Глава 5. Произведение искусства
и прекрасное138
Что такое эстетика? (138)
1. Поиск определения искусства 139
a) В ремесленной цивилизации 139
b) В индустриальной цивилизации 140
техника (140); ее противопоставление искусству (140); изящные искусства
— "свободные искусства" (141)
c) Чистое искусство 142
2. Теория чистого искусства 143
a) Художественное творчество —
гений (144); оригинальность (144); вкус (147)
b) Критика вкуса 148
"прекрасно то, что всем нравится без [посредства] понятия" (148); прекрасное — объект незаинтересованного наслаждения (150); красота противоположна утилитарности и совершенству
— она является "целесообразностью помимо всякой цели" (151)
c) Противоречия теории чистого ис
кусства 154
кантовская антиномия (154); ее критическое решение (155); формализм и тайна в искусстве (156)
3. Значение и судьба искусства 159
a) Творчество и сущность прекрасного —
создание красоты природой и искусством, теория гения (159); чистая красота и красота идеальная (163); красота и истина (168)
b) Принципы истории искусства и клас
сификации изящных искусств 169
форма и содержание в искусстве (169);
история искусства (170); принципы сис
темы изящных искусств (173)
c) Современное значение искусства 175
формализм и субъективность (175); искусство и индустрия (176); искусство принадлежит прошлому (177)
Глава 6. Что такое метафизика? ι go
l. Аристотелево понятие метафизики _ Происхождение и этимология термина "метафизика" (180)
a) По ту сторону наук в философии
Платона 1 8 1
b) Троякое направление метафизики
Аристотеля 183
Аксиоматика (185)
Наука о бытии как таковом (187)
бытие как таковое и виды бытия (187); критика онтологии (188); сущность
(191)
Противоречие онтологии и теологии
(192)
c) Редукция метафизики к теологии 192
античные комментаторы Аристотеля (194); учение Аристотеля и христианство (194); синтез томизма и его двойственность (195)
2. Расцвет и разрушение метафизики 200
a) Картезианская метафизика _
Основное значение картезианской
метафизики (200)
"Я мыслю, следовательно, я существую" (202) Начала философии (205)
существование Бога (205); два начала картезианской метафизики (207); непонятная связь теологии и физики (208)
b) Кризис и утверждение рационали
стической метафизики 211
Фидеизм Паскаля (211)
Современный эмпиризм (212)
Метафизика Лейбница (212)
принципы метафизики как истины рефлексии (212); причины и границы феноменологии (215); принцип лучшего (216)
c) Критика чистого разума 219
Противоречия разума и необходи
мая иллюзия метафизики (219)
Критическое решение (223)
Метафизика нравов (225)
вещь сама по себе (225); превосходство теоретического разума над практическим разумом (226); сциентизм и фидеизм Канта (228)
3. Новейшая метафизика 229
a) Проект метафизики как науки 230
система априорных элементов знания (230); феноменология и метафизическое знание (231); метафизическое противоречие (233)
b) Развитие диалектического метода 233
Платон (233); Аристотель (234); негативная диалектика (238)
c) Диалектическая метафизика 239
природа диалектического движения противоположна обычному представлению (239); диалектическое доказательство через противоречие формального разума (240); диалектический разум (242)
Глава 7. Основы морали244
1. Поиски блага —
a) От идеи блага к философии счастья —
иерархия благ и независимое благо
(244); критика Аристотелем идеи блага
(245); высшая цель человеческой деятельности — счастье (246)
b) От морали счастья к морали долга 247
невозможность определения понятия счастье (247); условные императивы и благоразумие (248); отличие счастья от добродетели (249)
c) Добрая воля 250
интерес и долг (250); результат и при
чина поступка (251); формулировка,
цель и происхождение морального за
кона (252)
2. Анализ кантианской морали 254
a) Невозможность добродетели —
b) Невозможность счастья 256
c) Моральная вера 257
3. Подлинная моральная деятельность 259
а) Закон божественный и закон челове
ческий 260
От автономии сознания к божествен
ному закону (260)
От божественного закона к закону
человеческому (261) Нравственная трагедия (264)
необходимый конфликт согласно человеческому закону и согласно божественному (264); Антигона (265); трагический исход (267)
b) Безусловное и условное в нравствен
ном долге 269
Формальная мораль (269)
формальная всеобщность (269); противоречие формальной морали (270); преступление и наказание (271)
Реальная мораль (274)
наука и нравственность (274); нравственный прогресс и прогресс технический (276); безнравственность прогресса цивилизации (272)
Противоречия прогресса и ценность нравственных требований (278)
c) Счастье и добродетель 281
добродетель (281); счастье и удовлетворение (283); счастье и добродетель (284)
Том второй
Глава 8. Пространство и время287
1. Арифметическое представление про
странства и времени _
a) Пифагорова арифметика 288
соответствие арифметических дейст
вий и геометрических операций (288);
несоизмеримость (289); термин "ирра
циональный" (290)
b) Аргументы Зенона 290
c) Содержание континуума 292
2. Антиномии пространства и времени 294
а) Бесконечно большое и бесконечно
малое 295
неделимое и непрерывность (295); бесконечно малое и бесконечно большое (297); ограниченность и бесконечно большое (297)
b) От веры к интуиции 299
c) Эмпиризм и критицизм 301
простое и сложное (301); интуиция простого движения (302); апория "Ахилл" предполагает членение движения (303)
3. Решение антиномий пространства
и времени 304
a) Делимое и неделимое —
виртуальное деление (305); объяснение исчисления континуумов (305); исчисление бесконечно малых (307)
b) Переход границы 309
граница (309); непрерывность (310); софизм "стрела" (311)
c) Граница и неограниченность 311
разрыв (311); количественное определение бесконечности (312); конечное (313)