Научное познание как форма деятельности: специфика и структура

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

Ответственный лектор по учебной дисциплине

«История и философия науки»

к.филос.н., доцент,

профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Сухина И.Г.

Донецк

Темы лекций по учебной дисциплине

«История и философия науки»

(согласно смысловым модулям учебной дисциплины)

Смысловой модуль

Философские аспекты науки

Темы 1 модуля.

Тема 1. Наука как предмет философии/философии науки.

Тема 2. Научное познание как форма деятельности: специфика и структура.

Тема 3. Методология научного познания: логико-философский аспект.

Тема 4. Методология научного познания: общенаучный и отраслевой аспекты.

Тема 5. Научное мировоззрение и научная картина мира.

Тема 6. Позитивизм и его течения как современная философия науки.

Смысловой модуль

Исторические аспекты науки

Темы 2 модуля.

Тема 7. Наука как социокультурный феномен и ее историческое развитие.

Тема 8. Доклассический этап развития науки.

Тема 9. Классический, неклассический, постнеклассический этапы развития науки.

Тема 10. Научная рациональность и ее исторические типы.

Тема 11. Наука и научно-технический прогресс.

Тема 1.

Наука как предмет философии (философии науки)

Вопросы

1. Наука и научное знание.

2. Научная деятельность и ее специфика.

3. Классификация наук.

4. Основные социальные функции науки.

Лекция

1. Наука как феномен представляет собой форму духовно-практической деятельности человека, направленную на производство, систематизацию и проверку знаний. Наука – это развивающаяся система знаний об объективной действительности. Она представляет собой также социальный институт и непосредственную производительную силу современного общества.

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Существуют десятки определений науки, среди которых можно выделить две основные группы: 1) определения науки как системы знаний, и 2) определения ее как особого вида человеческой дея­тельности. Это и есть два важнейших аспекта науки, которые не­обходимо учитывать в ее определении и понимании.

Основная задача науки – выявление объективных законов действительности, а ее главная цель и высшая ценность – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Научному знанию присущи: объективность, общезначимость, системность, нацеленность на практику, доказательность, обоснован­ность, логическая организация, ориентация на прогнозирование.

Наука/каждая наука включает в себя четыре компонента в их единстве:

1) Субъект науки – главный элемент. Это и отдельный исследователь, научный коллектив, научное сообще­ство и общество в целом.

2) Объект познания (предмет, предметная область), то есть то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

3) Система методов и приемов исследования, характерных для научных дисциплин и обусловленных их предметной сферой и спецификой.

4) Своеобразный язык – естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, физические, химические формулы и т.п.).

В настоящее время исследование науки осуществляется в рам­ках таких дисциплин, как философия науки, социология науки и др., сформировавшихся во второй половине XX века. Также областью научного знания, специально изучающей науку, является науковедение.

Наука – это и творческая деятельность по получе­нию нового знания, и сами результаты этой деятельности в виде совокупности актуальных знаний, выраженных в понятийной форме и приведен­ных в систему на основе определенных принципов, включая также процесс их производства. Научное знание – это достоверное, систематизирован­ное, практически проверенное знание. Оно является более надежным, чем любое другое знание.

При этом не вся­кое знание является наукой. В общем виде знание – это то, что организует и направляет человеческую деятельность. Его можно разделить на два вида: практическое и теоретическое. Основное «знание», которым всегда владел человек – знание практическое. Это не знание в собственном смысле, а навык, умение: как пахать, сеять, строить, изготовить тот или иной предмет. Опыт здесь не отделен от самой деятельности, он существует как умение мастера и осваивается через подра­жание.

В отличие от опытно-практического знания, наука есть знание причин. Ученый пытается понять, почему тот или иной процесс протекает именно таким образом, какие причины его обуславливают. Знание причинно-следствен­ных связей позволяет рационализировать деятельность, убрать из производственного процесса все лишнее, не имеющее отношения к делу.

Научное знание отражает устойчивые, повторяющиеся свя­зи явлений действительности, выражаемые в законах. Физика, например, исследует физические процессы, открывает законы, управляющие этими процессами; химия исследует химические процессы и их закономерности и т.д.

Сущность научного познания заключается в достоверном обоб­щении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществ­ляет предвидение различных явлений и событий. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научно­го предвидения. Предвидение же дает возможность контролиро­вать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. Жизненно-практический смысл науки может быть обозначен таким образом: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Важнейшая особенность научного знания –объективность. Наука – знание об окружающем мире (или его части). Ее задача – дать истинное отражение исследуемых процессов, объективную карти­ну того, что есть.

Поэтому наука стремится минимизировать всякие произвольные субъективные на­слоения, привносимые человеком-субъектом. Вместе с тем для человека мир не является объективной реальностью, независимой от него. Человек живет в мире, и всякое явление, процесс, вещь имеют для него определенное значение, вызывают определенные оценки, эмоции, чувства.

Мир всегда субъективно окрашен, воспринима­ется через призму человеческих потребностей и интересов. Тем не менее, наука представляет собой стремление и установку ви­деть мир таким, каким он есть сам по себе, предоставить, насколько это возможно, объективную картину реальности.

Становление объективного знания – длительный и сложный процесс отхода от мифологических и религиозных представле­ний. Он начинается в античности. Возникновение философии стало началом этого процес­са. Уже первые философы – Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит стремились создать новое представле­ние о мире. По их мнению, все в мире происходит в силу необхо­димости, имеет закономерный характер.

Завершается процесс становления объективного знания в XVI – XVII вв., когда возникает механико-математическое естество­знание, основания которого заложили Галилей, Гюйгенс, Декарт, Нью­тон и др. выдающиеся ученые того времени. Его отличитель­ная особенность – экспериментальный метод. Именно экспери­мент, который входит в науку в XVII веке, дает возможность определить, какие представления о мире обладают объективной истинностью, а какие – субъективные фантазии, вымысел.

Также важнейшая особенность научного знания – его системность. Это знание, организованное в научную теорию, логически выверенное, непротиворечивое. Пример такой логической организации – математика, которая считается образцом, эталоном науки/научного знания. Систем­ность отличает научное знание от знания обыденного.

Научное знание является закономерным (продуктивным) результатом научного познания как специальной деятельности.

2. Наука есть не только знание, но и особый вид человеческой деятельности, сложный процесс «духовного производства», имеющий в высших своих проявлениях творческий характер. Если раньше научные исследования осуществлялись, как правило, одиночками или небольшими группами людей в маленьких лабораториях с примитивным оборудованием, то в наше время они осуществляются, как пра­вило, объединенными усилиями больших коллективов людей в просторных лабораториях с дорогостоящим материальным осна­щением/оборудованием. Научное творчество осуществляется в разветвленной сис­теме научных учреждений, институтов, производственных лабо­раторий, учебных заведений, особенно – университетов. Современная научная деятельность институционализирована, т.е. приобрела устойчивые социальные формы своей организации.

Как особый вид человеческой деятельности наука характеризуется:

1) Определенной системой ценностей, своей особой мотиваци­ей, которая определяет деятельность ученого. Это, во-пер­вых, ценность истины, т.е. установка на получение объек­тивно-истинного знания. Ценность разума как главного инструмента достижения истины. Ценность нового знания, что является результатом деятельности уче­ного. В целом наука в качестве своей основы имеет особый тип мышления, для которого харак­терны рационализм, стремление к знанию, независимость суждений, готовность признавать свои ошибки, честность, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, творчес­кие способности, бескорыстность и др.

2) Определенным набором инструментальных средств – технических устройств. Оснащенность научного труда определяет его результативность.

3) Совокупностью методов, используемых для получения но­вого знания.

4) Способом организации научной деятельности. Наука – сложнейший социальный институт, включающий в себя три основных составляющих: исследования (производство нового знания); практического применения (доведения новых знаний до их практического использования); подготовку научных кад­ров. Все эти составляющие науки организованы в виде соответствующих организаций: университетов, научно-иссле­довательских институтов, академий, лабораторий, конструкторских бюро и т.д.

Каждый ученый, приступая к исследованию в какой-то облас­ти науки, получает в свое распоряжение накопленный в ходе ее раз­вития фактический материал – результаты наблюдений и экспериментов; результаты обобщения фактичес­кого материала, выраженные в соответствующих теориях, зако­нах и принципах; основанные на фактах научные предположе­ния, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке; общетеоре­тическую, философскую интерпретацию открытых наукой принци­пов, законов; мировоззренческие установки; соответствующую методологию и техническое оснащение. Все эти стороны и грани науки существуют в тесной связи между собой.

Необходимым условием научного исследования является уста­новление факта или фактов. Научный факт выступает в виде прямого наблюдения объекта, показания прибора, протоколов опытов, таблиц, схем, фотографий, записей, архивных докумен­тов, проверенных свидетельств очевидца и т.д.

Сила науки заключается в ее опоре на факты. Но сами по себе факты не составляют еще науки. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобще­нию и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить его значение и установить закономерную связь между фактами.

Для прогресса научного познания всегда требуется установление новых фактов. Их осмысление ведет к построению теории как важнейшей составной части любой науки. Раз­витие науки связано с открытием новых законов действительнос­ти. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов. К законам науки тесно примыка­ют принципы, представляющие собой обобщенные опытные фак­ты (например, принцип наименьшего действия, принцип посто­янства скорости света).

Любая теория является не­полным воспроизведением объекта. Научное познание движется в вечном противоречии между принятой теорией и вновь открываемыми фактами. Поскольку любая научная теория носит ограниченный характер, постольку в каждый данный период су­ществует необходимость в предположительном знании, в гипоте­зах. Проверенные и подтвержденные опытом гипотезы превраща­ются в теории.

Существенным компонентом научного познания является фи­лософская интерпретация данных науки, составляющая ее мировоззренческую и методологическую основу. Ученый подходит к изучаемым фактам, к их обобщению с определенных миро­воззренческих позиций. Сам отбор фактов направляется опреде­ленной гипотезой и невозможен без неких общих предположений и убеждений исследователя.

Для научного познания существенно, прежде всего, то, что ис­следуется и как исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследу­ется, раскрывает природу предмета науки, ответ на воп­рос о том, как осуществляется исследование, раскрывает природу метода исследования. Предметом науки является вся действитель­ность, т.е. различные формы и виды материи.

Особенности метода определяются особенностями предмета научного исследования. В методе выражено содержание изучае­мого предмета. Метод столь тесно связан с научным познани­ем мира, что каждый существенный шаг в развитии науки обыч­но вызывает к жизни новые методы исследования. Поэтому об уровне развития той или иной науки можно судить и по характеру развития применяемых ею методов. Общие методы, свойственные науке изучаются философией. Специальные методы применяются во всех отраслях науки, но для исследования лишь отдельных сторон ее объектов.

Средствами научного исследования являются те специальные предметы (при­боры, инструменты и т.д.), которые служат целям экспериментального изучения объекта и опытной проверки достигнутых результатов, а также целям фиксирования и обработки этих резуль­татов.

Предположительное объяснение причин и сущности изучаемых явлений дается в гипотезах. Теоретическое обобщение опытных данных совершается при помощи научных абстракций, понятий; накапливаемый эмпирический материал вызывает необходимость пересмотра и ломки прежних теоретических представлений и вы­работки новых, путем обобщения вновь накопленных опытных данных. Объединение отдельных научных теорий, гипотез, поня­тий в систему взглядов приводит к выработке общей картины, отражающей действительность в ее внутренней связи.

В целом наука включает в себя все необходимые условия и компоненты соответствующей ей (научной) деятельности:

- разделение и кооперацию научного труда;

- научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

- методы научно-исследовательской работы;

- специальный язык;

- понятийный аппарат;

- систему научной информации;

- всю сумму накопленных ранее научных знаний.

3. Современная наука – сложнейшее социальное явление. Отдель­ные науки различаются, прежде всего, тем, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает пред­мет науки, ответ на вопрос, как осуществляется ис­следование, раскрывает метод исследования. Предметом науки в целом является вся действительность, т.е. различные формы и виды материи, включая общество, культуру, самого человека.

По предмету исследования науки делят на две основные группы: естественные и общественные. По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические) науки. По методу исследования – теоретические и эмпирические и т.д.

Естествознание – система наук о природе, теоретическая ос­нова промышленности, сельского хозяйства и медицины. Отражает развитие природы, идущее от объектов более простых, низших – к более сложным, высшим. Физика, химия, геология и биология относятся к числу основ­ных отраслей современного естествознания. Их взаимная связь в первом приближении может быть выражена в виде общего ряда наук. Кроме того, в современном естествознании существует множество переходных наук, которые свидетельствуют об отсут­ствии граней между различными ее отрасля­ми, о взаимопроникновении ранее обособленных наук.

Каждая отрасль естествознания подразделяется, в соответствии с изучаемыми ею более частными формами движе­ния материи, на ряд научных дисциплин. Химия, например, под­разделяется на неорганическую и органическую (по характеру объекта) и аналитическую химию (по методу). Биология подраз­деляется на зоологию и ботанику (по характеру объекта), но вме­сте с тем возможна классификация по общему методу. Так в сфере биологии выделяют морфологию, анатомию и физиологию (по методу и вместе с тем по предмету): первые две науки изучают форму и внутреннее строение организмов, физиология – их функ­ции и т.д.

Между естественными науками существуют такие взаимоотно­шения, которые отражают развитие целых совокупностей матери­альных объектов, включающих в себя различные формы движе­ния. Так, астрономия изучает небесные тела и их системы, их происхождение (космогония) и Вселенную как целое (космология). В результате абстрагирования от природы движущегося пред­мета и рассмотрения его движения лишь со стороны характерис­тики его перемещения в пространстве под воздействием внешних сил, из физики выделяется особая отрасль естествознания –меха­ника.

Дальнейшее абстрагирование от качеств, физического содер­жания явлений природы и ограничение исследования их количе­ственной стороной лежит в основе математики. Предметом ма­тематики является не какая-либо особая форма движения мате­рии, а абстрактно выделенная (количественная и пространственная) сторона движения и взаимоотношения тел природы. Не буду­чи сама частью естествознания, математика тесно связана с ним и по отношению к нему выступает в качестве аппарата исследования – особого приема исследования и обобщения опытного материала.

Особое место среди общественных наук занимает философия. С одной стороны, она является учением о человеке как мыслящем и действующем существе – субъекте, с другой – она тесно связана с миропони­манием, представляет собой самосознание культуры. Существует ее определенное сходство с математикой. Подобно тому, как математика может применяться практически во всех науках для исследования любых явлений и процессов, так и философия может и должна стать важнейшей составной частью любого иссле­дования. Исследование – деятельность мышления. Оно предпола­гает использование категорий, которые задают алгоритм мышле­ния ученого.

Работу мышления изучает философия. Поэтому она необходима любому ученому, если он хочет сделать свое мышле­ние осознанным. Ученый всегда должен быть обращен к двум про­цессам: 1) к тем природным или общественным явлениям, кото­рые он исследует; 2) к своему собственному мышлению, которое он созна­тельно контролирует и направляет в процессе исследования. Фи­лософия всегда была и является рефлексией – мышлением о мышлении. В этом ее особая роль и особое место среди других наук.

В целом классификацию наук можно представить в следую­щем виде.

- Естественные и технические (прикладные) науки.

Механика → прикладная механика

Астрономия

Астрофизика

Физика → техническая физика, электроника

Химическая физика

Физическая химия

Химия → химико-технологические науки

Геохимия

Биохимия

Геология → горное дело

География

Биология → сельскохозяйственные науки

Физиология человека → медицинские науки

Математические науки

Математика → прикладная математика

Математическая логика → программирование

- Общественные/социальные науки

История

Археология

Этнография

Экономическая география

Статистика

Экономические науки

Юридические науки

Искусствоведение

- Философские науки: онтология, гносеология, логика, эти­ка, эстетика, аксиология, социальная философия, культурология, религиоведение и др.

Социология

Политология

Психология

Лингвистика

Филология

- Синтетические науки

Общая теория управления: теория информации, теория программирования, теория автоматов и т.д.

Синергетика

Экология

Каждая из перечисленных наук представляет собой целую область знания, включающую в себя десятки дисциплин.

4. Функции науки (лат. function – исполнение, совершение) выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении человеком и обществом окружающего мира с конструктивной целью.

Функции науки – это внешнее проявление ее существенных свойств. По ним можно судить о возможностях науки участвовать в решении проблем, стоящих перед обществом, культурой, цивилизацией в целом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизнедеятельности людей.

Также функции науки – это основные направления применения науки в жизнедеятельности общества. Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как: познавательную, мировоззренческую, производственную и культурную/образовательную.

Основные социально-значимые функции науки следующие:

- познавательная функция задается самой сущностью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение различных явлений и процессов, производство научного знания;

- мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает то, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации;

- прогностическая функция, – посредством науки осуществляется прогнозирование, т.е. обоснованное предвидение хода будущих событий, причем научное прогнозирование отличается высокой степенью вероятности; по словам немецкого химика и философа Вильгельма Ост­вальда: «нау­ка – это ис­кус­ство пред­ви­де­ния. Вся ее цен­ность в том, в ка­кой ме­ре и с ка­кой достовер­но­стью она мо­жет пре­ду­га­дать бу­ду­щие со­бы­тия»;

- производственная, технико-технологическая функция призвана рационализировать, «онаучивать» сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие, технический и технологический прогресс, внедрение в производство новых технологий, форм организации и т.п.; исследователи говорят о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам;

- управленческо-регулятивная функция выражается в том, что наука разрабатывает теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего, социальных явлений и процессов. Менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса;

- культурная или образовательная функция науки сводится к тому, что она является феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки влияют на воспитательный и учебный процесс. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

- функция преемственности или традиционная обеспечивает наследование, сохранение достижений «коллективного интеллекта» науки, накопленных в науке знаний, научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской деятельности, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства.

- практическая функция в известной мере интегрирует все другие функции науки, характеризует ее как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить общество, его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс объективации и материализации научного знания.

Литература

1. Основы философии. Учебник / Л.Н.Никитин, Л.А.Алексеева, Т.А.Андреева и др.; Под ред. д.филос.н., проф. Л.Н.Никитина. – Донецк: ДонНУЭТ, 2010. – С. 86-89.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 379-390.

3. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 472-480.

4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 468-472, 496-502.

5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – 516 с. – С. 464-480.

Дополнительная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Бессонов Б.Н. – М.: Юрайт, 2010. – С.4-38.

2. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, А.В. Лесков; под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007. – С. 33-137.

3. Некрасов С.И. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Некрасов С.И., Некрасова Н.А. – Орел: ОГУ, 2010. – С. 9-152, 190-202.

Тема 2.

Научное познание как форма деятельности: специфика и структура

Вопросы

1. Особенности и специфика научного познания как формы деятельности.

2. Общая структура и основные уровни научного познания.

3. Структурные компоненты теоретического познания.

4. Основные функции научной теории в системе научного познания.

Лекция

1. Научное познание представляет собой сложный, обусловленный законами общественного развития и связанный с общественно-исторической практикой целенаправленный процесс отражения, осмысления и постижения человеком объективной реальности. Научное познание является основной формой научной деятельности. Его основные особенности следующие.

1) Основная задача научного знания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (обще­ственных), законов самого познания, мышления и др. От­сюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характе­ристики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предпола­гает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений, процессов.

2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеет­ся, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случа­ях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предме­та. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъек­та – важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к миру/действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.

3) Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению действительности и управлению реальными процесса­ми.

4) Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, гипотез, теорий, законов и других идеальных форм, закреп­ленных в языке – естественном или искусственном (математическая символика, физические, химиче­ские формулы и т.п.). Научное познание не просто фиксиру­ет свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообнов­ления наукой своего концептуального арсенала – важный показатель научности.

5) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инст­рументы, другое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро­ны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследова­ния своих объектов и самой себя таких идеальных (духов­ных) средств, как современная логика, математи­ческие методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы.

6) Научному познанию присущи: строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Вот почему важнейшее значение тут имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уров­ни критериев научности, относя к ним, кроме названных, также и такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизво­димость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.

Ориентируясь на изучение объективного мира вещей и вещных отноше­ний, имеющих жизненно важное практическое значение для человека, наука искала такие методы изучения и способы такой организации знания, чтобы его можно было практиче­ски применять, а также передавать в пользование широкому кругу людей, а не только ученых. Наиболее адекватной этим зада­чам формой организации знания явилась рационально-логи­ческая, позволяющая представить знание в общем правиле, принципе, рецептуре, мате­матической формуле и т.д. Учебники, справочники стали выполнять функцию сбора и хранения формализованных результатов научных исследований, при­годных к непосредственному использованию.

Чем научное познание отличается от обыденного познания? Ведь в своей повседневной жизни люди также изучают природу и процессы, происходящие в ней. Наука, в отличие от обы­денного познания, ориентируется на поиск сущности, исти­ны, т.е. того, что не лежит на поверхности явлений, не дано непосредственно чувствам, более того – скрыто от них. Проникнуть в сущность вещей нельзя путем простого наблюдения, обобщения фактов и т.д. Необходи­мы специальные процедуры трансформации реальных объ­ектов в идеальные, существующие в мысли. Напри­мер, в природе нет абсолютно черного тела, материальной точки. И то, и другое есть идеальные объекты, т.е. «сконструированные» мыслью и приспособленные ею для своей специфической деятельности объек­ты.

Способность мышления работать с идеальными объекта­ми, моделями была открыта еще в Древней Греции, в древнегреческой философии. Мир идеальных конструкций – это теоретический мир. Его пре­образовывают, с ним работают только в мышлении. Например, можно в мысли представить, что су­ществует мир, в котором сопротивление, возникающее при трении поверхности одного тела о поверхность другого, ста­ло бесконечно малым. Сконструировав, смоделировав такой мир, затем можно установить законы, которые будут действо­вать в нем. Теоретически, т.е. мысленно сконструировав такой идеальный мир, Галилей открыл закон инерции.

Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самым открыла рациональность. Наука использовала это открытие, но внесла в него сущест­венные изменения и добавления. Античная рациональ­ность – это открытие способности мышления свободно, безо всяких ограничений уноситься в бесконечные метафизиче­ские просторы. Античная рациональность не препятствовала мысли конструировать такие идеальные объекты, как кен­тавры, горгоны и т.д. Никто и ничто не контролировали деятельность мышления по созданию идеальных миров.

Наука не могла пойти на такую свободу мысли, ибо она искала знания, пригодные для практического ис­пользования и применения. Отсюда возникла необходи­мость ограничения свободы мысли: пространство работы мысли с идеальными объектами было ограничено требова­нием, согласно которому наука имеет право создавать такие идеальные объекты, которые можно превратить в реальные вещь, предмет или дело. Другими словами, наука присоеди­няет к идее античной рациональности идею возможности перевести идеальный объект в созданную руками человека вещь – артефакт. Она признает правомерной работу мысли только с та­кими идеальными конструктами, которые проверяемы на практике (непосредственно или хотя бы косвенно). Научная мысль – это также технологическая мысль. В интерпретации Гете это звучит так: «что надо знать, то можно взять руками».

Итак, наука объединила античный философский рационализм с рациональным «конструированием» вещей, придала способности мысли к продуцированию мира идеальных вещей тех­нологические цели. Так родился эксперимент, соединив­ший идеальность (теорию) и технологичность («практическое делание»). Эксперимент не был одной из форм простого утилитарно-обыденного «делания»: он опирался на идеальные конструкты, модели, которые выполняли функ­цию концептуального испытания природы, были своеобраз­ной формой вопроса к ней. Эксперимент переводил этот идеальный вопрос в физическое «испытание естества», застав­ляя природу отвечать на него, но не в идеальном, а в мате­риально-практическом плане.

2. Как основная форма научной деятельности научное по­знание является целостной развивающейся системой, имеющей до­вольно сложную структуру. Структура выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предмет познания); субъ­ект познания; средства, методы познания – его орудия/инструментарий (ма­териальные и духовные).

Следует учитывать, что в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в строгое традиционное понятие науч­ности: философские, религиозные, магические представле­ния; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающи­еся четкой, выверенной вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвен­ции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных симпатий и антипатий, привычек, ошибок и т.д.

По одному из оснований деления в структуре науки разли­чают: науку переднего края, т.е. научный поиск, который наряду с истинными включает неистинные, но полученные научными средствами результаты; 2) «твердое» (теоретическое) ядро науки – достоверный, истин­ный пласт знания, кристаллизируемый по ходу развития знания; 3) историю развития науки.

При ином «срезе» научного познания в нем следует раз­личать такиеэлементы его структуры: 1) фактический материал, почерпнутый из опыта; 2) ре­зультаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; 3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); 4) «выра­стающие» из них законы, принципы и теории; 5) философские установки; 6) социокультурные основания; 7) методы научно­го познания, 8) идеалы и нормы научно­го познания, его эталоны, регулят

Наши рекомендации