Глава 5. Произведение искусства

и прекрасное138

Что такое эстетика? (138)
1. Поиск определения искусства 139




a) В ремесленной цивилизации 139

b) В индустриальной цивилизации 140

техника (140); ее противопоставление искусству (140); изящные искусства

— "свободные искусства" (141)

c) Чистое искусство 142

2. Теория чистого искусства 143

a) Художественное творчество —

гений (144); оригинальность (144); вкус (147)

b) Критика вкуса 148

"прекрасно то, что всем нравится без [посредства] понятия" (148); прекрас­ное — объект незаинтересованного на­слаждения (150); красота противопо­ложна утилитарности и совершенству

— она является "целесообразностью помимо всякой цели" (151)

c) Противоречия теории чистого ис­
кусства 154

кантовская антиномия (154); ее крити­ческое решение (155); формализм и тайна в искусстве (156)

3. Значение и судьба искусства 159

a) Творчество и сущность прекрасного —

создание красоты природой и искус­ством, теория гения (159); чистая кра­сота и красота идеальная (163); красо­та и истина (168)

b) Принципы истории искусства и клас­
сификации изящных искусств 169
форма и содержание в искусстве (169);
история искусства (170); принципы сис­
темы изящных искусств (173)

c) Современное значение искусства 175

формализм и субъективность (175); ис­кусство и индустрия (176); искусство принадлежит прошлому (177)

Глава 6. Что такое метафизика? ι go

l. Аристотелево понятие метафизики _ Происхождение и этимология терми­на "метафизика" (180)

a) По ту сторону наук в философии
Платона 1 8 1

b) Троякое направление метафизики
Аристотеля 183
Аксиоматика (185)
Наука о бытии как таковом (187)

бытие как таковое и виды бытия (187); критика онтологии (188); сущность

(191)

Противоречие онтологии и теологии

(192)

c) Редукция метафизики к теологии 192

античные комментаторы Аристотеля (194); учение Аристотеля и христиан­ство (194); синтез томизма и его двой­ственность (195)

2. Расцвет и разрушение метафизики 200

a) Картезианская метафизика _
Основное значение картезианской

метафизики (200)

"Я мыслю, следовательно, я сущест­вую" (202) Начала философии (205)

существование Бога (205); два начала картезианской метафизики (207); непо­нятная связь теологии и физики (208)

b) Кризис и утверждение рационали­
стической метафизики 211
Фидеизм Паскаля (211)
Современный эмпиризм (212)
Метафизика Лейбница (212)

принципы метафизики как истины ре­флексии (212); причины и границы фе­номенологии (215); принцип лучшего (216)

c) Критика чистого разума 219
Противоречия разума и необходи­
мая иллюзия метафизики (219)
Критическое решение (223)
Метафизика нравов (225)

вещь сама по себе (225); превосходство теоретического разума над практичес­ким разумом (226); сциентизм и фиде­изм Канта (228)




3. Новейшая метафизика 229

a) Проект метафизики как науки 230

система априорных элементов знания (230); феноменология и метафизичес­кое знание (231); метафизическое про­тиворечие (233)

b) Развитие диалектического метода 233

Платон (233); Аристотель (234); нега­тивная диалектика (238)

c) Диалектическая метафизика 239

природа диалектического движения противоположна обычному представ­лению (239); диалектическое доказа­тельство через противоречие формаль­ного разума (240); диалектический ра­зум (242)

Глава 7. Основы морали244

1. Поиски блага —

a) От идеи блага к философии счастья —

иерархия благ и независимое благо

(244); критика Аристотелем идеи блага

(245); высшая цель человеческой дея­тельности — счастье (246)

b) От морали счастья к морали долга 247

невозможность определения понятия счастье (247); условные императивы и благоразумие (248); отличие счастья от добродетели (249)

c) Добрая воля 250
интерес и долг (250); результат и при­
чина поступка (251); формулировка,
цель и происхождение морального за­
кона (252)

2. Анализ кантианской морали 254

a) Невозможность добродетели —

b) Невозможность счастья 256

c) Моральная вера 257

3. Подлинная моральная деятельность 259
а) Закон божественный и закон челове­
ческий 260
От автономии сознания к божествен­
ному закону (260)

От божественного закона к закону

человеческому (261) Нравственная трагедия (264)

необходимый конфликт согласно чело­веческому закону и согласно божест­венному (264); Антигона (265); траги­ческий исход (267)

b) Безусловное и условное в нравствен­
ном долге 269
Формальная мораль (269)

формальная всеобщность (269); проти­воречие формальной морали (270); преступление и наказание (271)

Реальная мораль (274)

наука и нравственность (274); нравст­венный прогресс и прогресс техничес­кий (276); безнравственность прогресса цивилизации (272)

Противоречия прогресса и ценность нравственных требований (278)

c) Счастье и добродетель 281

добродетель (281); счастье и удовле­творение (283); счастье и добродетель (284)

Том второй
Глава 8. Пространство и время287

1. Арифметическое представление про­
странства и времени _

a) Пифагорова арифметика 288
соответствие арифметических дейст­
вий и геометрических операций (288);
несоизмеримость (289); термин "ирра­
циональный" (290)

b) Аргументы Зенона 290

c) Содержание континуума 292

2. Антиномии пространства и времени 294
а) Бесконечно большое и бесконечно
малое 295

неделимое и непрерывность (295); бес­конечно малое и бесконечно большое (297); ограниченность и бесконечно большое (297)




b) От веры к интуиции 299

c) Эмпиризм и критицизм 301

простое и сложное (301); интуиция простого движения (302); апория "Ахилл" предполагает членение дви­жения (303)

3. Решение антиномий пространства

и времени 304

a) Делимое и неделимое —

виртуальное деление (305); объяснение исчисления континуумов (305); исчис­ление бесконечно малых (307)

b) Переход границы 309

граница (309); непрерывность (310); со­физм "стрела" (311)

c) Граница и неограниченность 311

разрыв (311); количественное опреде­ление бесконечности (312); конечное (313)

Наши рекомендации