Русский космизм. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков является космическая философия или, как чаше ее именуют, русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.
Основной возникновения совершенно оригинального учения в философии – русского космизма (русской космической философии) послужили следующие факторы.
1. Философские источники - диалектические идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.
2. Религиозные источники - в нравственных постулатах христианства. Многие из представителей космизма были религиозными мыслителями, например, Н. Федоров, Вл. Соловьёв, П. Флоренский. Христианская идея о братстве всех живущих людей, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, о единстве человека и Бога, дают изначальную установку и о единстве всего сущего - земного и небесного миров. Этот постулат лежит в основе русского космизма. Кроме того, религиозное влияние на русский космизм явственно проглядывает и через христианское учение о воскрешении людей. Это наглядно видно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связана с идей единства земного и небесного миров.
3. Естественно-научные предпосылки заключаются в том, что в учении русского космизма помощь человечеству в единении с космосом в немалой степени оказывается благодаря опоре на человеческий разум, на науку, технику.
Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторонников космизма на гениальные догадки, опирающихся на науку как на практическое средство достижения благородных целей. Так, уже в середине XIX в. для разгона облаков и вызывания дождя были использованы мушки. Невиданные ранее достижения техники позволили Н. Ф. Федорову рассчитывать, что будущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в его грандиозных идеях, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижения бессмертия. Именно прогресс мировой науки и техники помог К.Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.
4. Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России, к национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества. Тысячелетняя Россия, огромная страна (своего рода земной космос), всей историей своего развития и географического расположения обеспечивала и укрепляла в сознании людей необходимость территориального, а, главное, духовного единства. Идея русской «соборности», единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.
Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, такие, как Н. Федоров, Вл. Соловьёв, Н. Умов, К. Циолковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский и
По праву «отцом русского космизма» считается Николай Федорович Федоров (1828-1903).
Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).
Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков «отцов». Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят.
Для осуществления грандиозной идеи достижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных задач. Первое - изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. В реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная отчужденность.
Человечество для этого мыслителя единый род, который по самой своей первоначальной сути объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов», (предков). И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти, может и должно объединить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.
В реализации своей мечты Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию. «Только Россия, - писал Н. Федоров, - как по своему географическому положению, так и по своим физическим особенностям, может стать исходным пунктом «общего дела».
Огромная роль в реализации «философии общего дела» принадлежит науке. Задача: сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде.
Н.Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и религию. Для него наука - это в первую очередь мощное такого научного развития, когда человек сможет безгранично «подобно Богу» управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Федорова, дает науке цель - воскрешение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).
Другая задача науки - обеспечить человека и все воскресшие предшествующие поколения местом для существования (путем освоения космоса и переселения на другие планеты. Вот она взаимосвязь человека и космоса!
Своеобразие Федоровской идеи заключается в том, что само воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Федоров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно-научное «воскрешение».
Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители критически отнеслись именно к принижению роли божественного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский).
Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.
Н. Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и ре |
Н.Ф. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения космоса. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания».
И здесь открывается достойная новая задача для науки - помочь людям овладеть космосом. Об этом до Н.Ф. Федорова никто не говорил! Не К.Э. Циолковский, как полагают зачастую, а именно Н.Ф. Федоров первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание - поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответствующие технические средства, что позже было блестяще теоретически обосновано К.Э. Циолковским.
Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход» - для полетов в космос).
По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно проявится идея единства человека и космоса.
Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.