Семинарское занятие №1. 1. Прежде всего, укажите на отличия философской антропологии от антропологии как
1. Прежде всего, укажите на отличия философской антропологии от антропологии как положительной (нефилософской) науки. Объясните, почему вопрос «Что такое человек?» («Что значит, быть человеком?») – это не только основной вопрос философской антропологии ХХ века, но и один из вечных вопросов философского знания как такового? Почему человек оказывается тем «центром», исходя из которого, раскрываются самые разнообразные темы философии: проблемы познания, проблема бытия, проблема времени, проблема смысла социального и исторического?
Поясните следующее положение: философия, «выходя за пределы очевидности» (Х. Ортега-и-Гассет), выходит за них и в отношении понимания человека. Сравните философский и научный подход (частнонаучное изучение человека как эмпирической данности) к человеку, объясните, почему философия не дает четкого и точного определения человека, почему для философии человек остается вечной тайной, несмотря на знания, которые существуют благодаря многим научным открытиям, связанных с человеком.
С позиций философии/философской антропологии к человеку нужно отнестись как к субъекту самопознания. Самопознание связано с рядом таких понятий в философской антропологии, как «Я», «личность», «дух». Рассмотрите каждое из указанных понятий. Объясните, как определяются и что содержит в себе самопознание как философский метод, почему именно он есть путь, ведущий человека к пониманию себя и своего места в мире. (См.: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы/ В.Д. Губин. – М.: Омега – Л, 2006. С. 182-187; Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 531-540).
2. Чтобы понять человека, как особый род сущего, необходимо прояснить, что же такое «человеческое», что собственно принадлежит только человеку и делает его человеком. Здесь необходимо пояснить, почему дух, душа, разум это «человеческие» феномены, что они «говорят» о человеке. Подумайте, человечна ли наша телесность. Обусловлено ли наше тело только физиологией, или оно так же раскрывает себя в эстетическом, ценностном, социальном, познавательном (как мир, так и себя самого) аспектах?
Обратите внимание на нижеперечисленные философские представления о человеке. Поясните, как в каждой из них раскрывается «человечность» человека:
· античная философия – человека есть микрокосм тождественный макрокосму; он есть разумное существо,познающее сущее;человек - это политическое/социальное существо
· Аврелий Августин и христианская антропологическая традиция - божественная природа человека, идея греховности и спасении человека, идея бессмертии человеческой души
· антропологические идеи Нового времени и идеи немецких мыслителей (И. Кант, Г. Гегель) – «человек есть мыслящая вещь» (Р. Декарт). Человек это активное деятельное начало мира. Главная сфера человеческой деятельности – познание. Сравните данное понимание человека с пониманием его в античности
· размышления К. Маркса о социальной и деятельностной природе человека. Деятельность человека уже Фейербахом понимается как вещественная, предметная деятельностью. Основой предметной деятельности является опредмечивание и распредмечивание. Поясните, как труд, орудийная деятельность делает человека отличным от животных
· идеи Ф. Ницше о «смерти Бога», его понимание человека как сверхчеловека
· человек – это «декаданс» жизни; человек есть «болезнь», поскольку он биологически бессилен и инстинкт жизни в нем подавлен. Человеку остается только его разум, дух и орудия труда, благодаря чему он и создает цивилизацию как антипод жизни и живого
· экзистенциализм открывает человека как проект, «человек – это будущее человека». Экзистенциальная философия обращает внимание и на то, что в отношении человека гораздо ценнее оказывается утверждение «я существую», чем «я живу»
· понимание человека как существа, производящего символы, мир символического. Последний есть та искусственная среда, создавая которую, человек создает самого себя: человек есть «животное символическое» (Э. Кассирер)
Многообразие определений человека свидетельствуют о том, что человек действительно уникальное существо, поскольку мы обнаруживаем разнообразные грани его существования. В итоге, сказать что-то определенное о человеке можно указывая на его несводимость, неопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость («пять НЕ»). (См.: Губин В.Д. Философия: Учеб.пособие: элементарный курс/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 78-82). Поясните каждое из обозначенных НЕ. В чем и как проявляются данные характеристики человека?
3. Свести человека к единственному качеству или способности, говорить о субстанции человеческого более чем проблематично. Однако можно при этом указывать на отличия человека от животного. К последним, по мысли К. Ясперса, относятся
· неудовлетворенность
· стремление к безусловному
· беспрестанное стремление к единому
· осознание бессмертия
Поясните каждую из характеристик. Обратите внимание на то, что данные особенности человека в своем единстве указывают на такую фундаментальную особенность человека (по сравнению с животными), как стремление и преодоление собственных границ и возможностей. «Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого» (М. Шелер). Быть таковым человеку дает возможность его свобода. Что такое свобода? С чем связана свобода человека? Что дает и к чему обязывает человека его свобода? Почему человек может бежать и отказываться от свободы?
Поясните, почему человек отличен от животного не только отдельными своими качествами, но всем своим существом. Обратите внимание на то, что наличие сущностных отличий человека от животных не снимает проблему биосоциальной природы человека. Рассмотрите на основе материала учебной литературы, как раскрывается сложность соотношения и взаимосвязи природного и социального в человеке. Как связано здоровье человека с социальными и природными факторами? (См.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 206-214; Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 398-413; Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека/ С.В. Алексеев, Ю.П. Пивоваров.- М.: ГОУ ВННМЦ МЗ РФ, 2001. С. 274-325).