Семинарское занятие №3

1. Классическая эпоха в истории античности закончилась с началом правления Александра Македонского. Важно понимать, что этот исторический факт во многом определил дальнейшие развитие философии. Наступившая эллинистическая эпоха – время, когда эллинская культура трансформируется под воздействием ее контакта с традициями и верованиями Востока, в результате знаменитого Восточного похода Александра. В принятой периодизации античной философии к эпохе эллинизма относят и древнеримскую философии, которая продолжила традиции эллинизма.

Перечислите наиболее важные социально-политические и мировоззренческие последствия правления Александра для Греции. Поясните популярность идеи космополитизма в эллинистической культуре. Определите, каким изменениям подверглось философское знание в данный период; какова причина отделения этики от политики; отказ от создания новых онтологических учений? Почему из теоретической системы философия в данный период постепенно превратилась в «умонастроение»? Каковы основные темы философских размышлений этого периода?

2. Среди основных философских течений эллинизма выделяют кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Основной проблемой для них становится проблема достойного, счастливого существования отдельного человека – индивида. Каждая школа предлагала свой путь достижения данной цели, одновременно раскрывая смысл понятия «счастье». И если представление о пути истинного познания, возможности его достижения порой оказываются различны, то этические вопросы, пути их решения находятся в одной «идейной плоскости». Выделите причины, которые, с точки зрения каждой из философских школ, лежат в основе несчастий и страданий человека. Рассматривая учение Эпикура, обратите внимание на связь физики и этики, а так же на специфичное понимание того, каково истинное наслаждение по Эпикуру.

В каждом из этических учений мы обнаруживаем определенные ценности и понятия, посредством которых раскрываются этические идеалы каждой школы. Обратите внимание на такие понятия, как автаркия (самодостаточность), аскесис (усилие, образ жизни), апония (отсутствие телесного страдания), атараксия (невозмутимость души), апатия (бесстрастие), адоксия (воздержание от каких-либо определенных суждений), афасия (молчание по поводу природы вещей). Поясните, взаимосвязь данных ценностей с той или иной моделью счастливой жизни, обращаясь к философскому учению каждой школы в отдельности.

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как древние греки воспринимали Космос? Какими качествами они наделяли его? Есть ли связь между мифологическим восприятия Космоса и его пониманием досократиками?

2. Чем софисты как учителя мудрости отличаются оп первых греческих философов - досократиков?

3. Как бы Вы могли проинтерпретировать знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»?

4. Как вы считаете, какова взаимосвязь позиций Сократа и Платона? Как можно пояснить ее, опираясь на высказывание А.Ф. Лосева: «Платон вырастает на плечах Сократа»?

5. Как Вы считаете, можно ли согласиться с киниками в том, что человек должен быть «нагим и свободным»?

6. Как Вы считаете, что означает мысль Сократа о том, что человек есть существо, постоянно испытывающее самого себя и условия своего существования? (Обратите внимание на слова Сократа: «А без испытания… Жизнь не в жизнь для человека»).

7. Какой смысл вкладывали греки в понятие меры? В чем заключалась с их точки зрения ценность меры?

8. Как можно проинтерпретировать слова Эпикура: «Проживи незаметно»? О какой незаметности говорит мыслитель? Можно ли согласиться с ним? Почему?

9. Как бы Вы могли прокомментировать следующее высказывание Ф. Ницше: «Слова Фалеса «ВСЕ – вода» подымают человека выше червеобразного ощупывания и ползания кругом, свойственных отдельным наукам; он предчувствует конечную разгадку всех вещей и благодаря этому предчувствию побеждает обычную тусклость более низких ступеней познания»?

10. Как Пифагор понимает сущность ЧИСЛА (какова идея числа)?

11. Что такое «законнорожденная мысль», и чем она отличается от мнения?

12. Раскройте философское значение понятия «атом» («элемент»).

13. В чем, на ваш взгляд, состоит особенность медицинского знания Античности по сравнению с современной медициной? Насколько они взаимосвязаны или, напротив, отличны друг от друга?

14. Каково значение и задача мифа в творчестве Платона?

15. В чем состоит «нетипичность» для греческой философской мысли позиции Пиррона?

16.Как вы считаете, чем этические взгляды Сократа, Платона и Аристотеля отличаются от этических взглядов представителей эллинистических школ?

17. Поясните, почему Истина и добро для Сократа есть одно?

18. В чем состоит идеализм Платона?

Тест для самопроверки

1.Основателем скептицизма является

  1. Пиррон
  2. Гераклит
  3. Секст Эмпирик
  4. Зенон из Китиона
  5. Демокрит

2. С точки зрения Эпикура, удовольствие, наслаждение следует подчинять ___________. Именно ________________ есть «величайшее из благ».

3.Аристотель называет «чтойностью» вещи

  1. материю
  2. идею вещи
  3. внутреннюю форму вещи
  4. энтелехию
  5. внешнюю форму вещи

4. Представители этой философской школы создали теорию «гармонии сфер» или «музыки мира»

  1. представители мегарской школы
  2. представители школы киников
  3. представители пифагорейской школы
  4. представители милетской школы
  5. представители эпикурейской школы

5. Античный философ, впервые заявивший, что истинное знание всегда связано с добродетелью

1. Фалес

2. Пиррон

3. Сократ

4. Демокрит

5. Парменид

6.Анаксимен является представителем

1. элейской школы

2. милетской школы

3. пифагорейской школы

4. школы стоиков

5. не принадлежат ни к одной из перечисленных школ

7. Отрицание собственной национально-государственной идентичности, характерное для представителей философских направлений поздней Античности, нашло свое выражение в такой системе взглядов, как

  1. национализм
  2. космополитизм
  3. антитрадиционализм
  4. глобализм
  5. этноцентризм

8. Примером своей жизни и смерти этот мыслитель в корне изменил проблематику греческой философии, указав новый путь для поисков истины. Речь идет

  1. о Платоне
  2. о Сократе
  3. о Диогене Синопском
  4. об Эпикуре
  5. о Плотине

9. Разместите в соответствии с исторической последовательностью появления в философском языке следующих понятий античной мысли

  1. Ирония
  2. Апейрон
  3. Атом
  4. Энтелехия
  5. Бытие
  6. Идея вещи

10. Способность постигать единство элеаты связывали с ______________________.

11. Ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво – доказывал в своих апориях

  1. Гераклит
  2. Платон
  3. Эпикур
  4. Зенон
  5. Сократ

12. Дословное значение понятие «атом»

  1. невидимое
  2. нерассекаемое
  3. единое
  4. упорядоченное
  5. мельчайшее

13. Важнейшим признаком человеческой натуры Сократ называл

  1. тело
  2. страсти
  3. общественный долг
  4. душу
  5. язык

14. Автором работы «Никомахова этика» является

  1. Сократ
  2. Аристотель
  3. Эпикур
  4. Платон
  5. Гераклит

15. О «припоминании» как сущности процесса познания говорил

  1. Парменид
  2. Сократ
  3. Протагор
  4. Платон
  5. Фалес

16. Дословное значение понятия «апатия»

  1. бесстрастие
  2. отсутствие волнений
  3. отказ от радости
  4. отказ от умозаключений
  5. молчание

17.Незнание этот античный философ определял как продукт душевного хаоса, неумения разума справиться со страстями. Речь идет о __________________________.

20.«Отцом» античной диалектики считают

  1. Сократа
  2. Аристотеля
  3. Пифагора
  4. Анаксимандра
  5. Гераклита

20.Дословное значение понятия «идея»

  1. сущность
  2. смысл
  3. особенность
  4. образ, форма
  5. целое

20.Какого мыслителя Платон называл «Сократом, сошедшим с ума»

  1. Аристотеля
  2. Диогена Синопского
  3. Антисфена
  4. Эпикура
  5. Пиррона

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС,2003. С. 19-44, С. 59-152.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 53-128.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.:Академический Проект, 2003. С. 48-152.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-283.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 174-191, С. 228-289, С. 363-450, С. 490-538.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект,2004. С. 58-60, С. 68-79.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гарадарики, 2008. С. 75-124.

Дополнительная литература

Льюис Дж. Античная философия от Фалеса до Сократа/ Дж. Льюис. – Минск: София,1997. С. 3-24.

Асмус В.Ф. Античная философия/ В.Ф. Асмус – М.: Высшая школа,1998. С. 12-48.

Асмус В.Ф. Платон/В.Ф. Асмус – М.: Высшая школа,1969. С. 8-23.

Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид/ общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1999. – 528 с.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995. С. 9-81.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях древних философов/ Диоген Лаэртский. – М.: Наука, 1979.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета,2001. С. 33-62, С. 73-90, С. 103-137, С. 166-181, С. 200-253, С. 279-336.

Кесседи Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 94-100; 121-125.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС,2003. С. 99-111; С. 133-147.

Ко 2 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 33-55.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ,2003. С .42-44.

К 3 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 121-131, С. 346-351.

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин. – М.: Медицина,1990. С. 16-21, С. 41-46.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 168-171.

Наши рекомендации