Различные формы историографии
Кажется в некоторых отношениях верным, что время философии истории пришло, так как формулировка такой философии, впервые ясно появившаяся в гегелев-ской мысли, не переставала напоминать о себе современному сознанию. Идея о наличии у истории некоего общего смысла перешла из философского сознания в политическое, которое, особенно в различных вариантах марксистской мысли и марксистской пропаганды, не перестает ссылаться на смысл истории. Но в то время как необходимость философии истории проникает в сознание людей, объективный прогресс исторического знания, непрерывно демонстрируя поразительное разнообразие исторических ситуаций и событий, схваченных в их реальности, приводит к тому, что выдвижение общей философии истории становится делом все более трудным и произвольным. Нужно, следовательно, проследить, рассмотрев разные формы историографии, рождение собственно философской концепции истории.
а) Первоначальная история
"Первоначальная история"8 — это рассказ об исторических событиях людей, которые сами принимали в них участие:
Чтобы тут же дать конкретный образ, я назову для примера имена Геродота, Фукидида и других подобных им историков. Эти историки описывали преимущественно протекавшие на их глазах деяния, события и состояния, причем сами они были проникнуты их духом и переносили в сферу духовных представлений то, что существовало вовне9.
7 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. Cours de 1830. Ed. Hoffmeister. P. 46.
8 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 3.
9 Там же.
Несомненно, бывает, что такие историки включают в свои рассказы воспоминания других действующих лиц истории, ибо невозможно, чтобы один человек все видел1, "но для них это материалы спорадические, низшие, случайные и субъективные"2, которые нужно сначала осмыслить и покритиковать, прежде чем включить их в собственный рассказ:
Что же касается событий этой войны, то я поставил себе задачу описывать их, получая сведения не путем расспросов первого встречного и не по личному усмотрению, но изображать, с одной стороны, лишь те события, при которых мне самому довелось присутствовать, а с другой — разбирать сообщения других со всей возможной точностью. Основательная проверка сведений была делом нелегким, потому что свидетели отдельных событий давали разное освещение одним и тем же фактам в зависимости от их расположения к одной из воюющих сторон или силы памяти3.
Благодаря своему рассказу историк вырывает события из недостоверности памяти и не дает поглотить их прошлому:
Подобный историк, отправляясь от того, что уже прошло и преодолено реальностью, рассеяно в субъективных и случайных воспоминаниях и сохранено только в беглых реминисценциях, создает целое и помещает его в храм Мнемозины, чтобы дать ему бессмертное существование4.
Такая форма истории является "достоянием навеки"5, если только она переносит прошлые события, внешние и случайные, в "сферу духовных представлений"6, где, "как рассказывают древние, герои вечно совершают то, что они сделали при жизни только один раз"7.
Но душа такой первоначальной истории заключена не только в том, что она восстанавливает в воображении ту реальность,
которая без этого исчезла бы из памяти людей. Она заключена также в том, что автор "описывает то, в чем он более или менее принимал участие, или то, что он по крайней мере переживал"8. Поэтому такая форма истории по существу живая:
Ее материей является, по существу, то, что есть живого в собственном существовании и настоящих интересах людей, то, что есть настоящего и живого в той среде, в которой они живут'.
Вот почему историк непосредственно проникает в дух событий, о которых он рассказывает:
Образованность автора и культура, выражающаяся в тех фактах, излагая которые он создает свое произведение, дух автора и дух тех действий, о которых он повествует, тождественны™.
Таким образом, историку нет надобности вводить собственную рефлексию в изложение событий, он их представляет потомству такими, какими они интуитивно представляются ему.
В связи с этим длинные пересказы речей, которые встречаются у древних историков и особенно у Фукидида, представляют особый интерес. Конечно, такой способ писать историю мог у позднейших писателей и особенно у римлян выродиться в пристрастие к пустой риторике и к торжественным речам, не имеющим реального значения. Но в первоначальной истории Фукидида речи выражают "осознание" актерами истории "их целей, интересов и принципов"". Как таковые, они составляют важный аспект действия:
Один аспект действий — это способ, каким люди действия объясняют их другим, чтобы воздействовать на их представления и привести в движение их волю12.
Поэтому историк остерегается "объяснять и представлять" сознание действующих ин-
1 См: Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 3.
2 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 4.
}Фукиоид. История. Кн. I. Гл. 22. С. 13—14.
4 Hegel G. W. F. Lejons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 4.
!Фукидид. История. Кн. I. Гл. 22. С. 13—14.
6 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 3.
7 Hegel G. W. F. Legons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 5.
8 Гегель Г. В, Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 4.
9 Hegel G. W. F. Lemons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 6. Ср.: "то, что существует и живет в окружающей их среде, составляет их существенное содержание" (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. VIII. С. 4). — Примеч. пер.
10 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 4.
11 Hegel G. W. F. Lefons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 7.
12 Ibidem.
дивидов, "исходя из своих собственных рефлексий", "он скорее должен позволить индивидам и народам высказываться самим насчет того, чего они хотят, и насчет их способа познания того, чего они хотят"1. Это остается верным и тогда, когда историку приходится "редактировать" текст речей на основе сохранившихся воспоминаний:
Что до речей (как произнесенных перед войной, так и во время ее), то в точности запомнить и воспроизвести их смысл было невозможно — ни тех, которые мне пришлось самому слышать, ни тех, о которых мне передавали другие. Но то, что, по-моему, каждый оратор мог бы сказать самого подходящего по данному вопросу (причем я, насколько возможно ближе, придерживаюсь общего смысла действительно произнесенных речей), это я и заставил их говорить в моей истории2.
Именно так Фукидид, передавая речь Пе-рикла, сохранил для потомства непосредственное и проницательное выражение принципов и целей "образованнейшего, чистейшего, благороднейшего государственного деятеля"3. Первоначальная история позволяет, таким образом, проникать в характер индивидов и народов, действующих в истории, в контексте "их собственной культуры"4. Она тем самым позволяет понять, как и почему люди действовали в истории и как они осознавали свою историческую деятельность. "Тот, кто не хочет стать историком-эрудитом, но хочет получать удовольствие от истории, может чаще всего огрничиваться такими описаниями", и "они никогда не наскучат"5.
Ь) Объективная история
Но "таких историков... не так много, как можно было бы думать"6. Самое большее — можно назвать Геродота, Фукидида, По-
1 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophic de l'histoire. 1822—1828. P. 7.
2 Фукидид. История. Кн. I. Гл. 22. С. 13.
3 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 4. 4Там же. С. 5.
5 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 8.
6 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 5.
либия, Цезаря и французских мемуаристов, из которых самым крупным является кардинал де Ретц7. Кроме того, эта форма истории "воспроизводит непродолжительные периоды" и только "индивидуальные образы людей и происшествий"8.
Недостаток такой первоначальной истории заключается и в ее ограничении тем, что исторические деятели понимали и желали от своего собственного действия, как если бы не существовало иллюзий сознания. Такая история представляет события в их непосредственной видимости, а людей соответственно самим категориям их культуры, то есть не освобождаясь в суждении об актерах истории от их собственных предрассудков и иллюзий и не осуществив в их отношении некоего отстранения и взгляда с точки зрения высшей рефлексии9. Наконец, наше историческое представление о жизни какого-либо народа "включает гораздо больше точек зрения, чем представление древних"10, охватывая, помимо политической и военной истории, которая почти исключительно занимала их интерес, "историю искусства, религии, науки, конституции, права, собственности и т. д."". С этой точки зрения история должна посредством научного исследования текстов и изучения археологических данных попытаться создать более конкретное и более объективное знание о прошлом, чем то, которое было у первых историков.
Но объективность состоит, прежде всего, в соответствии объекту, здесь — прошлой истории. В связи с этим историк стре-мится сочувствовать, проявлять "симпатию" к эпохам прошлого'*. Попытки такого рода можно найти во французской историографии, например в работах Миш-ле. Постоянно изучая оригинальные документы, историк пытается вновь обрести дух эпохи и воплотить его в своем труде, как если бы он сам был первичным историком, переживающим непосредственно сердцем
7 См. там же.
8 Там же. С. 4.
9 См. там же.
10 Hegel G. W. F. Le?ons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 21. "Ibidem. 12 Ibid. P. 14.
и разумом события, о которых он рассказывает. Но очевидно, что "историк, как и мы, принадлежит к своему миру с его потребностями и интересами, он уважает то, что высоко ценит его собственная эпоха"1. Невозможно, стало быть, чтобы мы полностью разделяли чувства людей прошлой эпохи, испытывая симпатию. Если, например, "Афины нас интересуют в высшей степени" как "благороднейшая родина цивилизованного народа", если мы можем "принимать участие в их действиях и опасностях", мы не можем все же симпатизировать афинянам, когда мы узнаем, что "в день битвы под Платеями они были озабочены тем, чтобы принести жертвы", или когда мы читаем в "Политике" Аристотеля об оправдании "рабства"2. Невозможно, стало быть, чтобы дух, который говорит при помощи историка от имени прошлых эпох, был действительно "духом этих эпох"3:
Если историк изображает дух времени, этот последний оказывается духом самого ученого".
Непосредственно испытать все чувства людей прошлого невозможно, — всегда вмешивается отстранение рефлексии, если историк принадлежит к иной эпохе, чем та, о/ которой он пишет.
Итак, собственно научная дефиниция исторической объективности заключается не в слиянии с объектом, а в дистанции в отношении него. Историк помещается перед объектом и описывает его извне. Такая позиция объективна, если только историк не примешивает свою собственную интуицию и свою собственную субъективность, а вооружается принципами критики и объяснения. Эти принципы позволяют определить исторический факт как объективный факт природы, существование которого устанавливают методами исторической критики и который объясняют, связывая его с другими известными фактами согласно принципу детерминирующей каузальности.
' Hegel G. W. F. Lecons sur la philosophie de l'histoire. 1822-1828. P. 13.
2 Ibidem.
3 Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Введение // Соч. Т. VIII. С. 6.
4 Hegel G. W. F. Le9ons sur la philosophie de l'histoire. 1822—1828. P. 12.
с) Переход к философии истории
Форма исторической объективности, которая состоит в попытке симпатического совпадения с объектом, кажется скорее субъективной историей. Конечно, такая форма истории стремится "сделать прошлое присутствующим в духе"5. Но она может его сделать только частично присутствующим, потому что историк неизбежно примешивает свой собственный дух и заботы своей собственной эпохи к симпатическому воссозданию событий. Какие бы усилия Мишле ни предпринимал, чтобы стать чуждым своему веку, зарывшись в архивах, он смог написать только романтическую историю. Разумеется, это лишь частичное возражение в отношении истории, где прошлое воскресает в его интуитивно постигаемой видимости с яркостью, присущей галлюцинациям: мы всходим вместе с Людовиком XVI на повозку, которая везет его на эшафот, мы видим на его щеках щетину плохо сбритой бороды, мы ломаем вместе с ним последний кусок хлеба, чувствуем его землистый вкус во рту, мы слышим его слова сострадания, одновременно реального и далекого, о нищете народа и т. д. По сравнению с этой историей, где прошлое пережито снова, как оно было прожито самими участниками вплоть до их впечатлений и субъективных намерений, история, которая придерживается чисто внешнего и объективного описания, может показаться бездушной. Она знает только факты, тогда как человеческое действие не только грубый факт, но также внутренняя страсть, намерение и воля.
Между тем объективная история не столь уж бездушна, как это кажется сначала. С одной стороны, действительно, она трактует события как абстракции, лишая их субъективного момента, так же как всей серии второстепенных обстоятельств. Так. "рассудок сокращает наиболее сильно"6. "Сражение, победа, осада" — эти общие
,5Ibid. P. 10.
6 Ibid. P. 14. Ср.: Рефлективная история прибегает "к сокращенному изложению путем применения абстракций" (Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. VIII. С. 7). — Примеч. пер.
представления "собирают и резюмируют в простом определении"1 всю бесконечную совокупность обстоятельств и индивидуальных действий. Если удовлетворятся тем, что скажут: "Экспедиция афинян в Сицилию закончилась неудачно", то это будет "резюме того, что Фукидид описал так интересно и развернуто во всех деталях"2. В сухости подобного изложения тоска индивидуальной агонии похоронена прочнее, чем в каменных карьерах Сиракуз. Но благодаря этой абстракции, которая признает только бездушные факты, раскрывается, с другой стороны, точка зрения целого, которая необходима для философии истории.
Абстракция тоже сфера духа. Передача реальности в ее объективном анализе дает возможность ее объяснения и рационализации. В этом смысле научное истолкование истории подготавливает переход к философии истории. Действительно, "философское рассмотрение не имеет другой цели, кроме упразднения случайности"3. Оно стремится все обосновать разумом и сделать вследствие этого необходимым. Поэтому оно начинается с научной рационализации истории, каковая ее сокращает, объективирует и позволяет таким образом понять ее в целом и в необходимом сцеплении.