Семинарское занятие №2. 1. Крупнейший представитель рационализма Рене Декарт (1596-1650) не только известный
1. Крупнейший представитель рационализма Рене Декарт (1596-1650) не только известный французский философ Нового времени, но и математик. Поясните, как увлеченность математикой может быть связана с критическим отношением и сомнением философа в достоверности эмпирического метода познания.
Обратите внимание на то, что принцип методического сомнения становится отправной точкой в размышленияхР. Декарта о «новой» дедукции как методе научного познания. Подумайте, почему это так? Безусловной и достоверно существующей реальностью для Декарта является мыслящий субъект, «мыслящее «Я». Поясните, почему?
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, как Декарту удается объяснить процесс познания и возможность достоверного знания. Какую роль в процессе познания играют «врожденные идеи»? Что философ относит к «врожденным идеям»? В чем состоит значение рациональной интуиции? Поясните, как связаны рациональная интуиция и дедукция. Все выше обозначенное относится к внутренним основам метода Декарта. В качестве внешних требований выступают четыре «правила для руководства ума». Рассмотрите каждое из них. Поясните, как они связаны друг с другом.
Как вы думаете, в чем состоит суть декартовского рационализма; без чего этот рационализм не смог обойтись?
2. Важное место в философии Декарта занимает учение о двух субстанциях (субстанции мыслящей и протяженной). Почему философ выделяет именно две субстанции? С какой проблемой он при этом сталкивается? Как это представление о двух субстанциях (дуализм) отразилось на понимании человека, взаимосвязи его тела и души (психофизическая проблема)? Какие следствия вытекают из подобного (картезианского) представления о человеке? Имеет ли место в современном медицинском знание данное представление?
Определите сильные и слабые стороны эмпиризма и рационализма, исходя из рассмотренных позиций Ф.Бэкона и Р. Декарта.
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Объясните, с чем связана необходимость обращения к идеи Бога в гносеологической модели рационализма Р. Декарта?
2. В чем состоит принцип универсального сомнения?
3. Чем позиция Р. Декарта: «Cogito ergo sum» отличается от позиции Аврелия Августина: «Я обманываюсь, следовательно, я существую»?
4. Как Вы считаете, какую идею развивает Декарт в следующем положении: «Человеческая душа… основные свои функции… выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ним так, что нельзя прикоснуться почти никакой части человеческого тела, чтобы тем самым оконечности нервов не пришли в движение и чтобы это движение не передалось посредством упомянутого нерва до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище…»?
5. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. Бэкона: «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действительности представляется правилом».
6. Почему можно согласиться с Ф. Бэконом в том, что знание является силой? Чем объясняется господствующее положение науки в культуре Нового времени?
7. Одной из значимых работ Ф. Бэкона является «Новый Органон». Что такое «Органон» и почему Бэкон создает новый «Органон»?
8. В чем особенность бэконовской индукции?
9. Как в греческом, так и в новоевропейском миропонимании Вселенная обладает внутренним порядком, однако, между ними существует большое различие. В чем состоит отличие эллинской мудрости от научного мышления Нового времени?
10. В чем состоит различие в представлениях о человеке, характерных для эпохи Возрождения и Нового времени?
11. Как вы считаете, связана ли идея прогресса с научным способом познания, с наукой?
Тест для самопроверки
1. Основоположником традиции новоевропейского рационализма принято считать
- Платона
- Фому Аквинского
- Р. Декарта
- Аристотеля
- Ф. Бэкона
2. Соотнесите основные принципы мышления и эпохи, для которых они характерны
- Античность А). Теоцентризм
- Средневековье Б). Космоцентризм
- Новое время В). Антропоцентризм
- Эпоха Возрождения Г). Рационализм
Д). Гуманизм
Е). Эсхатологизм
3. Укажите имя и работу мыслителя, в противоположенность которому Ф. Бэкон изложил свой взгляд на методы новой науки
- Н. Кузанский «Об ученом незнании»
- Ф. Аквинский «Сумма теологии»
- И. Кант «Критика чистого разума»
- Аристотель «Органон»
- Р. Декарт «Начала философии»
4. К представителям эмпиризма относят
- И. Канта
- Р. Декарта
- Дж. Локка
- Дж. Беркли
- Ф. Бэкона
5. Идолы рынка (площади) связаны
- с особенностями воспитания отдельного человека
- с особенностями человеческого общения, с языком
- с господствующими философскими системами
- с авторитетным мнением ученых
- с существующей государственной идеологией
6.Отличительными чертами науки Нового времени стали:
- ориентация на практическое использование научных результатов
- созерцательный и умозрительный характер научного знания
- стремление к доказательству божественных истин
- опора на опыт и эксперимент
- опора на веру и текст Священного писания
7. Своеобразным «гарантом» и условием согласованности логики мышления и логики вещей, для Р. Декарта выступает
- Бог
- человеческий разум
- душа
- природа
- эксперимент
8.Обоснование научного метода и задач научного знания впервые в философии Нового времени осуществил
- Дж. Беркли
- Ф. Бэкон
- Дж. Локк
- Ж.-Ж. Руссо
- И. Ньютон
9.Cartesius – это латинизированное имя
- Б. Спинозы
- Р. Декарта
- Г. Лейбница
- И. Ньютона
- Д. Дидро
10.Автором «Нового Органона» является
1. Р. Декарт
2. Аристотель
3. И. Кант
4. Ф. Бэкон
5. Н. Кузанский
11. Наука Нового времени мыслила человека, мир природы, Вселенную как
1. совершенный механизм; безупречную, по своему устройству, машину
2. совершенные творения Бога
3. этапы эволюционного развития природы
4. моменты развития Абсолютного Духа
5. неподлинную, изменчивую реальность
12.Восприятие природы, природных явлений по аналогии с самим собой и своей жизнью – проявление идолов ________________, по мысли Ф. Бэкона.
Основная учебная литература
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С.256-265; 310-322.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 199-217.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003.С.280-292, 339-349.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: Пневма, 2002.Т.2. С.
Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект, 2004. С .624-632.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008, С. 217-249.
Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГОЭТАР – Мед, 2005. С. 114 – 124.
Дополнительная литература
Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. универ-та, 2001. С.628-650, С.663-676.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века/ И.С. Нарский. – М.: Высшая школа, 1974.С.24-53, С.86-105.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996.С. 178-200, С.211-226.
Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.С.229-237.
Аронов Р.А. Загадка Ньютона и синдром Пигмалиона// Вопросы философии. – 2007. - №7.
Касавин И.Т. Космологический и эпистемологический дискурс в театре у Шекспира//Вопросы философии. – 2007. - №4.
Хайдеггер М. Время картины мира/ http:// www.gumer. info/bogoslov_Buks/ Philos/ index_ philos.php
Литература к рефератам
К 1 реферату
Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. универ-та, 2001. С. 638-644.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: Пневма, 2002.Т.2.С.242-261.
Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.С.220-228.
Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996.С.320-329.
Ко 2 рефератам
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.-СПб.: Пневма,2002.Т.2. С. 472-529.
Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович.Р. Тарнас. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 283-287.
К 3 реферату
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 273-283.
Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин.- М.: Высшая школа,1990. С. 106-144.