Посредник для установления общения с Богом
Идол – не праздные мечты скульптора, а живительный источник, пленяющий сердца преданных и уносящий их в чистом потоке любви к Богу. Поклоняясь образу, верующий постоянно чувствует присутствие Божества в нём и потому, изливает свою преданность этому образу (идолу). Ужасная тьма невежества современного мирского человека, подобная покрову облаков, препятствует видению Божест-венного в прекрасном и завораживающем идоле, Образе Бога. Но научные дости-жения последнего столетия должны рассеять эту тьму неведения, уверить вас в совершенной обоснованности идолопоклонства.
Каким образом певцы или ораторы, обращаясь к «маленькой коробочке», называемой микрофон, могут быть услышаны на другом конце света? Ведь это всего лишь простая часть механической безжизненной структуры, называемой радио. Оно может разлететься на тысячу кусочков, если швырнуть его в гневе, когда вы не знаете, что с ним делать; но если уметь с ним обращаться, – вы можете слышать музыку, которая играет за тысячу миль от вас или чей-нибудь голос в самой отдаленной части земли. Поскольку с помощью такого приспособления как радиоприёмник вы можете уловить звуковые волны, скрытых от ваших глаз, людей всего мира, – резонно предположить и возможность такого же общения с единственным в своём роде Божеством посредством идола. Бог вездесущ. Он сияет в каждом атоме любого создания. Нет такого места, где бы не было Бога. Так почему же вы говорите, что Его нет в идоле?!
Есть и такие, кто многозначительно заявляют: « О! Бог – Всепроникающее, Бесформенное Бытие! Как Он может быть ограничен этим идолом?». Но могут ли эти люди всегда ощущать Его вездесущность? Везде и во всём видеть лишь Его одного? – Нет! Это их эго не позволяет им «снизойти» до преклонения перед образом Бога, выдвигая вперёд своё хромое оправдание. Пустой сосуд всегда издаёт больше шума. Практичный же человек, совершающий поклонение и медитацию, наполнен истинным знанием и преданностью; и потому, всегда сохраняет тишину. Только он может дать вам правдивый ответ: является ли мурти необходимым элементом в процессе общения с Богом, особенно на начальном этапе вашей духовной практики, или нет.
Даже высоко интеллектуальный человек не может обойтись без некоторого символизма во время концентрации. Однако, такой человек из-за собственной гордыни и тщеславия, как правило, говорит: «Я не признаю мурти, я не желаю сосредотачиваться на форме»,– считая, что над ним только будут надсмехаться, если узнают, что он медитирует над образом. Но так как, к концентрации на бесформенном он ещё не готов, то медитация становится просто невозможна. Всё что ему остаётся – это только пустая болтовня, бесконечные споры и позирование. Он расточает свою жизнь на бесполезные дискуссии и обсуждения, тогда как малая толика практики была бы для него весомее сотни теорий.
Интеллект таких людей – помеха в их жизни. Они говорят, что существование Брахмана – лишь догадки и предположения, самадхи – обман ума, а самореализация – плод воображения ведантинов. Высокообразованные и учёные люди, по сути, оказываются погрязшими в невежестве. Заблудшие души! Они становятся залож-никами своего же светского знания, которое является простой шелухой по сравнению со Знанием Истинной Самости. Надежда спасения таких людей крайне мала. И всё же, искоренив старые негативные самскары посредством сатсанга и, осознав свои прежние ошибки, у них появляется шанс окончательного освобождения.
Да одарит Господь ясным пониманием всех жаждущих Истинного Знания!
Символ Бога.
Пратима (идол) – помощник или символ Бога. Образ в храме, будь то из камня, дерева или металла, драгоценен для своего почитателя, поскольку несёт знак, символ Божества и потому этот образ свят, и вечен. Так, флаг – только маленький лоскут окрашенной ткани, но есть что-то, что делает его для солдата очень дорогим. Он готов даже пожертвовать собственной жизнью ради него, если это понадобится. Подобным же образом, – символ Бога дорог для своего приверженца. Каждый разговаривает с ним на его собственном языке преданности. Также как флаг пробуждает военную доблесть в солдате, образ Бога – пробуждает преданность в поклоннике. Господь как бы отражается в образе, и образ рождает божественные мысли в своём почитателе.
Клочок обычной белой или цветной бумаги не имеет сам по себе никакой ценности. И вы легко выбрасываете его. Но, если на нём есть печать (знак) или изображение короля или президента, вы храните его в сейфе или прячете в своём кошельке. Точно также, обычный кусок камня не представляет собой ни какой цены, и вы не обращаете на него ни малейшего внимания. Но, если вы созерцаете камень-мурти Господа Кришны в Пандхарпури или любой другой идол в месте всеобщего поклонения, вы благоговейно склоняете голову, молитвенно соединяете руки, потому что видите знак, символ Божественного присутствия в «камне».
Приверженец наделяет идол всеми признаками своего излюбленного Божества (Иштадеваты). Во время поклонения, вы не думаете: «Этот идол прибыл из Джайпура. Его привёз Прабху Сингх. Он весит 50 фунтов, сделан из белого мрамора и обошёлся мне в 500 рупий». Вы видите символ Божественного в нём и просите: «О Антарьямин (Внутренний Правитель)! Единый, Всемогущий, Всезнающий, Всемилосердный! Ты – Самосущий Источник всего! Ты – Сат-Чит-Ананда, Вечный и Неизменный! Ты – Жизнь моей жизни, Душа моей души! Дай же мне свет и знание, позволь мне всегда пребывать в Тебе!». Когда ваша преданность и медитация станут интенсивными и глубокими, вы перестанете видеть только изображение в камне, вы будете созерцать в идоле Бога как Чаитанья (Дух, Сознание; Высшее Бытие). Для новичков поклонение образу особенно необходимо!