Детерминистское понимание природы
Объяснять — значит связывать одно явление с другим согласно определенному правилу, являющемуся принципом объяснения. Явление, служащее для объяснения другого явления, может вообще быть названо его причиной, если рассматривается связь вещей в действительности, или основанием, если имеется в виду связь идей в процессе познания. Это чисто абстрактные определения, и здесь еще нет проблем. Проблемы начинаются, когда требуется установить, по какому правилу должна определяться связь причины и следствия или основания и обосновываемого. Из различных возможных форм этой связи вытекают различные возможные концепции причинности.
а) Аристотелевская система четырех причин
Первым системным истолкованием природы причинности можно считать учение Аристотеля о четырех причинах. Конечно, это учение представляет собой осмысление причинного объяснения в том виде, в каком оно практиковалось наукой и философией до Аристотеля. Но, с одной стороны, наши знания о досократовской физике весьма фрагментарны, а ее систематическое изложение Аристотелем остается для нас самым ясным источником информации; с другой же стороны, что важнее, аристотелевская философия — это первая рефлексия, отчетливо выделившая понятие причины исходя из стихийного использования причинного объяснения у предшествовавших мыслителей. Наконец, аристотелевское учение носит в некоторых отношениях характер первоначала, так как в нем осмысливается не только первичное состояние причинного объяснения в греческой науке и философии, но также простой и непосред-
ственный опыт человеческой деятельности как действующей причины в простейших формах ремесленного производства. Гениальность Аристотеля как раз и проявилась в том, что он истолковал и осветил одно через другое: с одной стороны, доступное каждому человеку непосредственное опытное знание о себе как причине простейшей производственной деятельности, а с другой — теоретическое объяснение природы с помощью различных аспектов причинности.
Действительно, рассмотрение человеческого производства в его простейших формах обнаруживает все то, что требуется для создания какого-либо предмета, то есть оно позволяет связать этот предмет с различными причинами, объясняющими его возникновение. Первое, что требуется для создания, скажем, статуи, — это медь, а для создания чаши — серебро1. Таким образом, можно выделить первую причину — "то, "из чего", как внутренне ему присущего, возникает что-нибудь"2. Эта причина есть тот субстрат вещи, который, "переходя от одного расположения к другому"3, дает возможность ее создать. В первоначальных формах производства для изготовления бытовой утвари часто использовалось дерево. Поэтому именно дерево как материал (hyle (гиле) по-гречески или materia (материя) по-латы-ни) служит Аристотелю символом для обозначения этой первой причины. По традиции эта причина называется "материальной причиной", или материей. Но яснее и точнее будет определить эту причину как то, что отвечает на вопрос, "из чего"4 состоит вещь.
Следующее, что требуется для создания вещи, — это идея и "образец"5. Если о материальной причине в общем говорили еще досократики, то на роли идеи в производстве настаивал Платон. Действительно, всякое человеческое производство имеет в виду идеальный образец. Например, "если во время работы челнок... расколется", то столяр, "делая новый", будет смотреть
'См.: Аристотель. Физика. II 3, 194 b 25 // Соч.: В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 87.
2 Там же. 24.
3 Simplicius. Commentaire ä la Physique d'Aristote. 194 b 23. P. 310, 5—6.
"Аристотель. Физика. II 3 195 a 19 // Соч. Т. 3. С. 88.
5 Там же. 194Ь26. С. 87.
не "на расколовшийся челнок", а "на тот образ, по которому он его делал"1.
Итак, вторая причина создания вещи
— это идея, и нельзя правильно понять подлинную мысль Аристотеля, если принять традиционный перевод греческого слова "идея" как "форма" и соответственно считать, что вторая причина, противостоящая материальной причине, или материи,
— это формальная причина, или форма. В самом деле, "идея — не просто поверхностная форма вещи"2, а принцип организации материи и основание ее внутреннего устройства. Надо, однако, оговориться, что перевод "идеи" как "форма" в текстах Аристотеля связан со стремлением четко разграничить аристотелевскую и платоновскую концепцию. Дело в том, что согласно платоновскому идеализму идея существует вне чувственной реальности, и именно на этом основании она служит для чувственных объектов "образцом", пребывающим вне и над тем, что существует материально. Именно такой сверхчувственный образец для чувственной реальности традиционно называется "идеей". Аристотель же со своей стороны не считает необходимым отделять идею от действительности, доступной чувственному познанию и воздействию человека. "Душа есть местонахождение"3 идей постольку, поскольку идеи участвуют в человеческом познании и действии. Но если идею понимать как принцип единства и организации в самих вещах (а не просто поскольку этот принцип только отражается в человеческом сознании), то можно сказать, что идея "и материя неотделимы от предмета"·4.
Таким образом, традиционный перевод "идеи", или "идеальной причины", как "форма", или "формальная причина", имеет целью четко обозначить тот факт, что Аристотель считал идею неотделимой от реальности. Однако при таком переводе чересчур резко подчеркивается разрыв между
1 Платон. Кратил. 389 b // Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 423.
2 Simplicius. Commentaire ä la Physique d'Aristote. 194 b 26. P. 310, 22.
3 Аристотель. О душе. Ill 4, 429 a 27 // Соч. M., 1975. T. 1. С. 433^134.
4 Аристотель. Физика. IV 2, 209 b 23 // Соч. Т. 3. С. 126.
Аристотелем и Платоном и тем самым не учитывается существенная преемственность между их концепциями. А ведь для Аристотеля характерно то, что он воспринимает, включая их как элементы в более широкую конструкцию, определения причинности, выдвинутые по отдельности его предшественниками. Разумеется, будучи уже не отдельным, а связанным и объединенным с другими аспектами, каждый аспект причинности тем самым существенно меняется. Так, что касается идеи, то ее значение изменяется по сравнению с ее платоновским пониманием вследствие того, что она оказывается неразрывно связанной с материей. Тем не менее не имеет смысла называть идеальную причину просто формой, что вызывает в памяти лишь расположение в пространстве и внешнюю конфигурацию, то есть всего лишь поверхностные следствия организации материи идеей.
Под идеей надо понимать концепцию вещи, каковая, в частности, содержится в ее дефиниции и детерминирует ее конфигурацию. В самом деле, столяр, изготавливающий челнок, руководствуется не просто его внешним видом, а его идеей. Поэтому Аристотель подчеркивает, что идея есть "образец"5 для вещи, данный как бы "в стороне" от действительности, хотя он находится вовсе не в идеальном или наднебесном месте, а в таком вполне реальном и земном, как голова или сердце ремесленника. При этом реально созданный предмет никогда не будет точно соответствовать его образцовой модели, каковая существует лишь в виде идеи. Так же обстоит дело, если от производства предметов человеком перейти к естественному воспроизводству поколений. Здесь идея принимает биологическое значение "рода". Этим термином, кстати, попеременно с термином "форма" также традиционно переводится слово "идея" у Аристотеля. Действительно, род объединяет все живые существа, подчиняющиеся одному и тому же принципу организации и потому способные порождать друг друга. Но можно под "родом" понимать и сам этот принцип организации. Тогда видно, что такой принцип есть идеальная модель, парадигматический образец, которому
5 Там же. ИЗ, 194 b 26. С. 87.
в точности не соответствует ни одна реальная особь.
Итак, вторая причина, объясняющая возникновение вещи, может быть обозначена или традиционно как "форма" или "формальная причина", или, точнее, как "идеальная причина" или "родовая причина", поскольку вещь объясняется через ее парадигматическое отношение к идее или к роду, к которому она принадлежит. Вообще эта форма причинности может быть охарактеризована как ответ на вопрос "Что это такое?" ("определение сути бытия")1, касающийся какой угодно вещи. В самом деле, ответом на этот вопрос служит термин, обозначающий вещь не в ее индивидуальности, а через тот род, к которому она принадлежит, будь то человек, стул или стол. Затем уже, если есть необходимость, можно дать определение рода, содержащее истинное понятие вещи.
Но для того, чтобы какая-то вещь существовала, нужно еще, чтобы кто-то или что-то ее произвел или произвело на свет:
...Например, давший совет есть причина, для ребенка причина — отец, и, вообще, производящее — причина производимого и изменяющее — изменяемого2.
Эта причина указывает, "откуда первое начало изменения..."3. Если же всякое изменение действительности назвать вообще "движением", то порождающий его фактор можно будет назвать "движителем", или "движущей причиной", и это будет третья форма причинности.
Однако объяснение вещи представляется еще неполным, если указывается только ее источник, или начало, и не учитывается то, "ради чего"4 совершается порождающий ее процесс. Здесь, в противоположность истоку, указывается "цель"5 процесса, как, например, цель "прогулки — здоровье"6. Между тем здесь есть двусмысленность, ибо цель может быть смешана с концом7,
1 Аристотель. Физика. IV 2, 194 b 27 // Соч. Т. 3. С. 87.
2 Там же. 30—32. С. 87—88.
3 Там же. 29—30. С. 87. "Там же. 33. С. 88. 5 Там же. 32. 'Там же. 33.
7 Слово fin по-французски означает и "цель" и "конец". — Примеч. ред.
когда вещь разрушается или живое существо умирает. Поэтому надо различать цель процесса созидания "при непрерывном движении"8 и конец, при котором производящий и поддерживающий вещь процесс обрывается. Например, работа столяра закончена, когда изготовленная им кровать приняла окончательную форму. Завершение изготовления кровати — это, стало быть, цель и конец работы, но это не конец кровати. Она понемногу расшатается и разрушится, если ее не поддерживать в нормальном состоянии и не ремонтировать. Так же и развитие живого существа завершается, когда организм достигает полноты своей зрелой формы; но как только прекращается процесс изменения и роста, начинают перевешивать силы, ведущие к разрушению жизни, — наступает смерть, означающая конец живого существа. Таким образом, определение цели как причины не так просто. Конечно, цель как завершение созидательной деятельности — это причина. Она отвечает на вопрос "почему?" или "ради чего" и таким образом указывает на основание для делания чего-либо:
Наконец, [причина] как цель; т. е. "ради чего"; например, [причина] прогулки — здоровье. Почему он гуляет? Мы скажем: "чтобы быть здоровым", — и, сказав так, полагаем, что указали причину9.
Следует, однако, не путать цель как конец процесса, производящего вещь, с концом самой вещи. Недаром Аристотель сказал, что это "смешная шутка"10 — то, что некий поэт написал по поводу одного умершего:
"Достиг кончины, ради которой родился"'1.
Уже некоторые греческие комментаторы Аристотеля пытались приписать эту стихотворную строчку Еврипиду (тогда как она по форме больше похожа на отрывок из комедии) — настолько трудно представить себе, что это действительно смешно — думать, что мы родились, чтобы умереть. Но Аристотель тут же подчеркивает, что "цель означает [отнюдь] не всякий предел, но наилучший"12. Цель в собственном смысле
'Аристотель. Физика. II 2, 194 а 29. С. 86.
'Там же. 194 b 32—35. С. 88. '"Там же. 2, 194 а 31. С. 86. "Там же. 31—32. 12 Там же. 32—33. С. 86.
слова означает, следовательно, то, что находится в конце производящего процесса и на что этот процесс направлен: здоровье как цель медицины или мир как цель войны. Таким образом, цель — это то, что имеется в виду в данном процессе, то есть благо', или наилучшее, и, как таковая, она является "причиной прекрасного и справедливого"2. Итак, аристотелевский анализ приводит к установлению системы причин, числом в четыре, которые, по традиции, обозначаются как материальная, формальная, действующая и конечная (целевая) — обозначение удобное, но довольно неадекватное. Может быть, яснее было бы сказать, что эти причины образуют систему ответов на основные вопросы, которые можно поставить по отношению к любой вещи: из чего это? что это такое? кто это создал? и для какой цели? Если, скажем, ответят, что это из дерева, что это кровать, что ее изготовил столяр, для того чтобы на ней спать, то, похоже, тем самым мы узнаем все, что на первый раз можно желать узнать, и система вопросов и ответов действительно дает отчет о вещи, то есть полностью ее объясняет. В этом смысле, следовательно, аристотелевский анализ причинности дает полную систему причин.
Ь) Критика и разрушение системы четырех причин
Однако очевидно, что данная система может считаться удовлетворительной лишь при первом подходе. Несомненно, она послужила одним из поводов для весьма сурового суждения Леона Брюнсвика, сказавшего об Аристотеле, что его умственный возраст равен восьми годам. Действительно, при нынешних требованиях к научному объяснению кажется, что только ребенок может признать объяснением вещи такой элементарный и поверхностный набор вопросов и ответов. Между тем, хотя такое возражение Аристотелю неизбежно, оно все же неудовлетворительно, так как тем
'См.: Аристотель. Метафизика. I 6, 988 а 15 // Соч. Т. 1.С. 80.
2 Аристотель. О душе. I 2, 404 Ъ 2 // Соч. Т. 1. С. 376.
самым его учению противопоставляются извне с видом превосходства требования науки, находящейся на гораздо более высоком уровне развития. Надо, следовательно, показать, как эти более высокие требования сформировались исходя из внутренней недостаточности аристотелевской системы причин.
Эта недостаточность ясно видна в "перечислительном" характере системы причин. В самом деле, у Аристотеля причины просто перечисляются одна за другой, по видимости в произвольном порядке, связываясь лишь словечками "далее" или "наконец"3. Таким образом, система причин систематична в том смысле, что она полна, но, с другой стороны, она очень мало систематична, поскольку связь ее различных элементов носит совершенно внешний характер.
И у Аристотеля не только не указывается внутренняя связь причин, но к тому же значение по крайней мере одной из причин весьма двусмысленно. Действительно, причина как цель не только несет с собой опасность путаницы — смешения цели как завершения процесса создания вещи и конца как завершения ее разрушения, — но и в самом процессе созидания дело не обходится без двусмысленности. С одной стороны, цель работы столяра — это законченная кровать; но, с другой стороны, кровать считается законченной, когда она пригодна для удовлетворения потребности, ради которой она изготавливалась. "Ведь "ради чего" имеет двоякое значение"4. В первом смысле цель — это завершенный, окончательный результат работы, которым объясняется последовательность операций изготовления. Но "ведь и мы [сами] есть цель"5, поскольку сама произведенная вещь в ее завершенном виде объясняется лишь как средство удовлетворения наших потребностей. Следовательно, всякая производящая деятельность имеет двойную цель:
Цель двояка, поскольку в одном смысле -·- это есть намеченный к созданию результат (...например, здоровье как желаемый результат для врача), а в другом
3См.: Аристотель. Физика. II 3, 194 Ь, 29, 32 // Соч. Т. 3. С. 87 -88.
"Там же. 2, 194 а 35—36. С. 86. 5 Там же. 35.
смысле — это то, в чем этот результат мыслится и в чем возникает, например здоровый человек; в этом втором смысле цель означает то, ради чего совершается действие, и в этом смысле мы сами являемся целью1.
В человеческом производстве ясно проявляется эта двойственность цели. Например, искусство столяра имеет две цели — кровать и человека, а искусство врача имеет целью одновременно человека и здоровье. Но такая же двойственность обнаруживается и в производстве, которое происходит в самой природе. Под этим производством понимается "порождение", то есть способность живых существ "производить себе подобное"2. В определенном смысле порождение как способность живого существа порождать нового индивида неотделимо от деятельности, благодаря которой индивид производит себя сам, когда он растет и питается; однако порождение отличается от простого роста тем, что оно направлено на сохранение вида, а не отдельных индивидов. Но, как это уже отмечал Платон, "рождение — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу"3. "...Ибо не может преходящее вечно оставаться тем же и быть постоянно единым по числу"4 "...И продолжает существовать не оно само, а ему подобное, оставаясь единым не по числу, а по виду"5. Количественное единство индивида при порождении не сохраняется, сохраняется лишь единство вида. Отсюда видно, что и при порождении "цель... понимается двояко"6, ибо целью является вид, но вид реально сохраняется лишь в индивидах, которые, следовательно, также являются целью порождения как непосредственный результат стремления вида к самосохранению. Очевидно, однако, что двойственность цели не одинакова в человеческом производстве и в природном порождении. Так, в работе столяра две цели его деятельности
1 Simplicius. Commentaire ä la Physique d'Aristote. II 2, 194 a 34. P. 303, 30—33.
2 Аристотель. О душе. II 4, 415 a 27—28 // Соч. Т. 1. С. 401.
3Платон. Пир. 206 е // Соч. М., 1970. Т. 2. С. 137—138.
'Аристотель. О душе. II 4, 415 b 4—5 // Соч. Т. 1. С. 401—402.
'Там же. 6—7. С. 402.
'Там же. 2. С. 401.
— кровать и человек — различны в родовом отношении. Но когда "начало для Ахилла Пелей, а для тебя — твой отец"7, дело обстоит иначе. Конечно, и здесь можно сказать, что цель двойственна, поскольку эта цель — порождение Ахилла или тебя и в то же время продолжение рода человеческого. И разумеется, когда человек желает иметь сына, то он желает иметь потомка вообще, а не того конкретного ребенка, которого в момент желания еще нет и о котором можно будет сказать, что он такое, лишь после того, как он родится и вырастет. Поэтому в качестве целей порождения можно различать человека вообще и конкретного индивида. Однако эти две цели тождественны в отношении рода, тогда как обе цели технической деятельности в родовом отношении различны. Кроме того, "никакого человека вообще не существует"8, а род существует реально лишь в отдельных индивидах. Таким образом, при порождении двусмысленность цели устранена, поскольку нет реально человечества в себе, отличного от индивидов, и которое желало бы продлевать свое существование через них, а особый акт порождения Пеле-ем Ахилла тождествен всеобщему акту порождения человека человеком.
Но анализ естественного порождения \ позволяет пойти в деле объединения при- * чин еще дальше. Цель природного порождения — это вид или род, который есть не что иное, как идея. Человечество — это род человеческий или идея человека, являющаяся чем-то реальным лишь в индивидах, которые образуют человечество и сохраняют его существование. Есть, таким образом, существенная разница между природным порождением и техническим производством. Так, при производстве кровати идея кровати — это цель работы ремесленника, определяющая, что должно быть реализовано в материале по окончании производственных операций. Однако эта цель все же отлична от той, другой цели, каковой является человеческая потребность, которую столяр стремится удовлетворить. Следовательно, можно сказать, что человеческие
7 Аристотель. Метафизика. XII 5, 1071 а 22—23//Соч. Т. 1. С. 306.
8 Там же. 21—23.
потребности в определенных изделиях образуют цели, внешние по отношению к самой идее этих изделий и которым эта идея оказывается подчинена. Ибо в конечном счете именно условия удовлетворения человеческой потребности определяют специфические условия организации материала или идею изготовляемого предмета. Напротив, при естественном порождении цель — это род, каковым он существует реально в индивидах, так что здесь невозможно реально отличить идею от целевой причины. Это различение, по-видимому, пригодно только для объяснения человеческого производства, а его применение к природному порождению есть всего лишь антропоморфная аналогия.
То же самое относится и к различению идеальной причины и источника движения. Аристотель противопоставляет природу искусству (то есть человеческому производству вообще), говоря, что "искусство... есть начало, находящееся в другом", то есть не в том, что производится, тогда как "природа — начало в самой вещи"1. Действительно, кровать изготовляется столяром, но "человек рождает человека"2. Конечно, при порождении порождающий и порождаемый численно различны, но "по виду"3 они одинаковы. Если проанализировать более конкретно процесс порождения, то будет видно, что его активный фактор — это семя от порождающего индивида. Но если семя есть причина движения для порождаемого индивида, то все же он развивается из него "как из внутреннего для него начала"4. Таким образом, при порождении конечная (целевая), как и движущая, причина является внутренней. Здесь опять же причинность восходит к виду (или роду), поскольку, чтобы иметь способность порождать, индивид должен достичь полноты развития, характерной для вида, и поскольку порождение есть видовой процесс, в котором индивид является порождающим в качестве представителя своего вида. Отсюда можно заключить, что "три из них", то есть идея, движи-
1 Аристотель. Метафизика. XII 5, 1070 а 7—8//Соч. Т. 1. С. 302.
2 Там же. 8.
3 Аристотель. Физика. II 7, 198 а 26 // Соч. Т. 3. С. 96.
'Aristote. Problemes. XIV 10, 923 b 33.
тель и цель, "часто... сходятся к одной"5 причине. Фактически в естественном процессе порождения они всегда сводятся к виду.
Таким образом, свой полный смысл различение четырех причин обретает лишь в объяснении человеческого производства, а в природном порождении в результате сведения трех причин к одной остается, по-видимому, лишь пара, где "одно — материя, другое — форма"6 (идея). В этой паре противопоставление и даже антагонизм терминов особенно чувствительны в человеческом производстве. Действительно, в ходе его материи извне придается форма. Например, дереву придается форма кровати, а куску мрамора — форма статуи. Можно даже различать виды технической деятельности человека в зависимости от того, с чем они больше имеют дело — с материей или идеей. Виды технической деятельности, которые обладают "знанием формы" (идеи), могут быть названы искусством "пользования"7. Здесь используются технические предметы, которые рассматриваются в основном с точки зрения их целесообразности и идеи. Так, "кормчий знает, какова должна быть форма руля, и предписывает ее"8. Но таковыми же являются виды деятельности, в ходе которых при изготовлении предметов "даются указания искусствам более специфического характера"'. Например, искусство кораблестроения в целом по отношению к изготовлению отдельных деталей — парусов, снастей, руля и т. д. — выступает как знающее эти предметы по их идее "и их отношению к тому, как используется корабль в целом"10. Таким образом, эти две разновидности искусства пользования противостоят тому, которое "знает материал"", из которого делаются предметы. Например, корм-
5 Аристотель. Физика. II 7, 198 а 24—25 // Соч. Т. 3. С. 96.
6 Аристотель. Метафизика. VII 8, 1033 b 13 // Соч. Т. 1. С. 201.
7 Аристотель. Физика. II 2, 194 b 3—4 // Соч. Т. 3. С. 86—87.
8 Там же. 5—6. С. 87.
9 Simplicius. Commentaire ä la Physique d'Aristote. II 2, 194 a 36. P. 304, 27—28.
10 Ibid. 30.
"Аристотель. Физика. II 2, 194 b 4—5 // Соч. Т. 3. С. 87.
чий или руководитель работ на верфи знают руль в основном с точки зрения его идеи и назначения, тогда как изготавливающий руль ремесленник знает, главным образом, "из какого дерева и какими приемами может быть [руль] сделан"1.
Однако это разделение идеи и материи не носит абсолютного характера. В "искусствах пользования" определенное знание материала включается в знание формы:
Поэтому [Аристотель] говорит, что тот, кто знает идею руля и предписывает ее, владеет также и материалом: так, если даже он не знает в точности, что руль должен быть сделан из кипарисового дерева, то, во всяком случае, он знает, что дерево для руля должно быть достаточно упругим — ни сухим и ломким, ни совершенно гибким2.
Отсюда видно, что даже в человеческом производстве, которое налагает идею (то есть определенный способ организации, проявляющийся в форме) на материал, изначально на нее не рассчитанный, материя соотносительна с идеей: отнюдь не любая материя годится для реализации определенной идеи, "так как для разной формы [требуется] разная материя"3.
Но в естественном порождении связь идеи с материей еще более тесная, чем в человеческом производстве. Действительно, в технической деятельности "искусства обрабатывают материал: одни просто, другие тщательно отделывая его"4:
Те, которые обрабатывают просто, — это, например, зодчество с его камнями, медицина со своими лекарствами, гончарное ремесло со своей глиной, живопись со своими смесями красок; те же, которые отделывают материал тщательно, — это, например, искусство моделирования, когда размягчают воск, ваяние, когда расплавляют медь, зодчество, когда вытесываются балки5.
Следовательно, можно сказать, что "в предметах искусств" мы сами делаем "ма-
1 Аристотель. Физика. II 2, 194 b 6—7 // Соч. Т. 3. С. 87.
2 Simplicius. Commentaire ä la Physique d 'Aristote. II 2, 194 a 36. P. 305, 6—10.
3 Аристотель. Физика. II 2, 194 b 7—8 // Соч. Т. 3. С. 87.
"Там же. 194 а 33—34. С. 86.
5 Simplicius. Commentaire ä la Physique d 'Aristote. II 2, 194 a 33. P. 303, 2—7.
териал ради [определенного] дела"6. А это существенная разница с природными телами, у которых материал "имеется в наличии как нечто существующее"7. Таким образом, видно, что в природе различие материи и формы нельзя понимать так же, как в технической деятельности. Фактически различие материи и идеи имеет, по-видимому, четкий смысл лишь в человеческом производстве, на которое, кстати, и ссылается Платон, когда он хочет продемонстрировать на примере, как идея накладывается извне на материю. Но само техническое производство свидетельствует о том, что материя должна быть приспособлена к идее. Конечно, сырой материал, с которого начинается процесс обработки, весьма отличается от его окончательного вида. Но техническая деятельность, как и природное производство, — это вообще процесс непрерывного преобразования: на каждом этапе материалу придается форма, которая, в свою очередь, становится материалом для нового оформления. Так, бесформенная глина, сырье, является первым материалом для кирпичей, кирпичи становятся материалом для стены и т. д. Но здесь также видно, что в природном производстве, где материя не обрабатывается для вещи, а наличествует в ней самой, "последняя материя и форма — это одно и то же..."8
Здесь под "последней материей" надо понимать материю, которая, в противоположность "первой материи", непосредственно поддается оформлению ради создания естественного или изготовленного предмета. Так, человек состоит из костей и мяса — это его последняя материя. Но эта материя специфически дифференцирована, и, как об этом свидетельствует невозможность пересадки органа от одного вида к другому, она не может подойти для другого вида. Таким образом, невозможно отделить материю от идеи, которая ее организует и оформляет. Надо, однако, заметить, что форма, или специфическая организация, не реализуется сразу в про-
6 Аристотель. Физика. II 2, 194 b 7—8 // Соч. Т. 3. С. 87.
'Там же. 8. С. 87.
8 Аристотель. Метафизика. VIII 6, 1045 b 18 // Соч. Т. 1. С. 233.
цессе порождения, но сначала, например на эмбриональной стадии, материя выступает в относительно недифференцированном виде. Следовательно, можно выделить бесформенную материю, постепенно дифференцирующуюся вплоть до полной реализации формы. Однако эта недифференцированная материя есть в потенции форма: даже на самых первых стадиях эмбрион уже сам в себе человек. Поэтому различение материи и формы (или идеи, которую форма проявляет вовне) можно заменить на "первое — в возможности, второе — в действительности"1. Подобно тому как бронза есть статуя в возможности и эта возможность будет переведена в действительность скульптором, так и человек есть переход в действительность того, чем эмбрион был в возможности. Таким образом, последняя материя есть не что иное, как форма в возможности:
Природа материи или потенции определяется тем, что она переходит в форму и действительность; а природа формы и действительности cocTorfr в том, что они определяют материю или дополняют потенцию2.
Коль скоро порождение или производство определяются как переход от возможности к осуществлению, поиск причины может ограничиться определением причины такого осуществления. Эта причина достаточна, поскольку она порождает единство той пары материи и идеи, к которой в конечном итоге сводятся четыре разные причины аристотелевской системы.
с) Механическая и детерминирующая причинность
"...Что же кроме действующей причины побуждает то, что есть в возможности, быть в действительности?"3 Основываясь на этом высказывании, комментаторы поздней аристотелевской школы утверждали, что Аристотель выдвигал в качестве главной причины действующую причину
1 Аристотель. Метафизика. VIII 6, 1045 а 24 // Соч. Т. 3. С. 232. (Ср.: 1045 b 12. С. 233.)
2 Bonitz. Commentaire ä la Metaphysique d'Aristote. VIII 6. P. 375.
'Аристотель. Метафизика. VIII 6, 1045 a 30—31 // Соч. Т. 1.С. 232.
— художника или ремесленника в отношении изготовленного предмета, а в отношении естественных вещей — Бога-устроителя (или, выражаясь по-гречески, демиурга):
[Аристотель] методически ведет нас к Небесному отцу, к Богу-творцу всех вещей, показывая, что, так же как медник есть причина единства меди и шара, так и объединяющая и демиургическая мощь Бога есть причина того, что все вещи таковы, каковы они суть4.
Однако такая интерпретация представляет собой явное заражение аристотелизма платоновским представлением о Боге—устроителе мира. Точка зрения самого Аристотеля вовсе не приводит его к выдвижению на первое место движущей или производящей причины. При естественном порождении движущая причина — это род, то есть одновременно идеальная причина и конечная (целевая) причина. Так что, вопреки логике своего анализа, Аристотель склоняется скорее к цели и идее, чем к производящей причине.
Правда, анализируя причинность, Аристотель говорил и обо всех посредствующих звеньях, необходимых для достижения результата, то есть о совокупности операций и орудий:
И все, что возникает в промежутке на пути к цели, когда движение вызвано чем-нибудь иным, например [на пути] к здоровью
— лечение похуданием, очищение [желудка], лекарства, [врачебные] инструменты,
— все это существует ради цели и отличается друг от друга тем, что одно есть действия, а другое — орудия5.
Но у Аристотеля эта инструментальная или операциональная форма причинности рассматривается просто как дополнение к системе причин. Точнее говоря, она примыкает к целевой причине, поскольку речь идет о совокупности средств для достижения определенной цели; но она не представляет особого интереса уже потому, что физика для Аристотеля есть чисто теоретическая наука. А чисто теоретический анализ процесса создания направлен прежде всего на выявление его смысла, каковой, разумеется, заключается в желаемом и достигаемом
4 Pseudo-Alexandre. Commentaire ä la Metaphysique. VIII 6. Bekker. P. 777 b 18—21.
5 Аристотель. Физика. II 3, 194 b 35 — 195 a 3 // Соч. Т. 3. С. 88.
результате. Что же касается изучения орудий и средств созидания, то оно имеет в основном практическое значение.
Таким образом, вследствие исключительно теоретической направленности его физики и финалистского характера его философии Аристотель отказывается от детального исследования того, как конкретно связываются следствия и причины в хронологическом порядке производства или порождения, что, как ему представлялось, было характерным для физики его досократи-ческих предшественников:
При изучении причины возникновения большей частью применяют следующий способ: наблюдают, что за чем появилось, что первое произвело или испытало [какое-либо действие], и так все время по порядку'.
Фактически Аристотель исключает из физики изучение той причины, которую называют действующей, то есть той, которая показывает, как конкретно в техническом производстве или в естественном порождении одно действие непосредственно вытекает из другого.
Однако возникновение современной науки приводит к тому, что чисто теоретические рассуждения заменяются поиском прак-тически применимого знания:
...Можно достичь знаний, весьма полезных в жизни, и... вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные ремесла наших мастеров, мы могли бы, как и они, использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы2.
При таком подходе природа осмысливается и используется в общем как средство удовлетворения человеческих потребностей. Поэтому природные процессы должны быть познаны так же, как мы знаем полезную производительную деятельность ремесленников, то есть во всех деталях действующей причинности.
1 Аристотель. Физика. II 7, 198 а 33—35 // Соч. Т. 3. С. 96.
2 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Ч. 6 // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 286.
Вследствие этого происходит отказ от изучения целенаправленности в природе и весь интерес направляется на изучение средств, пригодных для достижения определенных результатов:
...Следует рассматривать, не для какой цели Бог создал каждую вещь, а лишь каким образом он пожелал ее создать3.
Поиск конечных целей в природе объявляется делом теологии и даже признается невозможным, поскольку человеческому познанию недоступны замыслы Творца:
...Мы не должны столь высоко о себе полагать, чтобы думать, будто он пожелал поделиться с нами своими намерениями4.