Методические рекомендации. 1. Специфика философского мировоззрения состоит в том, что оно задает фундаментальные
1. Специфика философского мировоззрения состоит в том, что оно задает фундаментальные принципы познания и ценностные ориентации, определяющие любую профессиональную деятельность. В отношении медицины философия раскрывает и обосновывает те или иные методологические и ценностно-нормативные основания медицинского знания. Подумайте, какие философские принципы, идеи философской антропологии, гносеологии и онтологии имеют значение для медицинского знания? Можно ли согласиться с Гиппократом в том, что «врач-философ равен Богу»? Подумайте, какие проблемы медицинского знания носят философский характер (речь идет о проблемах, связанных с процессом познания в медицине)? Что такое «клиническое мышление», в чем его особенность. Есть ли нечто общее между клиническим и философским мышлением?
Более того, и философия, и медицина имеют общий «объект» познания – человека. Сравните, как понимается человек и его тело в медицине и философии. Есть ли принципиальные различия в понимании человека, чем можно объяснить это различие? (См.: Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 539-551, 555-561).
Мировоззренческий характер философии обуславливает понимание мира в целом и связанное с этим понимание человека, сущности здоровья и болезни. Таким образом, философия раскрывает и проясняет предельные основания теоретической и практической медицины.
«Космоцентрическое» или «натурфилософское» мировоззрение лежало в основе первых систем медицинского знания (медицина древнего Китая, Греции, практика аюрведического знания). Поясните, как отражаются в указанных системах медицинского знания следующие идеи: идея микрокосма – макрокосма, идея гармонии\порядка – хаоса, идея первоэлементов (в китайской традиции – идея 5 элементов – дерево, огонь, земля, металл, вода; в Аюрведе первоначалами выступают – ветер, огонь, вода и эфир). Как эти идеи связаны с пониманием природы здоровья и болезни человека, с пониманием причин заболеваний и целей врачевания. Актуальны ли для современной медицины эти идеи?
Для христианского мировоззрения болезнь и здоровье человека связаны с особым пониманием отношений между человеком и Богом. Вспомните, как в Средневековье понимается человек, его место в мире. Можно ли понимать болезнь, в контексте данного мировоззрения, только как наказание? Что значит здоровье как «божественная благодать»? В чем состоит ограниченность средневековой медицины? Можно ли говорить о положительных чертах средневековой медицины?
Новое время – время становления медицины как научного знания. В основу медицины был положен картезианский принцип рациональности, на котором была основана классическая западная парадигма медицины, а так же механическая картина мира. Как последняя обусловила понимание человека, причин его болезней? Как понимается цель деятельности врача? Определите положительные и отрицательные стороны классического медицинского знания.
Постнеклассический тип рациональности и многие революционные открытия современной науки привели к пониманию сложности в организации всех живых систем (как открытых систем), в частности – человека, его организма. (См.: Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 567-569 Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 428-432).
Подумайте, какие возможности открываются перед медициной принципы и идеи постнеклассической рациональности? Можно ли говорить о том, что в современной медицине наметился поворот к целостности, к холизму в понимании человека и его организма?
2. Поясните, каково значение для понимания медицинского знания понятия «парадигма»? Выделяют следующие медицинские парадигмы: аллопатическая, гомеопатическая, восточная (китайская, тибетская, аюрведическая), биоэнергоинформационная. Выявите слабые и сильные стороны каждой из парадигм. Как раскрывается взаимосвязь духа и тела в этих парадигмах? В чем особенности холистической модели лечения, к которой относятся гомеопатия, натуропатия, восточная медицина? Подумайте, чем объясняется достаточно прочное положение аллопатической парадигмы среди других парадигм?
Проблемные задания и вопросы для самоподготовки
1. Что меняется в медицинском знании в условиях смены философско-методологических ориентиров: от классического рационализма к современному постнеклассическому рационализму?
2. Как соотносятся друг с другом философское и научное мышление в медицине?
3. Влияют ли глобальные проблемы современности на развитие медицины?
4. Что такое «субъективный фактор» в медицине? Возможно и необходимо ли нивелировать действие этого фактора?
5. Какие «вечные» философские проблемы остаются актуальными на сегодняшний день и для медицинского знания?
6. Как Вы понимаете, что такое «болезни индустриализации», «болезни цивилизации»? Приведите примеры. О чем говорит наличие подобных заболеваний?
7. Приведите примеры влияния социально-экономического, естественно-научного и культурно-исторического факторов на развитие медицины.
8. В чем выражается специфика развития медицины в ХХ – XXI вв.?
9.Какие личностные и профессиональные качества врача становятся наиболее ценными в условиях современного состояния медицины. Ответ поясните.
10. В чем проявляется междисциплинарный характер медицинского знания? Приведите примеры.
11. Согласно одному известному высказыванию: «Творец – это тот, кто творим». Как бы Вы могли определить, кто такой – ВРАЧ, исходя из логики данного высказывания? («Врач – это тот, кто …»).
12. Прокомментируйте слова известного русского врача и писателя В.В. Вересаева: «… как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле… Узкие вопросы врачебной практики прежде всего должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику».
13. Связана ли клятва Гиппокарата с основными ценностями и принципами деонтологии?
14.Как вы понимаете основное требование врача: «Не навреди!»?
15. Можно ли говорить о том, что для современной медицины наиболее важными становятся морально-этические проблемы? Почему?
16. Поясните следующее высказывание Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство. Тем и другим делает лишь мера».
17. Сформулируйте основные методологические отличия подхода к здоровью и болезни в Западной и Восточной медицине.
Основная учебная литература
Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 539-604.
Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 417-423, 428-432.
Дополнительная литература
Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ В.И. Гарбузов. - М.: ПРЕСС, 1995. С. 10-25.
Огурцов А.П. Этика и биоэтика: аксеологические альтернативы// Вопросы философии. – 1994. - .№3.
Катчмер Дж. Дао Биоэнергетики/ Дж. Катчмер. – К.: София, 1998. С. 71-182.
Ильин И.А. Мой врач/ И.А. Ильин. Избранные произведения. – М.: Русская книга, 1998. С. 492-499.
Гиппократ. Этика и общая медицина/ Гиппократ. – СПб.: Азбука, 2001. С.24-30, 60-69, 126-184.
Лехциер В.Л. Боль и переходность: набросок экзистенциальной альгодицеи// Вопросы философии. – 2007. - №12.
Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема/ Философия здоровья. - М., 2001.
Лисеев И.К., Шаталов А.Т.. Историко-философские подходы к пониманию здоровья/ Философия здоровья. – М., 2001.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Летов О.В. Уважение целостности субъекта как принцип биоэтики// Вопросы философии. – 2008. - №7.
Фукуяма Ф. Социальные последствия биотехнологических новаций// Человек. – 2008. - №5.
Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 434-456
Ко 2 реферату
Стаф И. Медицина между взглядом и дискурсом: диагноз Мишеля Фуко/ [Электронный ресурс] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
Смирнов А.В. Рождение клиники, или Тело через болезнь/ [Электронный ресурс] http// anthropology.ru/ru/texts/smirnov_av/body.html
К 3 реферату
Митрополит Антоний Сурожский. Вопросы медицинской этики. Человеческие ценности в медицине/ [Электронный ресурс] http://www.mitras.ru/ethic/a_main.htm
Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть/ [Электронный ресурс] http://www.mitras.ru/illness/a_main.htm