Противоестественный труд 6 страница
"Называть проступок непроизвольным, если человек не ведает, в чем польза, нежелательно", ибо это невежество является скорее причиной "испорченности"1:
Стало быть, всякий испорченный человек... не ведает, как следует поступать и от чего уклоняться, а именно из-за этого заблуждения становятся неправосудными и вообще порочными2.
Существует форма неведения, которая делает поступок невольным и простительным, это неведение, относящееся к матери-альным "обстоятельствам" "поступка"3. Можно не сообразить, что делаешь, например, когда "разглашают неизреченное"4; можно также не знать предмета или области действия, как солдат на посту убивает по ошибке своего; можно ошибиться насчет средств действия, например, орудия5, когда пользуются рапирой без предохранительного наконечника, думая, что это учебное оружие; можно совершить ошибку насчет цели действия6 и средств ее реализации, когда, дав питье, чтобы спасти, этим "убивают"7; можно не осознавать образ действия8, как те борцы, которые дерутся слишком жестоко, потому что они не осознают степени своей силы. Эти различные формы промахов в действии извинительны, но незнание самого морального закона достойно осуждения, так как именно оно составляет вину.
Но если ошибка насчет обстоятельств поступка извинительна, то судить о нем нужно не по его материальности, но согласно тому, что сознание действительно знало о внешней реальности, так как соответ-
1 Аристотель. Никомахова этика. III 1, 1110 b 31—33 // Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 97—98.
2 Там же. 28—30. С. 97. 3Тамже. 1111 а 16. С. 98. "Там же. 8—9.
5 См. там же. 4—5.
6 См. там же. 5.
7 Там же. 13—14.
8 См. там же. 5.
ственно этому знанию оно и решилось на действие:
Самостоятельно действующая воля обладает в своей цели, направленной на предлежащее наличное бытие, представлением о его обстоятельствах. Но так как эта воля из-за этой предпосылки конечна, предметное явление для нее случайно и может содержать в себе нечто другое, чем то, что содержится в ее представлении. Право воли, однако, признавать в своем деянии лишь то своим поступком и нести вину лишь за то, что ей известно о предпосылках ее цели, что содержалось в ее умысле. Деяние может быть вменено лишь как вина воли; это — право знания9.
Сознание ответственно только за то, что оно знало до действия, и за решение, которое оно соответственно приняло, а не за материальность своего поступка и его реальные результаты. Его нельзя считать ответственным за обстоятельства, которые непредвиденным образом возникают при совершении поступка. Этот последний оказывается отдан "во власть внешним силам, которые приводят с ним в связь нечто совершенно другое, чем то, что он есть для себя, и перемещают его, заставляя переходить в отдаленные, чуждые ему последствия"10. Сознание должно быть судимо только на основе его замысла, то есть на основании того, что оно знало об обстоятельствах, и тех следствиях, которые непосредственно связаны с поступком, а не на основе материальных условий, которых оно не могло знать, или вмешательства непредвиденных моментов, придающих последствиям его поступка непредвидимый ход.
с) Злосчастие поступка
Между тем, с другой стороны, "какие последствия случайны и какие необходимы, остается неопределенным"1',потому что в действии события и причины пересекаются как придется. Выходит, все необходимо, так как всякое событие может быть связано с некоей причиной, и все случайно, так как
9Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 117. М., 1990. С. 161.
10 Там же. § 118. С. 162. "Там же.
все вытекает из пересечения независимых причин, перепутавшихся как попало. С одной стороны, следовательно, можно выдвинуть максиму: делай, что должно, и будь что будет, то есть следует "пренебрегать в своих поступках последствиями"1, сохраняя в чистоте свою совесть. Но с другой стороны, эта максима ложна, поскольку "последствия как собственное имманентное формирование поступка открывают лишь его природу и суть не что иное, как он сам"2. То, что не имеет последствий в действительности, не существует, и действие, которое не имело бы последствий, не было бы вовсе действием, так как суть действия состоит во внесении изменений в реальность и, следовательно, в проявлении себя в результатах. Именно это игнорируют иезуиты, для которых главное — это правильно ориентировать намерение, что означает на деле не принимать во внимание поступок с его реальными последствиями, но лишь учитывать то, что сознание хочет знать об обстоятельствах и результатах действия. Так, хотя моральные законы и законы государства запрещают дуэли, оказывается дозволенным драться на лугу:
Ведь что же дурного в том, чтобы пойти в поле, гулять там в ожидании другого человека и начать защищаться, если вдруг нападут?3
Из сложного сцепления образующих действие элементов сознание удерживает только безобидные обстоятельства, возлагая тяжесть других на чужие действия, за которые оно не может нести ответственности. Также и в том, что касается последствий, сознание берет на себя ответственность лишь за те, которые являются законными и хорошими, объясняя другие слепым и индифферентным детерминизмом. В силу этого становится дозволено желать смерти своих близких, имея в виду, что заботятся лишь о желаемом наследстве4. Но таким образом в поступке и его замысле совершается недопустимое разделение между элементами, связанными между собой и составляющи-
1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 118. С. 162.
2 Там же.
3 Паскаль Б. Письма к провинциалу. Письмо седьмое. С. 92 (цитируется Гуртадо де Мендоса). "См. там же. С. 91.
ми "собственное имманентное формирование поступка"5.
Существует, таким образом, иезуитство субъективности, состоящее в произвольном отделении внутреннего аспекта действия в субъективном замысле сознания от материальной реальности поступка в его результатах и следствиях:
Вы предоставляете людям внешнюю и материальную сторону — действие, а Богу предоставляете внутреннюю духовную — намерение...6
Но эта точка зрения обоснована в той мере, в какой она не позволяет смешивать доброе намерение действия с его в известных случаях катастрофическими последствиями. Ведь существует и иезуитство объективности, гласящее: "оценивай поступки по их последствиям"7, когда только их и принимают в рассмотрение. Судить о поступке по его объективным следствиям и объективному смыслу — значит включать в него обстоятельства, "вторгшиеся извне и привходящие случайно, не имеющие никакого отношения к природе поступка"8, что означает серьезную несправедливость по отношению к честному намерению, попавшему впросак из-за незнания обстоятельств.
Таким образом, в поступке существует "противоречие", которое в реальности выражается "переходом необходимости в случайность и наоборот"9. Так, следствия, которые кажутся необходимо включенными в действие, не имеют места, ибо они предотвращены случайными обстоятельствами. И наоборот, всякий поступок до его совершения кажется случайным и непредвидимым, между тем как, осуществившись, он составляет необходимую причину строго определенных действий. "Действовать" — значит "отдать себя во власть этого закона"10, который переворачивает значение поступков в их последствиях и делает поступки лучше или хуже в зависимости от последствий, связанных с ними более или менее случайно:
5 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 118. С. 162.
6 Паскаль Б. Письма к провинциалу. Письмо четвертое. С. 89.
7 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 118. С. 162.
8 Там же. С. 163. 'Там же. 10 Там же.
Этим объясняется, что преступнику идет на пользу, если его поступок имел не столь дурные последствия, так же как добрый поступок должен мириться с тем, что он не имел никаких или очень незначительные последствия и что преступление, чреватое серьезными последствиями, отягощается ими1.
В основном именно реальные последствия определяют значение поступка, ибо "нелегко увидеть, каково внутреннее решение" того, кто действует, "вот почему мы вынуж-дены судить о нем по его поступкам"2. По всей справедливости, осуждение или одобрение должны были бы относиться к намерению, но, так как последнее сокрыто внутри, "легче понять деятельность"3.
Но не только поэтому объективному суждению о поступке отдается предпочтение перед учетом его субъективного значения: дело в том, что на других людей наши поступки воздействуют своими результатами и следствиями. Такова причина, по которой политические или исторические оценки ответственности отличны от юридической ответственности. Действительно, суд беспристрастен, по крайней мере в принципе, потому что он сам не задет оскорблением или ущербом, испытанным жертвой. Он может поэтому стараться проникнуть в намерение и произвести различие между "деянием ", то есть тем, что было действительно осуществлено, и "поступком"4, то есть тем, что исключительно зависит от действующей воли. Но в политической борьбе нет беспристрастного арбитра, каждый судья и сторона, так что о действии судят односторонне по его результатам. То, что для политика является "ошибкой или оплошностью", "может быть" для тех, кто испытывает на себе его действие, "абсолютным злом, рабством или смертью"5.
Наблюдая крушение Германии в 1918 г., кайзер Вильгельм II сказал: "Я этого не хотел". Это было реальное следствие, но для него непредвиденное и относящееся к обстоятельствам, не зависящим от его
' Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 118. С. 163.
2Aristote (?). Morale a Eudeme. II И, 1228 а 15—17.
3Ibid. 17.
4 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 118. С. 163.
5 Merleau-Ponty M. Humanisme et Terreur. Paris, 1947. P. XXVIII.
воли и первоначального плана. Но ссылка на непредвидимость, которая могла бы быть принята на почве частной морали, ничего не стоит в политике:
Никакой политик не может обольщаться относительно своей невиновности. Как говорят, управлять — это предвидеть, и непредвиденное для политика не может быть оправданием6.
Неспособность предвидеть, тогда как его задача заключается в предвидении, не может служить оправданием политику, так как это его вина. Тем более он должен брать на себя ответственность за последствия своих поступков, потому что историческая случайность вполне может обернуться и в его пользу, и, следовательно, он принимает "вместе с ролью политика возможность" равно "незаслуженных"7 осуждения или славы. Деяния государственных людей хороши или дурны не в соответствии с моральной оценкой, а соответственно тому, хорошо или плохо они обернулись по своим последствиям. "Это хуже, чем преступление, это ошибка", — сказал Талейран о казни герцога Энгиенского. Данное изречение означает, что дурные действия государственных мужей, когда они не имеют пагубных последствий для их политических планов, не вменяются им как преступления.
Единственной настоящей виной политика является неспособность точно оценить возможные последствия своих действий. Но "существует непредвидимое. Вот трагедия!"8. Античная трагедия — это трагедия Эдипа, который, хотя он убил Лая и женился на Иокасте, не зная, что они были его отцом и матерью, тем не менее считает себя виновным в отцеубийстве и кровосмешении, потому что именно он совершил эти поступки:
Героическое самосознание (как в античных трагедиях, в "Эдипе" и др.) еще не перешло от своей основательности к рефлектйрова-нию различия между деянием и поступком, внешним происшествием и умыслом и знанием обстоятельств, так же как и к отдельному рассмотрению последствий, а принимает вину во всем объеме деяния9.
6 Ibidem.
7 Ibidem.
8 Ibid. P. XXIX.
9 Гегель Г. В. Ф. Философия права. § 118. С. 163.
Сегодня в области индивидуальной морали сознание умеет хорошо различать умысел поступка и его результаты. Оно умеет так же хорошо делать выбор между необходимыми последствиями умысла и теми, которые добавляются извне, и использовать софистику, чтобы доказать свою невиновность в дурных последствиях своих действий. Но, по словам Наполеона, трагедией сегодня является политика. Историческая и политическая оценка ответственности все же сохраняет кое-что от первоначального характера трагической ответственности, так как "она уничтожает индивида в пользу его действий, смешивая объективное и субъективное, вменяя воле в вину обстоятельства"1.
Однако не имеет смысла приплетать ответственность, если судят лишь о фактическом состоянии дел. В ходе политической или вооруженной борьбы, при применении силы и физическом уничтожении противника его рассматривают просто как вещь, которой манипулируют или которую разрушают. Но на политическом процессе преступление или вину вменяют свободной воле, которая считается сознательной и ответственной. В политическом процессе есть, стало быть, кое-что юридическое, так как на нем используются такие понятия как преступление и ответственность. И, однако, при этом отбрасываются собственно юридические различия, так как "ошибка" там расценивается как "вина, а оппозиция — как измена"2. Обращение к юридической точке зрения и одновременное ее исключение означают, что и обвинение, и обвиняемый, если он признал правомочность суда и принял дискуссию с ним, впадают в одно и то же противоречие.
Действительно, обвинение говорит об "исторической роли обвиняемого"3. Но подобное обвинение рассматривает акт только в его объективной реальности: ролью является то, "что мы есть для другого человека и в наших отношениях с ним"4. В этом смысле "осуждение" "не касается персональной чести"5, так как эта последняя является
1 Merleau-Ponty M. Humanisme et Terreur. P. 34.
2 Ibid. P. 30. Речь идет об обвинениях, предъявленных на московских процессах 30-х годов. — Примеч. ред.
3 Ibidem.
4 Ibidem.
5 Ibidem.
только внутренней субъективностью индивида. Очевидно, однако, что эта честь затронута, так как идет процесс и существует позорящее осуждение. Во время процессов в Москве, например, речь шла не только об устранении противника, но и об его дискредитации: нужно было, следовательно, привлечь и осудить его внутреннюю ответственность. Не меньше противоречие со стороны обвиняемого. Если он признал законность суда, значит, он согласен с ним относительно некоей общей концепции общества. Он признает, стало быть, ту же самую общую направленность действия, что и его обвинители. Так, на московских процессах обвинители и обвиняемые разделяли единое убеждение о необходимости пролетарской революции и построения коммунистического общества. Несогласие касалось средств: обвиняемые отрицали сталинский способ осуществления социалистической революции. Итак, приняв ту же самую общую направленность действия, что и его обвинители, обвиняемый должен был чувствовать себя невиновным, так как он хотел того же, что и его судьи, и его воля столь же справедлива и хороша, что и их. Но так как он не согласен насчет средств, он должен чувствовать себя виновным в том, что фактически мешал своей деятельностью оппозиционера осуществлению того дела, которому он служил. Таким образом, в сознании обвиняемого виновность должна представляться сначала объективной, затем субъективной. Для обвиняемых московских процессов Сталин объективно был руководителем социалистической революции. Даже если они считали, что его руководство ошибочно, они должны были признать также, что их собственная оппозиция объективно его ослабляла и что вследствие этого они объективно играли на руку контрреволюции. Но так как они были сознательными революционерами, невозможно предположить, что они ждали своего обвинения в ходе процессов, чтобы осознать свою объективную роль. А если они осознавали свою роль и тем не менее продолжали ее выполнять, то теперь также и субъективно, на уровне самих своих намерений, их деятельность становится контрреволюционной. Существует, следовательно, собственная логика поступка, действия в ней следуют друг за другом с объек-
тивной необходимостью, которая в конечном итоге включает в свою собственную связь само субъективное намерение:
Логика борьбы завершалась логикой идей и приводила к изменению нашей психологии, к превращению наших целей в контрреволюционные1.
Однако тот, кто признал себя таким образом объективно и субъективно контрреволюционером, не верил, что Сталин действительно руководил революцией так, как было нужно. Воспротивившись во имя революционной законности фактическому ходу революции, он, однако, формально чувствует себя виновным, хотя его противник олицетворял для него только фактическую власть. Существует, стало быть, некое "злосчастие совместной жизни"2, где каждый, запутавшись в противоречии между намерением и результатом, субъективным и объективным, "не знает", когда его привлекают к ответственности, "как он должен оценивать свое собственное поведение, и в разные моменты то одобряет, то осуждает его"3.
Диалектика свободы
Описание человеческого поступка включает, таким образом, противоречие моментов: свободы и детерминизма, субъективного и объективного, намерения и результата и т. д. В этом противоречии субъективный момент намерения и свободы противостоит как непознаваемая недетерминированность всякой объективной детерминации. Тем самым он составляет софизм морального сознания, которое всегда может освободить себя от ответственности за любое реальное действие, не признавая за собой иной виновности, кроме той, что связана с его скрытыми намерениями: именно так поступал отец Бонн, прозванный "тем, кто берет на себя грехи мира"4 за то, что очень ловко делал извинительными в их собственных глазах
1 Merleau-Ponty M. Humanisme et Terreur. P. 56 (здесь процитированы слова Н. И. Бухарина).
2 Merleau-Ponty M. Humanisme et Terreur. P. XXXIV.
3 Ibid. P. XXXIII.
4 Паскаль Б. Письма к провинциалу. Письмо четвертое. С. 39.
дурные поступки светских людей. Действительно, если есть только одна вещь, считающаяся "отвратительной" и абсолютно запрещенной, а именно хотеть зла ради зла5, то достаточно желать дурного действия ради некоего блага, которое всегда так или иначе найдется, чтобы действовать невинно. Если же считаться лишь с детерминированной стороной действия и с добром или злом, которое оно объективно содержит в своей реальности и фактических следствиях, тогда действие, в качестве детерминированного, представляется только одним звеном в цепи детерминизма природы, и неясно, как можно ставить вопрос об ответственности там, где существует лишь механическое сцепление последовательных фактических состояний. Если действие не свободно, ответственность за него не может быть вменена его творцу. Но если свобода является только недетерминирован-ной волей, каковую никоим образом нельзя удостоверить в реальности, выступающей всегда как детерминированная, возможность вменения также испаряется.
а) Доказательство свободы
Но в условиях противопоставления точек зрения свободы и детерминизма "каждая из этих сторон утверждает больше, чем знает"6. Отрицание свободы "поощряет знание и содействует ему"7, так как постулат детерминизма — необходимое условие научного анализа человеческого поведения. Но в то же время оно наносит "ущерб практическому"8, так как не видно, как тогда возможны вменение ответственности, утверждение морального закона или попытка активного изменения мира. Тот, кто считает себя детерминированным, может пытаться познать себя научно, но он игнорирует себя как морального агента и вообще как практически действующего. Наоборот, тот, кто считает себя свободным, "дает превосходные принципы практическому интересу",
5 См. там же.
6 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Разд. 3. Об интересе разума... // Соч. Т. 3. С. 438.
7 Там же.
8 Там же.
но именно в силу этого разрешает разуму... следовать за идеальными объяснениями явлений природы"'. Он сознает себя действительно свободным моральным агентом, но игнорирует объективную детерминированность человеческой природы вообще и своей собственной натуры в частности и впадает тем самым в полный идеализм.
Но если точка зрения детерминизма, как и точка зрения свободы, говорят больше, чем они знают (так как детерминист считает себя также моральным агентом, а сторонник свободы считает себя также детерминированным своей природой и своей социальной ролью), то все же нужно точно сказать то, что известно. В этом плане кан-товский принцип2 заключается в том, чтобы при оценке понятий ориентироваться на их возможное применение к опыту:
Только возможный опыт может сообщить нашим понятиям реальность; без этого всякое понятие есть лишь идея, лишенная истины и отношения к предмету. Поэтому возможное эмпирическое понятие было масштабом, по которому необходимо судить об идее, есть ли она только идея и вымысел, или же она находит в мире соответствующий предмет3.
Рассматриваемая таким образом, идея о "свободном возникновении" кажется "слишком мала" для нашего "необходимого эмпирического понятия"4. Ведь опыт учит признавать детерминации свободы, чтобы мы всегда смогли назвать причины того, почему свободное действие выступает в опыте так, а не иначе. Ни один историк не затруднится объяснить, почему Наполеон напал на Россию, почему Людовик XVI бежал в Варенну или почему Цезарь перешел Рубикон. Ограничиться же ответом, что они действовали так потому, что таков их свободный выбор, было бы, очевидно, все равно что ничего не сказать по сравнению с тем, что дает научный анализ опыта посредством понятий.
Зато идея абсолютной детерминации человеческого действия, согласно законам
1 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Разд. 2. Об интересе разума... // Соч. Т. 3. С. 438.
2 См. там же. Разд. 5. Скептическое изложение космологических вопросов... С. 449—450. 3Там же. "Там же. С. 449.
природы, слишком велика , превосходя возможности такого анализа:
Если вы предположите, что во всем, что происходит в мире, нет ничего, что не было бы результатом следования законам природы, то каузальность причины есть опять-таки нечто происходящее, что заставляет вас довести регресс до еще более отдаленной причины и, стало быть, без конца продолжать ряд условий a parte priori5.
Полная детерминация самого незначительного действия потребовала бы восстановления бесконечного ряда причин, а подобная бесконечность выходит за границы возможного опыта.
В свете лейбницевой метафизики ясно, что невозможно "дать полное доказательство", в силу которого мы увидели бы "основание", почему Цезарь "перешел Руби- , кон, а не остановился у него"6. Подобное доказательство охватывает бесконечный перечень, так что Лейбницу приходится представить как простую метафизическую гипотезу утверждение, что действия Цезаря логически включены в его понятие:
Ибо мы предполагаем, что только природе совершенного понятия какого-либо субъекта свойственно обнимать все так, чтобы предикат заключался в нем7.
Но Лейбниц предлагает априорное доказательство, не зависящее от всякого опыта, чисто математического или логического типа. Слишком очевидно, что такое доказательство неуместно в области наук о человеке. Поэтому Кант поступает гораздо более искусно, когда использует научный принцип детерминизма и отсылает к опыту, выдвигая свой собственный тезис, согласно которому "в отношении... эмпирического характера нет свободы"8:
Если бы мы могли исследовать до конца все явления воли человека, мы не нашли бы ни одного человеческого поступка, которого нельзя было бы предсказать с достоверностью и познать как необходимый на ι основании предшествующих ему условий'. ι
'Там же. С. 448—449. A parte priori (лат.) — с априорной точки зрения. — Примеч. ред.
6 Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике. § 13//Соч. Т. 1. С. 136—137.
7 Там же. С. 136.
8 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Разд. 9. Объяснение космологической идеи свободы... // Соч. Т. 3. С. 489.
'Там же.
"Если бы мы могли" исследовать до конца характер какого-либо человека и познать его во всех деталях, мы могли бы предвидеть его поведение с той же достоверностью, с какой предвидят затмение Луны. Но в том-то и дело, что мы не можем осуществить такого детального исследования. Тот факт, что детерминация поведения охватывает бесконечность, выражается, в частности, в бесконечно малом и вследствие этого невоспринимаемом и неосознаваемом характере большинства мотиваций. Кантов-ский анализ, стало быть, действительно отсылает к опыту, но не к такому, который возможен. Опыт, на который ссылается Кант, не менее метафизичен, чем лейбнице-во априори, которое он справедливо отверг. А то, что Кант называет "эмпирическим характером", оказывается столь же мало эмпирическим, как и то, что он называет "интеллигибельным характером", является мало интеллигибельным. Так как идея характера, полностью подчиненного детерминизму природы и полностью чуждого всякой свободе, не соответствует никакому возможному опыту, она представляет собой простую идею, чистую фикцию мысли, имеющую не более применения к реальности, чем фикция недетерминированной свободы. Поэтому если исследуют возможное применение к опыту, то надо отбросить как бессодержательные абстракции и идею абсолютной феноменальной детерминации, и идею абсолютно недетерминированной свободы. Критический аргумент против возможности свободы заключается в том, что такая сила поколебала бы правильный ход природы:
Приписывать такую способность субстанциям, находящимся в самом мире, ни в коей мере непозволительно, так как в таком случае в весьма значительной степени исчезла бы связь между явлениями, необходимо определяющими друг друга по общим законам, связь, которая называется природой1.
Но опыт вполне свидетельствует, что человеческая деятельность дезорганизует ход природы и изменяет естественные условия.
1 Кант И. Критика чистого разума. Ч. 2. Отд. 2. Кн. 2. Гл. 2. Третье противоречие трансцендентальных идей. Примечание к антитезису // Соч. Т. 3. С. 425.
Наличие свободы в этом смысле — факт опыта. Но свободное вмешательство человека в механизмы природы не означает тем не менее изменения природной закономерности. Преобразование трудом и свободной деятельностью человека природных условий его существования осуществляется путем использования детерминизма природы. Наличие человеческой свободы не исключает, таким образом, закономерности природы и того, что обычно называют ее детерминизмом. Здесь как раз и заключается трудность в понимании свободы, которую привыкли противопоставлять детерминации. Решение трудности состоит в том, что детерминация противостоит не случайности, а индетерминации, или индифферентности, и, таким образом, действия воли могут быть случайными, не будучи индете-рминированными: ведь у нее есть основания самоопределиться так, а не иначе.
Противоречие между свободой и детерминизмом неизбежно для механистического представления о воле, когда, например, волевое решение приравнивается к опусканию чаши весов. Но это представление не соответствует никакому возможному опыту, так как ни наше опытное знание о самих себе, ни опытное знание о другом человеке не позволяет нам реально познать бесконечную совокупность детерминаций, чего требует идея абсолютного детерминизма действия. Если обратиться к реально возможному опытному знанию нашей и чужой деятельности, то мы увидим, что действовать — значит ставить цели действия и определять средства их достижения. Так что скорее именно понятие целенаправленности (цели и средства), а не понятие механизма (причины и следствия) позволяет анализировать действие, как оно проявляется в нашем опыте.