное использование слов, театра – вера в авторитеты)
- Наука делится на философию (истина разума) и теологию (истина веры)
Рационализм Декарта (1596 – 1650)
- в основе познания лежит разум (рациональная интуиция), а опыт – это практическая проверка данных интеллекта.
- разрабатывал универсальный дедуктивный метод, признавал существование врожденных идей в уме, определяющих результаты познания.
-Вселенная – механизм, первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой – деизм.
-Дуализм – существование двух независимых субстанций: материальной и духовной
-Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами мышления и протяженности, все остальное производное, то есть модусы мышления или протяжения.
-Врожденные идеи – идея Бога, большинство оснований математики и логики.
-Метод методологического сомнения как способ получения достоверного знания (сомнение в теориях, ощущениях, но не в самом мышлении)
- Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро).
Основные идеи :
-Все должно предстать перед судом разума
-Культ науки и прогресс человечества
-Имей мужество мыслить самостоятельно
-освобождение от предрассудков и метафизических догм
-пересмотр интеллектуальных ценностей
-защита естественных прав человека (свободы и равенства)
-критика суеверий
-борьба против тирании и сословных привилегий
-издание энциклопедий научного знания
-личные качества человека зависят от окружающей среды, пороки – это также результат влияния среды, поэтому от избавления от них необходимо преобразовать окружающую общественную среду.
-Деизм.( бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий)
Вольтер
Он ввел в научный оборот термин «культура». Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он признавал необходимость веры в бога как перводвигателя вселенной. Ему принадлежит фраза: Осмельтесь мыслить самостоятельно!
Руссо
Он призывал назад к природе, цивилизация испортила человека. Развивал теорию общественного договора, клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию. Был представителем демократического крыла идеологов просвещения, и сторонник естественного права
Дидро
Он утверждал, что все есть материя в движении. Душа – это продукт единства организма, его целостности.
- Теория познания и этика Канта.
Теория познания
-необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания
- Феномены – воспринимаемые явления вещей(мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) «ВЕЩИ ДЛЯ НАС»
-Ноумены – (вещи сами по себе, умопостигаемая, не данная в опыте, сущность) – непознаваемая часть мира «ВЕЩИ В СЕБЕ» вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом
- мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является
- Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил.
-Познание – взаимодействие рассудка и чувств
- Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога)
-Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления
- при попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – антиномии (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры)
Этика
-«Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
- Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой
- Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе.
-Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину)
-Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – категорический императив «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, как цели, и никогда как к средству»
-Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства.
-Религия – нравственное единение людей.