Лекция 11 Философия мифа, мифологическое сознание
Начнем с определения мифа, которое потом будет уточняться. Миф – это особый способ осмысления реальности или особым образом осмысленная реальность. Не путать со сказкой, т.к. сказка, прежде всего, литературный жанр. Сказка может повествовать о мифе, но сама она мифом не является. Прежде всего, поскольку речь идет о способе осмысления, а значит о мышлении, нужно отличить мифологическое мышление от мышления рационального.
1. Рациональное мышление (научное и философское) осуществляется через постановку и решение проблемы. Чем больше мы знаем о мире, тем больше область неизвестного, по поводу которого можно задавать новые вопросы (это похоже на концентрические окружности), больше область познания. Мифологическое мышление, наоборот, направлено на снятие проблематизации, что позволяет человеку примиряться с действительностью. Жить среди вечных проблем невозможно, жизнь слишком сложна и непонятна, в ней много трагедий и страданий, пережить которые человек способен, только если они имеют смысл. Абсурд (бессмысленность) непереносима для человека. Мифологические понятия призваны дать смысл переживаемой действительности. Они могут быть похожими на научные понятия, но по сути остаются мифологическими, например “историческая необходимость”. С ее помощью современный человек объясняет те катаклизмы, которые средневековый человек объяснял “происками злых сил” или “колдовством”.
Это не значит ни в коем случае, что мифологическое мышление хуже или ниже рангом, чем научное или философское – оно просто другое и имеет другое назначение.
2. Философское и мифологическое мышления предполагают смысловое обобщение действительности. Отличие в том, что философию интересует смысл сам по себе (например, что такое любовь сама по себе), а смысл схватывается в точных понятиях. В мифологии смысл – это то, в контексте чего происходит осмысление всей действительности в целом. Например, у человека есть призвание; когда он его чувствует, то его ранее разрозненное на мелкие события, а потому бессмысленное существование, превращается в осмысленную жизнь. Смыслы интересуют мифологическое мышление не сами по себе, а только воплощенные в реальности. Любовь здесь не анализируется, она проживается и конкретно выражается в человеческой жизни. Становление космоса из хаоса выражается в образе битвы между богом-громовержцем и змеем. Мифологическое мышление всегда эмоционально-образное, а не понятийное, как в философии или науке, поэтому оно может схватывать только образно воплощенный смысл.
3. Этим миф похож на искусство – и там и там смысл воплощен в конкретных вещах и через них схватывается эмоционально-образным мышлением. Отличие в том, что в искусстве сосредоточение происходит на образе, в котором воплощен смысл, и отрешение от самого этого смысла. В мифе же наоборот, образ сам по себе не интересен, а образ, в котором воплощен смысл, становится значимым (камень сам по себе – ничто, а камень как амулет имеет значение).
Способ воплощения в вещах нового смысла – ритуал. В результате проведения ритуала в вещи появляется новое свойство, например свойство присутствия личности, которое появляется в подарке после акта дарения. То же происходит с магическими амулетами. Например, знахарка, которая лечит грудного младенца от грыжи с помощью ритуала, заговаривает камень и производит с ним определенные действия, после чего младенец выздоравливает. Обычно это объясняют самовнушением (вот еще одно мифологическое понятие!), но ни грыжа, ни младенец не умеют ничего себе внушать. Здесь происходит ритуальное оформление действительности, в которой камень становится амулетом и приобретает свойство исцелять.
Вообще вся действительность оформлена ритуалом. Примером этому могут служить праздники. Например, новогодний праздник – это повторение космогонических процессов, когда Индра (громовержец) победил Вритру (змея), т.е. силы космоса сломили сопротивление сил хаоса. В процессе жизни в течение года накапливаются негативные энергии, поэтому новый год должен победить старый, должно произойти как-бы новое космогоническое действие, которое обновит мир. Это можно интерпретировать в понятиях лечения от болезни: идея повторения акта космогонии лежит в ритуалах целительства. Самое простое из них – чтение космогонических мифов в присутствии больного; более сложными являются действия, имитирующие космогонический акт. Каждый новогодний праздник люди с помощью ритуала восходят к началу творения космоса, тем самым обновляя жизнь себе и миру. Мифологические смыслы (архетипы) выражаются в образах и воспринимаются циклично, они все время воспроизводятся на протяжении года или других промежутков времени; этим осмысляется жизнь. Когда человек отказывается от мифа, то он теряется в жизни, так как исчезает структурирующий ее принцип. Праздники, например, бывают настоящими (которые с помощью ритуала приобщают человека к мифологии) и ненастоящие, произвольно установленные, не имеющие своего протособытия, которое можно было бы ритуально повторить, и этим осмыслить и обновить жизнь.
Миф – это личностное бытие. Личность предполагает самосознание – это соотнесенность сознания с собой, т.е. Я-внутреннего с Я-внешним. Сама по себе личность вместе с личностно оформленным бытием – областью вещей, которые соотносятся с личностью, – составляет личностное бытие. Миф всегда имеет отношение к личности, необязательно реально воплощенной (боги, духи и т.п.). Любой миф – это обязательно личностно оформленное бытие. В свою очередь личность обнаруживает в себе структуру мифа. Она выражает себя в своих отдельных проявлениях. Так же и мифологический смысл (архетип) воплощается в каждой отдельной вещи, объединяет их в новое единство и меняет этим их свойства. Например, мифологическое понятие “судьба” объединяет разрозненные события жизни в единое целое, осмысливает их. Или “леший” – это все стороны жизни леса, выраженные в образе хозяина этого леса. Для мифологического сознания все одушевленно, со всем можно вступать в общение. В русской философии таким объединяющим образом является София. Соловьев пишет о ней в трактатах философски, а реально воспринимает ее мифологически. Современное мышление демонстрирует деградацию мифа, следствием чего является мифологизация науки – приписывание естественным наукам всемогущества и всезнания (XIX â.), придание черт мифологического божества. Наука дает картину бесконечного космоса. Для самой науки безразлично бесконечен космос в действительности или замкнут на себе, это всего лишь модели или гипотезы. А когда человек начинает верить в эти научные модели, то превращает их в мифологические образы, так формируется научная мифология. Например, есть наука история, которая изучает исторические события. Обычный человек (не историк) воспринимает историю как арену борьбы сил добра и зла, политические партии олицетворяют эти силы, а отдельные политики воспринимаются как божества, которые ведут между собой борьбу. Есть в этой мифологии свои ритуалы (голосование) и свои жрецы (пресса), и все люди верят в то, что этими ритуалами они изменяют жизнь к лучшему, способствуют победе добра над злом. Таким образом видно, что человек воспроизводит одни и те же структуры мифа. Отказаться от них нельзя – это свойство человеческого сознания – можно лишь выбирать себе определенную мифологию. Примером может быть борьба христианской мифологии и языческой: христианство боролось с язычеством за свободу человека от природных сил (божеств).
Рациональный и мифологический уровни мышления совмещаются в человеке, одно без другого невозможно, иначе происходит сдвиг к ненормальности. Мышление подобно спектру восприятия человеческим глазом света: ультрафиолетовый спектр – это способность к анализу, а инфракрасный – способность к обобщению. Между этими границами и осуществляется мышление. Все, что выходит за уровень обобщения с точки зрения человека – вымысел, а все, что выходит за уровень анализа – бессмыслица. Современный человек мало способен к обобщению, он способен видеть личность в других людях, но не в природе, животных или космосе. Древние были на это способны. А бывают люди, которые даже себя не считают личностями, а не то, что животных – это те, кто придерживается концепции полной обусловленности человека и его действий законами природы и физиологией. В психологии эта позиция называется бихевиоризм. Есть люди, способные к обобщению уровнем выше, чем большинство, например, Соловьев с его Софией. Спектр мышления у архаичного человека намного более смещен к границе обобщения, он мог общаться с природой и космосом. У современного человека спектр смещен в сторону анализа. А вообще мышление постоянно плавает между этими границами.
Свойство мифа в том, что если смотреть на него со стороны, он воспринимается как сказка, вымысел, а если живешь внутри него -–он воспринимается как самая что ни на есть реальность. Поэтому, выбирая себе мифологию, мы выбираем свою реальность.
Часть 3 Философия человека.