Семинарское занятие №3. 1. Являясь одной из форм мировоззрения, религия оказывается той культурной

1. Являясь одной из форм мировоззрения, религия оказывается той культурной универсалией, которая встречается в любом обществе и выполняет в нем ряд определенных функций. Религия, сопровождая человечество с первых дней его исторического существования, постулирует существование «иной», сверхприродной реальности, реальности нетленных ценностей, идеалов, смыслов, которые способны упорядочить и сделать осмысленным не только мир природы, но социальный мир, а так же жизнь рода и жизнь отдельного человека. В связи с этим, поясните, почему для человека «должен существовать потусторонний мир, для того, чтобы был выносим мир посюсторонний» (М. Хайдеггер).

Этимологическое значение термина «религия» - «восстановление утраченной связи» между человеком и Абсолютом. Исходя из этого, подумайте, почему можно говорить о том, что религия является проявлением «предельной заботы» (П. Тиллих) человека о самом себе, о мире в котором он живет через преодоление («трансцендирование») конечности, временности и бессмысленности существования всего?

Обратите внимание на то, что в обществе религия может превращаться в идеологию. Вспомните, что такое идеология. Что может быть причиной превращения религии в идеологию? Искажается ли сущность религии, если она является идеологией? Определите «минусы» религии – идеологии. Можно ли говорить о том, что причиной критики христианства Ф. Ницше было превращение христианства в идеологию? Назовите функции религии, которые она выполняет в обществе. Подумайте, в чем заключается нормативный характер религии.

Подумайте, как относятся друг к другу религия и вера?Обратите внимание на то, что вера носит характер личностной причастности к вечности. Поясните, что дает человеку эта причастность? Глубина веры связана исключительно с интенсивностью экзистенциально-духовного состояния верующего. Акт веры требует, пишет Н. Бердяев, «отречься от себя, только тогда поднимаешься и обретаешь высший разум». Так вера ведет к тому, что порой собственный разум отвергает как абсурд, как несуществующее и невозможное. Поясните, почему «верить в Бога – значит проявлять готовность к определенным формам поведения при определенном восприятии мира как определенного места».

Обращаясь к учебной литературе, выявите отличие веры от знания. Обратите внимание на то, что выделяют рациональную веру и иррациональную. Поясните, почему акт веры можно рассматривать как «подвиг отречения». Определите значение веры в жизни человека.

2. Этика (от ethos – обычай, нрав, образ мыслей) открывает и обосновывает необходимость и целесообразность тех или иных моральных норм и правил совместного общежития, которые должны лежать в основе поведения людей. Можно говорить о своеобразном «прагматизме» морали: начиная с античной этики и вплоть до новейших этических учений, нравственное воспринималось как рациональное, разумное, общественно полезное. Поясните, в чем состоит целесообразность поведения в соответствии с моральными нормами.

Поведение человека может быть не только детерминировано внешними обстоятельствами его существования, его личными интересами, но и быть автономно по отношению к ним, а значит быть морально (moralis как синоним нрава). В связи с этим, поясните, почему поведение человек может быть как моральным, так и аморальным?

Важно, что этика призвана разрешать не только конфликт интересов, но и внутреннюю конфликтность самого человека. В связи с этим, поясните, с чем связана проблематичность ситуации морального выбора для человека.

Поясните, как связана мораль, моральное поведение с идеалами и ценностями. Рассмотрите значение понятия идеала/идеальных образцов и ценности, помните, что идеал как гарант и основание объективных и абсолютных ценностей не существует сам по себе, он «включен» в определенный ценностный культурно-исторический контекст. Идеал связан не с абстрактными и отвлеченными ценностями, а с самой реальностью жизни и ее осмыслением. Иначе говоря, идеал – это «живая и одействованная ценность».

Таким образом, моральные феномены являются не только производными теоретических предпосылок, но, прежде всего, структурами жизненного мира человека. Мораль не определяют, ее переживают, проживают. Мораль существует во всех сферах жизни: от индивидуального поведения, до политических и экономических отношений (наличие различных профессиональных кодексов морали). Существующая стандартизация этических ценностей необходима для сохранения моральной интеграции, «включенности» индивидов в социум. Назовите функции, которые выполняет мораль в обществе. Основными категориями этики являются: добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни. Рассмотрите содержание указанных категорий. Какое место эти этические категории занимают в сфере медицинской этики?

Своеобразным фундаментом этики выступает следующее положение: «никому не вреди и даже, сколь можешь, помогай». Это положение трансформировалось в «золотое правило поведения», которое состоит из двух «моральных законов», сформулированных И. Кантом:

· «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе»

· «человек всегда должен быть только целью и никогда не может быть средством»

Необходимо отметить, что требование морали носит ряд отличительных черт, к которым можно отнести: неинституциональный характер норм морали, конфликт должного и сущего, всеобщность выражения нравственного требования, должный характер морали. Обратитесь к учебной литературе и рассмотрите каждую из отмеченных черт - Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004.С.562).

Диалектический характер морали связан с тем, что в ней всегда имеют место закон и личное творчество. Подумайте, как они могут соотносится и к чему может привести абсолютизация одной из двух сторон морали?

Определите значение этики для человека, как связана этика с человеческим в человеке (при ответе на данный вопрос можно обратиться к учению о добродетелях Сократа, взглядам на мораль Ф. Ницше).

3.Эстетика (от чувствующий, чувственный) изучает природу всего многообразия выразительных форм, созданных человеком и природой. К понятиям эстетики относят понятие прекрасного (является центральным в эстетике), а так же – возвышенное, трагическое, комическое, героическое, гармоничное. Благодаря чему то или иное эмоциональное переживание (трагические или сентиментальные чувства) приобретает эстетический статус? В чем особенность эстетического переживания?

Эстетическое – наиболее общая категория эстетики, под которой понимают сферу субъектно-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. Это неутилитарное взаимоотношение субъекта и объекта, в результате которого субъект получает духовное наслаждение (эстетическое удовольствие, достигает катарсиса). Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите роль и значение чувственной формы в эстетике.

Искусство является своеобразной практикой неутилитарного выражения и созерцания объекта посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, природного материала). В чем состоит особенность художественных произведений? Поясните, почему художественные произведения могут носитьнадличностный характер, ведь автор и субъект восприятия отличны друг от друга, имеют разные вкусы и взгляды, а порой принадлежат разным историческим эпохам и культурам.

Объясните, в чем заключается специфика эстетического суждения, чем оно отличается от этического суждения.

Обратите внимание на то, что современная медицина имеет эстетическую направленность. Объясните, чем изначально определена взаимосвязь эстетики и медицины? Как понимание природы прекрасного отражалось на медицинском знании в античности, в средневековье, в Новое время?

Поясните, чем обусловлено стремление современной медицины к красоте, понятой, прежде всего как телесная красота? Что такое медицинская эстетика? Подумайте, каковы «плюсы» и «минусы» эстетизации медицины. (См.: Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. – С. 458-479).

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как Вы думаете, что хочет нам сказать о современном человеке Ж. Липовецки: «Современный человек утратил опору, он как бы вездесущ. Приходит новая стадия индивидуализма, который означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу… возникает индивидуализм, освобожденный от последних социальных и моральных ценностей…»?

2. Можете ли Вы согласиться, что именно в условиях современной цивилизации человечество стало представлять собой реальное Единство, которое проявляется в том, что сегодня «нигде не может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех. … если все прежние периоды кардинальных преобразований были локальны, … если при катастрофе в одной из… культур оставалась возможность, что человек будет спасен с помощью другой культуры, то теперь все происходящее абсолютно и окончательно по своему значению» (К. Ясперс).

3. Как Вы думаете, какую опасность для Я может представлять Другой?

4. Поясните следующее предостережение Л. Толстого: насилие достигнет своего апофеоза, когда будут полностью «воплощены в жизнь самые лучшие идеалы, которые знало человечество».

5. Какие положительные и отрицательные стороны, с Вашей точки зрения, присущи классическому и неклассическому подходам в рассмотрении «социального»?

6. В чем состоит принципиальное отличие человеческого общества от различных форм общежития у животных?

7. Б. Шоу высказал относительно категорического императива И. Канта следующее: «Не надо делать ближнему того, что ты хотел бы для себя: у него может быть другой вкус». Согласны ли Вы с этим? Как тогда следует поступать в отношении «ближнего»?

8. Вольтер говорил, что добродетели не бывают половинными – или они есть, или их нет. Согласны ли Вы с этим?

9. Можно ли согласиться с тем, что о вере лучше молчать, чем говорить?

10. Как Вы думаете, связана ли медицина и социально-философское знание?

11. Почему вера не нуждается в оправдании разумом?

12. Как Вы считаете, социальное бытие – это нечто чуждое, навязанное человеку или это имеет отношение к глубинным характеристикам самого человека?

Тест для самопроверки

1. «Политическим животным» называл человека

  1. К. Маркс
  2. Аристотель
  3. Г. Гегель
  4. Ф. Ницше
  5. Сократ

2. Утверждение о том, что источник общественных изменений – само общество характерно

1. для диалектико-материалистического подхода

2. для натураличстического подхода

3. для идеалистического подхода

4. для феноменологического подхода

3. Форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств - ____________________________.

4. Одно из центральных понятий феноменологической традиции, раскрывающее единство персональной и социальной реальности

  1. практика
  2. интерсубъективность
  3. труд
  4. структура
  5. эпохе

5.Культура и цивилизация противопоставляются друг другу в концепции

  1. О. Шпенглера
  2. А. Тойнби
  3. Ф. Броделя
  4. Н.Я. Данилевского

6. Представители натуралистического подхода в социальной философии

  1. М. Вебер
  2. Л. Мечников
  3. Т. Парсонс
  4. К. Маркс
  5. Ш. Монтескье

7. «Благоговение перед жизнью» - основной принципов этического учения

1. А. Швейцера

2. И. Канта

3. Конфуция

4. Аристотеля

5. Б. Спинозы

8. Термин «философия истории» был введен

1. Г. Гегелем

2. Вольтером

3. О. Контом

4. И. Г. Гердером

5. Аврелием Августином

10. Идеалистический подход в понимании общества характерен

  1. для С.Л. Франка
  2. для марксизма
  3. для Аврелия Августина
  4. для Д. Белла
  5. для Э. Дюркгейма

11. Чем определяется ценность человеческой жизни в биомедицинской этике:

1. социальным положением

2. психической и физической полноценностью

3. уникальностью и неповторимостью личности

4. расовой и национальной принадлежностью

5. финансовой состоятельностью

12. Под эсхатологией следует понимать

1. философское учение о первоначалах мира

2. христианское учение о конце истории

3. представление о будущем социальном порядке

4. философское учение о цели и движущих силах исторического процесса

5. учение о смысле человеческого существования

Основная учебная литература

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 457-502.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001. С. 169-192, 214-256.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 495-532.

Философия/под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 287-308, 344-362.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию/ В.Е. Кемеров. – М.: Академический проспект, 2001. С. 78-85, 124-149.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 357-381.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 439-482.

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. Я и мир объектов/ Н.А. Бердяев Дух и реальность. – М.: Издательство АСТ, 2003. - С.

Гаджиев К.С. Масса. Миф. Государство// Вопросы философии. – 2006. - №6..

Фромм Э. Бегство от свободы/ Фромм Э.Бегство от свободы; Человек для себя. – Мн.: ТЕН, 2000. С. 34-67.

Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. -1990. - №3.

Шпенглер О. Закат Европы/ О. Шпенглер. – М.: РОСТ, 1992. С. 23-55;76-102.

Русакова О.Ф. Историософия// Вопросы философии. – 2004. - №7.

Элен П. К философии «МЫ» у С.Л.Франка// Вопросы философии. -2000. - №2.

Бехман Г. Современное общество как общество риска// Вопросы философии. – 2007. - №1.

Штекель К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Эпштейн М.Н. От золотого правила – к алмазному. Об этике дара и различия// Человек. -2009. - №1.

Горохов В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе// Вопросы философии. – 2008. - №8.

Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания// Вопросы философии. – 2003. - №10.

Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии// Вопросы философии. – 1998. - №9.

Козин Н.Г. Искушение либерализмом// Вопросы философии. – 2006. - №9.

Штекель К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Назарчук А.В. Сетевое сообщество и его философское осмысление// Вопросы философии. – 2008. - №7.

Иноземцев В.Л. Социология Д. Белла и контуры современности// Вопросы философии. – 2002. - №5.

Тихонова С.В., Афанасьев И.А. Общество риска: мифологизация одной парадигмы// Человек. – 2009. - №3.

Ко 2 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. - СПб.: Петрополис. Т.4. 1997. С. 519-527.

Бубер М. Я и Ты/ Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика,1995. С. 15-93.

Элен П. К философии «МЫ» у С.Л.Франка// Вопросы философии. – 2000. - №2.

К 3 реферату

Носачев П.Г. Постмодернистская философия религии У.Эко и Дж. Ваттимо о месте религии в современном мире// Вопросы философии. – 2009. - №1.

Зиммель Г. Религиозный элемент в отношениях между людьми/ Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М.: Наука. Ч.1. 1994. С. 129-140.

Бубер М. Затмение Бога/ Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика,1995. С. 377-398.

Степин В.С. Философия религии в социокультурном контексе// Вопросы философии. – 2008. - №.7.

Шахов М.О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания// Вопросы философии. – 2008. - №10.

Наши рекомендации