Философия существования
Одно из наиболее значительных направлений соврем философии – «философия существования». Крупные представители: Н.Бердяев, Л.Шестов, А.Камю, К.Ясперс и др. Появление этого течения обусловлено кризисом европейского обществава 20в, связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократ режимов фашистскими, тоталитарными.
Важнейшие особенности:
1. разработка нового понятийного аппарата, т.е. замена понятий традиционной фил-и (бытие, материя, движение) понятиями, связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества ва и др людей в условиях кризисной ситуации (страдание, отчаяние, страх, тревога, заброшенность, абсурд, ответственность, болезнь, смерть, свобода выбора).
2. утверждение идеи неповторимости, уникальности человека и его судьбы
3. утверждая уникальность человеческого бытия, подчеркивает особую роль активности человекака в осознании самого себя, своей сущности
Проблема свободы – одна из центральных проблем.
- Философская онтология. Понятия: бытие, субстанция, материя.
Онтоло́гия - раздел философии, изучающий бытие.
Основные исторически сложившиеся позиции в онтологии:
Релизм –признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (объективная реальность).
Объективный идеализмсчитает объективно реальным и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Духовное – высший род бытия. Бытие духовного вечно, телесного –временно.
Материализм отрицает самостоятельное, независимое от материи существование душевных явлений.
Субъективный идеализм – реальность в рамках опыта.
Феноменология ХХ в. Э. Гуссерль. Вещи – часть содержания самого сознания, на которую направлены акты самого сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Бытие феноменов, сущностей.
Экзистенциализм – бытие человека – бытие вещей.
Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления –категории(бытие-небытие, качество-количество, сущность и явление, целое-часть)
Бытие – философская категория, обозначающая реальность, действительность, т.е. все, что существует тем или иным способом, это общая характеристика мироздания. Антитезой бытия является Ничто.
Виды бытия:
- Бытие природы
- Бытие человека
- Бытие общества
- Бытие понятий (идей)
В античности бытие рассматривалось как поиск первоначала мира, оно было едино и неизменно.
В средние века истинное бытие – Бог.
В эпоху возрождения бытие совпадало с природой.
Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: Субстанция – первооснова всего существующего, то, из чего все существует (протяженность, мышление)
В эпоху просвещения бытие отождествлялось с материей и веществом.
А в марксизме бытие – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека.
Материя –объективная реальность, данная в ощущениях.
В античности материя – это первоначала.
В возрождении материя одухотворена
В просвещение материя – это вещество.
Согласно материализму материя внутренне противоречива и это противоречие станосится источником ее изменения.
Основное свойство материи – движение.
- Современная научная картина мира.
Современная научная картина мира – находится в периоде, который называется постнеоклассицизм. Она характеризуется междисциплинарностью.
Современную научную картину мира сформировали прежде всего крупнейшие открытия физики, сделанные в конце XIX — начале XX в. Это открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считались атомы, то в конце прошлого века были открыты электроны, как собственные части атомов. Позднее было исследовано и строение атомных ядер, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (частиц, не имеющих заряда).
. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы».
Фундаментальные основы новой картины мира:
1. общая и специальная теория относительности
2. квантовая механика
Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах
Свойства современной научной картины мира:
- объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;
- строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;
- динамичность – постоянное стремление к развитию;
- закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.
Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают измениние картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий.
- «Антропный принцип» в современной космологии.
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. дОсмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии Антропного Принципа. Существуют различные формулировки , но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. «Слабый» . гласит: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» говорит о том, что «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане Антропный Принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф. Дайсон, Ф. Хойл и др. Значение Антропного Принципа возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.