Философия милетской школы

ТЕМА №4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Под античной философией имеются в виду направления, школы и учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах. Древнегреческие фи­лософы, в зависимости от того, что они проповедовали, образовали множество течений, а совокупность этих философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческих обществах, составила античную философию. Античная философия — единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Античная (древняя) философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VII в. до н. э. в Греции и продлилась до VI в. н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии— материализм и идеализм, возникла диалектика, были поставлены в зародыше (а то и в довольно развитом виде) все основные вопросы философии. В то время творили десятки мыслителей, имена ко­торых на слуху даже у тех, кто специально философию не изучал, — Пифагор, Гераклит, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар, Марк Аврелий, Цицерон, Сенека, Филон.

Античную философию, которая была целостным яв­лением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.

Первый период античной философии — период ее зарождения из мифологического мировоззрения — относится к VII в. до н. э. К этому периоду относятся первые философские антимифологические учения, которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школы элеатов Ксенофан, Пифагор, Гераклит и его современник и философский антипод Парменид-- главный представитель школы элеатов.

Второй период в истории античной философии— период ее зрелости — является главным и наиболее слож­ным. Сюда относятся учения великих натурфилософов — Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также пифагорейца Филолая; движение софистов, впервые об­ратившихся к этико-социальной тематике учения Сократа, во взглядах которого зарождается проблема философской методологии. В IVв. до н. э. Платон вводит в философию понятие «идея» именно как «идеальное».

Сюда относится начало деятельности так называемых сократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершает этот период.

После Аристотеля античная философия утратила свой творческий характер. Древнегреческая культура начи­нает расти вширь.

Третий период в истории античной философии есть эпоха распространения греческой культуры как на Вос­ток, так и на Запад— на Рим. Этот период охватывает III-I вв. до н.э. В эти столетия продолжают функциониро­вать как старые философские школы Платона и Аристоте­ля, так и новые. Это школы Эпикура, Зенона. Их учения проникают в Римскую республику, порождая римский эпикуреизм (Лукреций Кар), скептицизм и стоицизм (Се­нека, Марк Аврелий).

Последний период в истории античной философии — философия Римской империи — проходит под влиянием сначала стоицизма, а затем неоплатонизма и возникших христианских идей, философской опорой которых был тот же неоплатонизм.

Разгон императором Юстинианом в 329 г. философских школ в Афинах, и прежде всего Академии Платона, знаме­нует конец античной философии.

ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ.

ФАЛЕС

Одной из древнейших философских школ считает­ся Милетская (VII—V вв. до н. э.). Мыслители из го­рода Милета (Древняя Греция) — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Для Милетской школы характер­ны следующие черты: поиски первоначала; само первоначало мыслится монистически; оно представ­лено как первичное вещество; первоначало мыслит­ся как живое, находящееся в вечном движении и пре­вращении (такая точка зрения есть гилозоизм — уче­ние о всеобщей одушевленности материи).

Философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу яв­ляется космоцентрической. Материализм первых гре­ческих философов носил стихийный характер, а по­пытки рассматривать окружающий мир в непрерыв­ном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.

Фалес (640—545 гг. до н.э.) являлся первым ионийским и вместе с тем первым европейским фи­лософом. Он был также математиком, физиком, аст­рономом. Фалес определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноден­ствий, предсказал солнечное затмение, изобрел не­сколько астрономических приборов; он открыл Поляр­ную звезду и ряд созвездий и показал, что они мо­гут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия пер­воначала, каковым, с его точки зрения, оказывается вода. Она во всем и подо всем. Все, что есть в мире, производно от воды и основывается на этом перво­начале. Она отличается от простой воды; это вода божественная, одушевленная. Земля, как и все пред­меты, пронизана этой водой; она окружена со всех сторон водой в ее исходной форме и плавает, как дерево, в безбрежной воде. Одушевленность воды связана с населенностью мира богами. К этому пред­положению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, есть начало всего). Вода пребывает в движении, вслед­ствие чего все вещи и земля изменчивы, земля во время землетрясения «носится» в разные стороны. Так как в мире в изобилии имеется жидкость, а зем­ля пропитана ею, то из земли «выходят» реки и моря.

Божественность, одушевленность воды выражает­ся и в такой форме, как душевная жизнь человека. Сама душа есть тонкое (эфирное) вещество, позво­ляющее человеку чувствовать; она является носите­лем разумности и справедливости и причастна к бо­жественному (разумному и прекрасному) строю ве­щей. Душевная жизнь человека отличается от процессов природы — она ближе всех стоит к богам. Итак, и природное, и духовное основываются на еди­ном первоначале; не мифология способна объяснить мир, а знание, направленное на первоначало, изнут­ри присущее самому миру.

Фалес считал, что все знание надо сводить к еди­ной основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека. «Познай самого себя» — одно из важней­ших положений, связываемых с его именем.

ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ.

Наши рекомендации