Лекция 8 Философия Владимира Соловьева
Прежде чем начать говорить о философской системе Соловьева, нужно в общих чертах показать ту эпоху, в которой Соловьев жил и писал. Это была вторая половина XIX века, собственно годы жизни философа 1853 – 1900. В это время все безоговорочно и наивно верили в науку и прогресс. Россия была по сравнению с Европой несколько отсталой страной, поэтому воспринимала идеи Запада в искаженном варианте. Церковь тогда была полностью подчинена государству и возглавлялась не патриархами, как положено, а обер-прокурорами, которые были светскими людьми, а иногда и вообще атеистами. Служители церкви рассматривались как государственные чиновники, служащие сначала государству, а уж во вторую очередь – Богу, поэтому их обязывали даже нарушать тайну исповеди и доносить на человека, если он был в чем-то виновен перед государством. Люди, конечно, чувствовали несоответствие церкви тем функциям, которые она должна была выполнять, поэтому религиозность считалась признаком отсталости. Модно было быть революционером, прогрессистом. Духовная жизнь оставляла желать лучшего, чувствовался огромный духовный голод, особенно среди детей церковного клира и священников. В этой атмосфере и сложилась философская система Соловьева, которая несет на себе отпечаток отсутствия полемики с другими философами, в которой мог бы отточиться философский понятийный аппарат. Тогда других философов просто не было.
Сам Соловьев был очень религиозен в детстве; повзрослев, он отказался от своей детской веры и стал атеистом, причем настолько яростным, что принялся было выбрасывать из дому иконы, за что был побит своим отцом – знаменитым историком Сергеем Соловьевым. Как почти все в то время, он увлекался естественными науками и однажды, будучи в Лондоне, он вдруг почувствовал, что должен бросить все и срочно ехать в Египет. Он так и сделал. В Египте он пережил приключения, был ограблен разбойниками и получил откровение, после которого вернулся к религии своего детства и создал философскую систему.
Откровение, которое пережил в Египте Соловьев, было откровением о Вечной женственности – внутреннем единстве и близости мира. Этот личный опыт был выражен им в его философии. Вернувшись в Россию, Соловьев изучает философию, защищает диссертацию, пишет свои произведения и читает лекции, которые собирают огромное множество людей.
То, что открылось Соловьеву как Вечная женственность, он назвал Софией. Это имя было издавна известно в христианстве и обозначало Мудрость Божию, но учение о ней не было оформлено догматически, хотя и существовало в литургической жизни и церковной архитектуре (храм св. Софии в Константинополе (Стамбуле). Мудрость Божия, воплощенная в мире, и есть София. Это некое жизненное целое, способное личностно общаться с человеком, внутреннее единство мира – всеединство. По Соловьеву, существует три уровня единства:
1 уровень – механическое единство (взаимосвязь элементов, например, человек как биологическая система); он выражается в физической картине мира;
2 уровень – органическое единство (элементы порождают несводимое к их простой совокупности целое); здесь возникает вопрос о смысле мира и жизни, понимание, что все это не сводится только к физическим характеристикам;
3 уровень – всеединство (когда в любом элементе целого выражается все целое). На этом уровне не может быть взаимозаменимых элементов, каждый из них уникален, и в целом не растворяется, а проявляется уникальность элементов. Как в музыке, которая состоит всего из семи нот, но в каждом произведении эти ноты звучат по-разному, т.е. проявляется их уникальность, способность выражаться всегда по-иному. Только на этом уровне может происходить общение. Всеединство было пережито Соловьевым как Вечная женственность – нечто близкое, интимное, отзывающееся на обращение и способное общаться. Женственность нельзя здесь понимать в физиологическом смысле как женское. Вечная женственность – это инаковость по отношению к активному началу, которое является Богом. Мир пассивен по отношению к Богу, поскольку бог его создает, и, однако, он близок Богу.
Исходя из идеи всеединства, Соловьев создает свое учение о красоте и любви. Он считает, что нельзя две стороны вещи – материальную и идеальную рассматривать как две противоположные субстанции; это всего лишь две разные формы сущего. Сущее раскрывается для нас в форме рядоположенных элементов, мы воспринимаем последовательность этих элементов – это и есть материальное существование. Сущность постигается умом в виде идеи. Таким образом, сущее как материальное бытие раскрывается в пространственной разъединенности, а сущее как идеальное бытие усматривается умом в единстве. Итак, сущность постигается умом, материя – ощущениями, а сущее (вещь) – верой.
Все элементы человека могут быть выражены в одном из них, например, в лице. Эта выраженность многого в одном и внутреннего во внешнем и есть красота. Она отличается от прелести – это когда внешнее имеет красивые черты, но не выражает внутреннее. Для восприятия красоты нужны внутренние усилия, так как часто для выражения внутреннего существуют внешние препятствия. Красота – это сила, которая преображает внешнее, изменяя тем самым строй бытия. В каждой культуре существует свой идеал красоты, который создает систему мотиваций для поиска красоты строго в определенных местах по определенным же признакам. Большинство людей придерживается этих признаков и идеалов, и не ищет красоту в других местах и по другим признакам, так как это требует дополнительных душевных усилий; легче идти по проторенным путям. Всеединство выражается в каждом своем элементе. Усмотрение этого выражения должно преобразить человека, сделать его красивым и здоровым. Всеединство усматривается в человеческом теле, например, как его софийный прообраз – нетленное тело. Красота является также силой, которая движет эволюцию. Соловьев – один из немногих русских философов, признающих эволюцию. Прогресс сомнителен в ценностном плане, так как в прогрессе всякая предыдущая ступень развития рассматривается как материал для последующей ступени, как что-то несамоценное, должное быть отброшенным. Эволюция – это последовательное раскрытие всеединства на любой из стадий как красоты, направляющей дальнейшее продвижение к всеединству. Красота раскрывается на вышеуказанных трех уровнях единства мира. На неорганическом первом уровне красота еще не так видна, но и искажений здесь гораздо меньше, например, уголь и алмаз имеют одно и то же химическое строение, но алмаз гораздо красивее, так как искажения в нем почти отсутствуют. На органической стадии все гораздо сложнее. Здесь существует несколько причин, вызывающих препятствия для выражения всеединства, т.е. для красоты: бесформенность, преобладание одной из функций, искажение высшего. Конечная цель эволюции – достижение стадии богочеловечества, когда божественное соединится с человеческим. Это случилось в воплощении Христа. Человек может активно участвовать в эволюции, предвосхищать красоту. Это функция искусства, поэтому оно способствует эволюции. Всеединство должно утверждаться в жизни в религиозном преображении.
Соловьев создал свою эволюционную утопию. Западная цивилизация, по его мнению, являет собой идею разъединения, что видно по политическим системам и культуре. Мусульманский Ближний Восток – идея начального единства, как теократии (единства религии и государства). Россия же должна воплотить в себе идею нового единства ранее разделенных Западом элементов. Одновременно Соловьев чувствует, что Россия может не выполнить этой миссии из-за возобладания инстинктов большинства над меньшинством и установления социализма. Это предчувствие выражается в “Повести об Антихристе”, которая повествует о конце света в форме мирового кризиса. К сожалению, предчувствия Соловьева оправдались.
Сила, с помощью которой красота утверждается в мире, преображая его – это любовь. Функция любви в соединении разъединенного. Самая обычная телесная любовь преображает человека телесно, она позволяет видеть тело как нетленное, красоту тела сквозь его недостатки. Из-за грехопадения любовь потеряла большую часть своей силы, поэтому ее не хватает для полного преображения. Однако вечность должна быть реально воплощена в человеке с помощью любви. Любовью мы приближаем преображение в нетленном теле, спасение и выздоровление. В этом состоит смысл половой любви, которую Соловьев понимал не физиологически и противопоставлял родовому инстинкту, который как раз и выражает физиологический аспект половых отношений. Родовой инстинкт – это программа, заложенная в каждом человеке для продолжения рода, появления потомства. Эта программа действует всегда одинаково в целях получения полового партнера, что видно по бессознательно одинаковому поведению мужчин для соблазнения женщин и бессознательно одинаковой соблазняемости последних. Это происходит для появления потомства, которое является главной целью, иногда не осознаваемой обеими партнерами, а сами влюбленные рассматриваются здесь только как ступень, которая после рождения ребенка должна быть отброшена, умереть. В мифологии такое понимание подтверждается связанностью секса со смертью; бог (богиня) любви как правило одновременно бог смерти. В отличие от родового инстинкта, половая любовь всегда выражается по-разному, строго индивидуально. Любовь нужна, чтобы вырваться из под власти рода, обрести личностное единство, достигнуть преображения тела из тленного в нетленное. Половая любовь направлена на софийный прообраз в человеке. Соловьев был первым философом, который пытался раскрыть положительный смысл именно половой любви.
Гносеология Соловьева вытекает из его онтологии. С помощью только чувственного или умственного познания невозможно обосновать реальность мира, оба этих способа недостаточны. Реальность удостоверяется верой (см. предыдущую лекцию). Человек является элементом мира, а мир всеедин. Осознавая это всеединство, человек чувствует присутствие других элементов мира. Все элементы взаимосвязаны через Софию (Вечную женственность), которая и есть всеединство. Осознать это можно, только обратившись к своему внутреннему чувству – интуиции. На этой интуиции, которая называется Соловьевым “вера” основывается реальность существования мира, Бога и других людей.
Часть 2 Философия сознания