Арифметическое представление пространства и времени
При абстрактном рассмотрении пространство и время представляются вначале просто как измеряемые величины. Потребность в измерении появляется даже раньше, чем происходит оформление математики как теоретической науки, например при землемерных работах или в астрономии, где необходимо считать дни и годы. Но любой измеримый объект, вообще говоря, характеризуется своей мерностью, то есть количеством мер, которыми необходимо оперировать, чтобы определить его величину. Например, линия, характеризуемая только своей длиной, является одномерной, тогда как поверхность уже двухмерна (длина и ширина), а пространство — трехмерно (высота или глубина, длина и ширина). Кроме того, отмеривание предполагает, что для каждого из трех измерений определяют точку отсчета и единицу измерения, которую откладывают, начиная с исходной точки, столько раз, сколько необходимо, чтобы полностью покрыть измеряемую величину. Так, и время оказывается измеримым, поскольку можно определить основную единицу времени, например продолжительность дня или секунды, и можно отсчитать эту основную единицу столько раз, сколько необходимо, начиная с данной
точки отсчета. Таким образом, время представляет собой одномерную сущность в том же смысле, что и линия, которая по этой причине может его символизировать. Поскольку пространство и время — измеряемые величины, их можно определить количественно, используя для этого меру. На этом уровне абстрагирования пространство и время не отличаются от чисел и, похоже, могут являться объектом изучения науки о числах или арифметики.
а) Пифагорова арифметика
Пифагорейцы попытались дать чисто арифметическое определение пространства, отождествив точку в пространстве с арифметической единицей. Такое отождествление оправданно при решении задач, связанных с точным измерением величин. Предположим, что у нас есть измеряемая величина (например, отрезок AB), тогда, конечно, может случиться так, что единица измерения будет точно укладываться (один или несколько раз) в измеряемой величине:
Но такая возможность является исключением. Если измеряемая величина содержит по отношению к точно откладываемой единице измерения избыток или недостаток, необходимо будет для измерения этого избытка или недостатка взять дробную часть этой единицы измерения:
Если хотят добиться точного значения, достаточно взять более мелкую единицу измерения: например, отрезок в 2,5 см содержит ровно 25 мм. Следовательно, чтобы иметь возможность измерить любое про-
странство, достаточно взять за единицу измерения наименьшую возможную часть пространства, то есть точку.
Любая геометрическая операция, сводящаяся к измерению величины, может, следовательно, найти свое точное соответ-ствие в арифметическом действии. В одномерном случае измерение, состоящее в откладывании единицы, начиная от точки отсчета, является сложением:
Измерение поверхности предполагает, что, определив ее длину, определяют также ее ширину — размерность, перпендикулярную длине. Следовательно, надо произвести два измерения в виде двух перпендикулярных линий. По-латыни говорят: "Ducere lineam in lineam", и эта операция есть productio, или произведение результата, то есть умножение:
Наиболее характерной формой умножения является возведение в квадрат (1 χ 1 = l2); оно позволяет определить единицу площади I2, или квадрат со стороной 1. Умножив на дополнительное измерение, можно определить единицу объема I3, или куб с ребром 1. При таком подходе видно, что существует полное соответствие между арифметическими и геометрическими операциями. Это также означает, что арифметические операции должны быть выражены через их геометрическое представление. При этом, если количественную величину рассматривать только как число, может показаться, что умножение не отличается от сложения. Рассуждая таким образом, умножение 2 на 3 можно отождествить со сложением три раза по два:
2x3 = 6
2 + 2 + 2 = 6.
Но с точки зрения пифагорейской арифметики сложение, которое сохраняет ту же размерность, качественно отличается от умножения, которое производит дополнительную размерность:
Отличие особенно ощутимо в случае операций только с единицей, поскольку ее прибавление к самой себе порождает ряд целых чисел, в то время как ее умножение на саму себя создает ряд единиц меры в последовательных измерениях:
1 + 1 = 2; 1 + 1 + 1 = 3, ... 1 χ 1 = \2; 1 χ 1 χ 1 = I3.
Впрочем, в этом случае сама арифметическая формула показывает, что умножение не сводится к повторению операций сложения. Следовательно, полное соответствие арифметических и геометрических операций позволяет изобразить геометрически характерные свойства числа. Например, результат умножения целого числа на само себя может быть представлен в виде квадрата, тогда как умножение двух различных целых чисел дает прямоугольник:
Представляется оправданной и обратная операция, с помощью которой характерные геометрические фигуры (линия, квадрат, прямоугольник, треугольник и т. д.) можно представить арифметически, используя точки, из которых они состоят.
Тем не менее данное предположение оказалось ложным. В самом деле, если допустить, что линии состоят из точек, тогда необходимо, чтобы данный отрезок прямой
линии всегда можно было выразить определенным числом точек. Таким образом, необходимо, чтобы отношение длин двух отрезков всегда можно было выразить арифметически в виде отношения целых чисел. Однако сам Пифагор доказал, что если, предположив такую возможность, попытаться выразить соотношение между длиной стороны квадрата и длиной его диагонали, то получаются противоречивые следствия:
Возьмем квадрат со стороной а и диагональю d. Предположим, что отношение а к d можно записать как отношение между целыми числами, то есть в виде дроби (μία). Приведем это соотношение к простейшему выражению таким образом, чтобы а и d были взаимно простыми числами, то есть не имели никакого другого общего делителя, кроме единицы.
Теорема Пифагора дает простое соотношение между and. Действительно, в равнобедренном прямоугольном треугольнике АСВ квадрат, построенный на гипотенузе d, равен сумме квадратов, построенных на сторонах прямого угла, где каждая сторона равна а:
(P = 2d! (Е).
Таким образом, d2 равно целому числу, умноженному на 2, то есть четному числу, а поскольку корни четного квадрата числа четные, то и d является четным числом. Так как а и d являются взаимно простыми числами, они не могут иметь общий делитель, равный 2, и если d — четное число, то α — нечетное. Но если d является четным числом, его можно разделить на 2. Значит:
Уравнение (Е) может, таким образом, быть представлено как:
(2с)2 = 2^ или 4с2 = 2α2 или 2с2 = а*.
Таким образом, а2 равно четному числу, и поскольку корни четного квадрата являются четными числами, то а само является четным*.
Таким образом, если длину стороны квадрата выразить определенным числом точек, то невозможно длину его диагонали выразить также определенным числом. Следовательно, они не имеют наименьшей общей меры, то есть эти длины несоизмеримы. Этот результат тем более впечатляющий, что между площадями квадратов, возведенных на этих двух линиях, существует очень простое соотношение — Ч г, поскольку квадрат, построенный на диагонали данного квадрата, имеет площадь вдвое большую, чем площадь данного квадрата.
Если взять квадрат со стороной 1, то его диагональ будет являться стороной квадрата, площадью равной 2, или, другими словами, ее длина будет равняться "корню из 2", поскольку на пифагорейском языке термин "корень" обозначает линию, на которой возводят квадрат. Нет ничего проще, чем геометрическое построение тогда как арифметически определенным числом эту величину выразить невозможно. В результате после провала пифагорейской программы греки перешли исключительно к геометрической ориентации своей математики, при которой сами арифметические операции изображаются геометрически.
Однако геометрическое изображение
приводит к парадоксальным выводам.
Нет ничего проще, построив отрезок такой
длины геометрически, отложить его цир
кулем на линии, разделенной на единицы
(где единица — катет треугольника). По
скольку отрезок больше единицы
и меньше двух, можно попытаться найти,
разбивая единицу на части, меру длины,
позволяющую его измерить. Но поскольку
доказано, что 1 и несоизмеримы, сле
дует признать, что, как бы мелко мы ни
дробили единицу, мы никогда не достиг
нем
1 См.: Евклид. Начала. Кн. X. Приложение 27. Использованное рассуждение было подтверждено Аристотелем в "Первой аналитике". Гл. 23, 41 а 26—27 (Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1978. Т. 2. С. 168).
Тем не менее такое дробление можно осуществлять столько раз, сколько существует целых чисел, то есть бесконечное число раз (хотя на рисунке указаны лишь несколько делений на два, соответствующих последовательным степеням двойки). Каждое из этих делений соответствует локализации точки на отрезке между 1 и 2, но бесконечное число этих точек не исчерпывает число точек отрезка, потому что ни одна из них не соответствует той, на которой кончается длина
Этот парадокс объясняет, почему пифагорейцы выбрали термин "иррациональный" для обозначения На древнем математическом языке "рацио" ("raison" — разум) обозначает определенное соотношение между двумя членами. В математическом смысле число является иррациональным просто потому, что оно не находится в строго определенном соотношении со стороной квадрата. Но выбор термина "иррациональный" для обозначения того, что, по сути, есть лишь простая несоизмеримость, показывает, что пифагорейцы ощутили неудачу своего учения как потрясение основ разумности. Однако это потрясение, начавшееся внутри базисных положений пифагорейской школы, привело к следствиям, выходящим за пределы их теории. Действительно, доказательство того, что операция деления данной линии пополам, сколько бы ее ни повторять, никогда не сможет исчерпать совокупность всех точек, составляющих эту линию, привело к появлению аргументов, которые Зенон направил против пифагореизма.
Ь) Аргументы Зенона
Согласно свидетельству Платона рассуждения Зенона из Элей направлены на то, чтобы поддержать тезис Парменида о
единстве и непрерывности бытия и опровергнуть пифагорейский тезис множественности:
В действительности это сочинение поддерживает рассуждение Парменида против тех, кто пытается высмеять его, утверждая, что если существует единое, то из этого утверждения следует множество смешных и противоречащих ему выводов. Итак, мое сочинение направлено против допускающих многое, возвращает им с избытком их нападки и старается показать, что при обстоятельном рассмотрении их положение "существует многое" влечет за собой еще более смешные последствия, чем признание существования единого'.
Учение Парменида о едином бытии, по существу, является антитезой пифагорейского учения. Пифагорейское учение предполагает множественность и дискретность, поскольку в последовательности чисел имеет место резкий скачок от одной единицы к другой и в то же время между точками, которые геометрически изображают числа, существует пустое пространство. Напротив, бытие Парменида, как и геометрическое пространство, "одно непрерывное"2. Несомненно, что тезис Парменида имеет парадоксальные и противоречивые следствия3. Но можно надеяться придать ему некоторую обоснованность, показывая, что противоположный тезис приводит к следствиям еще более смехотворным и противоречивым. Именно этой задаче посвятил себя Зенон со всей диалектической виртуозностью, от которой у нас, к сожалению, сохранились лишь некоторые результаты.
Первый аспект его аргументации направлен прежде всего против пифагорейского тезиса, согласно которому "многое состоит из сложения единиц'"1. Действительно, для того чтобы единица производила многое путем последовательных сложений, нужно, чтобы сложение или вычитание единицы могло сделать большим или меньшим количество, к которому ее прибавляют или из которого вычитают. Однако пифагорейцы сами отождествляют единицу
'Платон. Парменид. 128 cd // Соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 348.
2 Парменид. В. 8 6 (ДК) // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 290.
3Ср. наст. изд. Гл. 6. С. 189—190.
4 Зенон в изложении Филопона: Philopon. Commentaire ä Aristote, Physique. Ed. Acad. Berol. P. 42 (29 A 21 DK).
с точкой, которая не может увеличивать то, к чему ее прибавляют. В самом деле, "плоскость и линия, если их прибавлять, в одном случае увеличивают, а в другом нет..."5. Они способны увеличивать то, к чему их прибавляют, если это сложение происходит в соответствии с их собственной размерностью. Например, линия, обладающая длиной без толщины, может добавлять свою длину к уже существующей длине, но она не может образовать площадь, добавляя к другой линии толщину, которой она не обладает:
Аналогично нельзя добавлять площади к площадям, чтобы получить объемы. Но если линии и площади могут добавляться друг к другу в том смысле, в котором они являются одно- или двухмерными, то точка — это то, что не имеет размерности. Таким образом, если единица точечная, ее нельзя прибавить к самой себе, чтобы составить множество: прибавление точки к самой себе "совершенно не"6 увеличит ее и никогда нельзя будет выйти за пределы единицы, чтобы образовать множественность.
Эта неспособность точки выйти за свои пределы проиллюстрирована хорошо известными аргументами (апориями), с помощью которых Зенон показывает невозможность объяснить движение с точки зрения пифагорейских тезисов. Первый из его аргументов — это апория "Дихотомия", или бесконечное деление траектории пополам:
...О несуществовании движения на том основании, что перемещающееся [тело] должно дойти до половины прежде, чем до конца7.
Чтобы добраться из А в В, действительно, нужно сначала достичь С — середины AB, но, чтобы добраться от А до С, нужно сначала достичь D — середины АС, E — середины AD, и так до бесконечности:
5 Зенон в изложении Аристотеля см.: Аристотель. Метафизика. III 4, 1001 b 11—13 // Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 114.
'Там же. 13.
''Аристотель. Физика. VI 9, 239 b 11—13 // Соч. М., 1981. Т. 3. С. 199.
Таким образом, никогда не удастся выйти из А, чтобы достичь В, поскольку для этого необходимо преодолеть бесконечность точек одна за другой, что невозможно за "конечное время"'.
Второй аргумент — это апория, которую называют "Ахилл"2, потому что она показывает, что, как бы быстро ни бежал Ахилл, он никогда не сможет настичь черепаху, если на старте она была на какое-то расстояние впереди него:
Самое медленное [существо] никогда не сможет быть настигнуто в беге самым быстрым, ибо преследующему необходимо прежде прийти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда должно будет на какое-то [расстояние] опережать [преследующего]3.
Действительно, когда Ахилл достигнет точки Р, откуда стартовала черепаха, последняя продвинется до точки Pi, но, когда он будет в Pi, она будет в Р2, и так до бесконечности:
случае необходимо признать, что в данное мгновение стрела занимает длину (например, CD), где она "находится в равном [себе месте]"6, то есть занимает длину, равную самой себе. Однако необходимо признать, что "всегда... всякое [тело] покоится"7 или перемещается, потому что покой и движение противоположны и ничего третьего быть не может. Однако находиться в состоянии покоя означает быть в пространстве, точно равном самому себе. В данное мгновение стрела, таким образом, неподвижна в CD:
Быть в движении означало бы для нее не совпадать с CD, а перейти за пределы D. Таким образом, если допустить, что "перемещающееся [тело] в момент "теперь" всегда [находится в равном себе месте]"8, то необходимо также допустить, что движение — это последовательность неподвижных состояний.
"И это рассуждение основывается на делении пополам", то есть в том, что касается ее принципа, эта апория такая же, как апория "Дихотомии"; "отличается же [от предыдущего] тем, что взятая величина делится не на две равные части"4. Действительно, начальную стартовую разницу АР делят не на две равные части, а в соответствии с числом, которое выражает соотношение между скоростью Ахилла и скоростью черепахи; при этом показывается, что, как бы мала ни была эта разница, всегда можно найти еще меньшую величину, и она никогда не будет нулевой.
"Третье, о котором только что было упомянуто, состоит в том, что летящая стрела стоит неподвижно; оно вытекает из предположения, что время слагается из [отдельных] "теперь"5. Действительно, в этом
1 Аристотель. Физика. VI 2, 233 а 22—23 // Соч. Т. 3. С. 183.
2 См. там же. 9, 239 b 14. С. 199.
'Там же. 15—18.
"Там же. 18—20.
5 Там же. 30—32. С. 200.
с) Содержание континуума
Внутренние трудности пифагорейского учения и успех аргументации элеатов окончательно убедили греческих математиков встать на позиции геометрии — науки о непрерывном пространстве. Однако, как бы ни была теоретически интересна греческая математика, особенно модель всякой теоретической науки, содержащаяся в "Началах" Евклида, исключительно геометричес-кая ориентация математики имеет все же тот недостаток, что величина континуума не поддается вычислению. Правда, процедуры геометрического построения позволяют определить простым и точным способом величины, которые арифметика не может определить точно, например иррациональную величину Но геометрическое построение с помощью линейки и циркуля гораздо беднее возможными
«Там же. 6. С. 199. 'Там же. 5—6. "Там же. 6—7.
комбинациями по сравнению с операциями вычисления. С появлением современной науки сведение математики к геометрии стало все больше рассматриваться как препятствие на пути развития знания. Именно это препятствие математики, начиная, в частности, с Кеплера, пытались обойти, выдвигая процедуры вычисления континуума, то есть процедуры, позволяющие при рассмотрении величины континуума применить арифметические операции.
Одним из первых примеров таких процедур является доказательство Кеплером положения (уже найденного Архимедом геометрически) о равенстве площади круга половине произведения радиуса на длину окружности. Кеплер полагает, что площадь круга образуется путем сложения одних радиусов с другими.
Для этого надо предположить, что каждый радиус имеет площадь, которую можно отождествить с площадью бесконечно узкого треугольника с высотой, равной радиусу, и основанием, равным длине точки на окружности. Площадь такого треугольника равна половине произведения высоты (R) на основание (равное точке, то есть нулю):
Если обозначить количество точек окружности через С, то будет видно, что в круге столько же радиусов, сколько и таких то-
чек, или что площадь круга равна произведению площади каждого радиуса на С:
Таким было положение, которое необходимо было доказать. В своей "Геометрии неделимых" Кавальери систематически использовал подобные процедуры. Таким образом, он заново доказывал теоремы Евклидовой геометрии, рассматривая линии как состоящие из точек, площади — как состоящие из линий, а объемы — как состоящие из площадей. Например, Евклид доказал, что площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Чтобы арифметически интерпретировать это положение, можно рассматривать треугольник как образованный множеством параллельных линий, заполняющих его площадь от вершины до основа-
ния. Эти линии могут быть определены количеством содержащихся в них точек (например, число Ъ определяет величину основания), а число этих линий — количеством (h) точек, находящихся на их пересечении с высотой. Таким образом, получается ряд h чисел, регулярно возрастающих от вершины (равной точке, то есть равной нулю) до основания (равного Ь). А согласно простому правилу исчисления рядов сумма их членов равна половине произведения суммы крайних членов на количество членов. Например:
Если применить это правило к арифметически определенному треугольнику, то мы получим формулу, ранее доказанную Евклидом:
ς _ (нуль + b)h _ b χ h
*~ 2 - 2
Таким же способом заново доказывается теорема о том, что площадь трапеции равна половине произведения суммы оснований на высоту. Следует отметить, что при таком подходе геометрические фигуры снова выглядят как если бы они были составлены из чисел, расположенных в виде треугольника или трапеции:
Таким образом, геометрия неделимых снова пускает в ход пифагорейскую интерпретацию.
Однако "обоснования" этих методов "зиждутся" исключительно "на правильности результатов", на "правильности, доказанной из других оснований"1. Но у методики, которая приводит к результату, недостает ясности, и она может даже рассматриваться как некорректно обоснованная. Например, методика Кеплера состоит в умножении определенного количества (длины радиуса) на бесконечно малое количество (точку окружности).
Однако, в соответствии с обычными арифметическими правилами, необходимо было бы либо рассматривать бесконечно малое количество как нуль (и в этом случае его произведение на R было бы равно нулю), либо рассматривать это количество как какую-то определенную величину (и в этом случае ее произведение на R не было бы равно R). Тем не менее "нельзя обойтись без представления", что бесконечно малые "не равны нулю, но они столь незначительны, что их можно оставить без внимания"2. Что касается метода Кавальери, то он так-
же неправилен — в том смысле, что параллельные линии, составляющие площадь треугольника или трапеции, рассматриваются как члены арифметической прогрессии, хотя нет возможности определить, насколько один член прогрессии отличается от другого (и просто предполагается, что это отличие равняется одной и той же величине). Наиболее же парадоксальным является то, что, несмотря на приближенный характер и даже противоречивость методов, "получается результат, который не только довольно точен и столь близок [к истинному результату], что можно не обращать внимания на разницу, но и совершенно точен"3.Таким образом, исчисление континуума лишь по видимости преодолевает противоречие континуума и дисконтинуума: в действительности же противоречие не только не преодолевается, но фактически оказывается введенным в саму структуру операционных методов.