Истоки философии в греческой литературе
ФИЛОСОФИЯ
MICHEL GOURINAT
Anden eleve de l'Ecole Normale Superteure,
Agrege de l'Universite, Professeur de Premiere Superteure au iycee Thiers, Marseiile
De la PHILOSOPHIE
Classes terminales
HACHETTE Superieur |
Classes preparatoires aux Grandes Ecoles Premier cycle d'Enseignement Superieur
Мишель Гурина
выпускник Высшей Нормальной Школы (Париж.),
агреже Университета, преподаватель лицея Тьера (Марсель)
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
для выпускных классов лицеев.
для поступающих в высшие школы
и студентов первого цикла высшего образования
Москва
Издательство «Республика» 1998
УДК 1(075) ББК 87.3я7 Г95
GOURINAT MICHEL
DE LA PHILOSOPHIE
T. I—II. Paris: Hachette livre, 1994
Под общей редакцией
доктора философских наук, профессора
M. H. ГРЕЦКОГО
Перевод с французского:
А. Д. Бакулова, А. Г. Баунова, Н. В. Вдовиной, M. H. Грецкого,
В. Н. Деревянко, С. Н. Коняева, M. M. Мчедловой,
А. А. Рыковой, Е. А. Самарской
Издание осуществлено при поддержке
Министерства иностранных дел Франции
и Французского культурного центра в Москве
Гурина М.
Г95 Философия: Учеб. пособие для выпускных классов лицеев, для поступа
ющих в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования:
Пер. с фр. — М.: Республика, 1998. — 540 с.: ил.
ISBN 5—250—02652—4
Учебное пособие по философии для лицеев и высших учебных заведений, написанное Мишелем Гурина, выдержало во Франции уже несколько изданий и пользуется большой популярностью.
Российскому читателю книга будет, несомненно, интересна не только оригинальной постановкой философских проблем и взглядами автора, но и тем, что она учит мыслить, учит логично рассуждать, доказывать, опровергать, показывая, как это делали великие учителя мысли — философы.
Издание предназначено в первую очередь студентам, изучающим философию в системе среднего и высшего образования, а также самим преподавателям философии и, конечно, всем, кто ею интересуется.
ББК 87.3я7
© Editions Hachette
ISBN 5-250—02652-4 © Издательство "Республика", 1998
ВВЕДЕНИЕ |
Российскому читателю предлагается французское учебное пособие по философии, используемое в лицеях и колледжах, а также на первых курсах высших учебных заведений. Как отмечает сам его автор, Мишель Гурина, это не начальный курс философии, данный учебник предполагает уже некоторое знакомство с философией и ее историей. Именно поэтому, упоминая многих великих философов и их произведения, автор не считает нужным пояснять, кто они такие, в чем суть их концепций, о чем говорится в их основных работах. Да это и вообще задача другой дисциплины — истории философии. Здесь же речь идет о философии как таковой.
Но тут сразу возникает проблема: существует ли философия как таковая наряду и помимо тех философских концепций, которые реально имели место в ее истории? Еще не так давно ответ на этот вопрос для граждан бывшего Советского Союза был ясен и прост. Да, такая философия существует, это марксистско-ленинская философия, то есть диалектический и исторический материализм; все же остальные философские концепции относятся к истории философии. Такова во всяком случае была официально принятая точка зрения, в соответствии с которой строилось и все преподавание философии в вузах.
Надо признать, что при всех недостатках, связанных с превращением марксистской философии в официальную партийно-государственную доктрину (ее догматизация, схематизация, вульгаризация и т. п.), такое разделение на философию и историю философии имело и свои удобства: четко делились учебные дисциплины, а значит, и соответствующие кафедры в вузах, имелся четкий критерий оценки немарксистских концепций и их отдельных положений — с точки зрения их соответствия или несоответствия, приближения или отдаления от марксистской философии.
И вот, как говорят французы, nous avons change tout cela — мы все это изменили. Нет больше официальной общепринятой философии, нет единого критерия оценки, а есть философский плюрализм, — каждый волен придерживаться тех философских взглядов, какие ему более по душе. Очень хорошо! Но как быть с обучением философии? Значит ли
это, что раз нет единой общепринятой философии, то остается только история философии? Значит ли это, что не нужны ни кафедры, ни учебные пособия по таким дисциплинам, как теоретическая философия, социальная философия, этика, эстетика, ибо все это сведется либо к истории соответствующих концепций, либо к сугубо субъективным взглядам какого-то одного философа? Значит ли это, наконец, что обучение философии равнозначно внедрению сплошного релятивизма: можно считать так, а можно и эдак и даже совсем наоборот, коль скоро исторически существовали и сейчас сосуществуют самые разные философские взгляды?
Все эти новые для нас проблемы далеко не новы для наших западных коллег. А потому естествен вопрос: как же они решаются "там, у них"? На этот вопрос и отвечает учебное пособие Мишеля Гурина и в этом его главный, но не единственный интерес.
Если нет единой общепризнанной философии и если такую философию нельзя искусственно создать путем эклектического соединения ныне существующих концепций, то остается обратиться к истории философии и, прослеживая в ней определенные тенденции, постараться понять, что такое собственно философствование, есть ли в нем что-либо непреходящее, каково его место в культуре, нужно ли оно сегодня? Выходит, без истории философии все-таки не обойтись. И действительно, данное учебное пособие целиком построено по историческому принципу — и оба его тома, и каждая глава. Снова и снова автор обращается к великим мыслителям Древней Греции, главным образом к Платону и Аристотелю, и от них движется к философам нового времени и современности. И тем не менее это не история философии, во всяком случае в ее традиционном понимании. Читатель здесь не найдет ни изложения концепций философов, ни полноты историко-философского процесса. Так, за исключением Беркли, целиком отсутствует английская философская традиция в лице Бэкона, Гоббса, Локка, Юма, а при большом внимании к таким представителям немецкой классической философии, как Кант и Гегель, не уделяется никакого внимания Фихте и Шеллингу.
Выборочный подход к философам и отдельным сторонам их творчества имеет свое оправдание. Автор поставил перед собой задачу показать способ рассуждения философов, постановку и разработку ими философских проблем, носящих сквозной характер в истории европейской философии. А в этом случае важна не полнота истории со всеми ее зигзагами, а последовательность логического движения мысли. Здесь невольно вспоминается Гегель, показавший пример выявления логики в истории вообще и в истории философии в частности. Правда, эта логика у Гегеля весьма специфична: это диалектическая логика движения от одной категории к другой, от одной философской системы к другой, приводящая в конечном итоге к грандиозному синтезу всего предшествовавшего знания в рамках самой гегелевской философии ("философии как таковой"!). Однако гегелевский синтез, претендовавший на абсолютное завершение, не устоял под ударами философской критики, а главным образом — дальнейшего развития науки и практики. Послегегелевская философия стала скромнее, она уже не претендует на абсолютное знание, на завершенный всеобъемлющий синтез, на особую философскую логику.
Но если, не задаваясь столь амбициозными замыслами, все-таки попытаться выявить логический ход философских рассуждений, причем не только у одного философа, а в истории европейской философии в целом, то как он может выглядеть? Ответ, реализованный в работе Мишеля Гурина, таков: это движение мысли не от одной категории к другой и не от одной системы к другой, а движение в рамках отдельных категорий, разрабатываемых то одним, то другим философом. В результате единая история философии распадается на ряд параллельных линий — в соответствии с количеством категорий, взятых для рассмотрения.
На это сразу же может последовать возражение со стороны приверженцев системного подхода: нельзя вырывать отдельные категории из систем, в которые они входят, ибо в разных философских системах их смысл меняется и фактически это уже не одни и те же, а разные категории. Подобные соображения высказывались и в исследованиях по истории науки, когда подчеркивалось, что смена теорий, парадигм, эпистем приводит к изменению всех входящих в них научных понятий (см. работы Г. Башляра, Т. Куна, М. Фуко). Однако такой подход, в свою очередь, подвергся критике. Здесь стоит сослаться на такого авторитетного ис-
следователя, как Жорж Кангийем, который показал, что при всех изменениях смысла и содержания понятий при переходе от одной научной системы к другой в них сохраняется нечто, позволяющее говорить, что это все-таки те же самые понятия, коль скоро они относятся к тем же самым объектам. По Кангийему, наряду с историей сменяющих друг друга систем есть и относительно самостоятельная история отдельных понятий, "кочующих" из одной системы в другую.
Но то, что справедливо для научных понятий, очевидно, справедливо и для более устойчивых философских категорий. У них тоже есть своя относительно самостоятельная история, а внутри этой истории — своя логика движения, приводящая к их углублению, дифференциации, уточнению. Как показывает М. Гурина, этот процесс разработки философских категорий происходит благодаря критике одного философа другим, критике, основанной на обнаружении противоречий, не решенных, а иногда и не поставленных проблем во взглядах своего предшественника. При этом разрушается система взглядов предшествующего философа. Но в ходе замены старой системы новой основные категории, т. е. те "кирпичики", те базовые элементы, из которых строится любая философская система, сохраняются, лишь видоизменяясь и уточняясь.
Так вырисовывается то, что можно все-таки считать философией как таковой, не сводящейся ни к одной философской системе, ни к синтезу систем. Системы рушатся, но категории остаются как общий понятийный аппарат самых различных философских концепций. Конечно, категориальный аппарат — бытие, сознание, необходимость, случайность, свобода и т. д. — это еще не философия в полном смысле слова, которая характеризуется каждый раз своеобразным сочетанием этих и других категорий, что связано и с их видоизменением. Но своеобразные сочетания, образующие разные философские системы, это как раз то особенное, специфическое, историко-философское, от чего приходится отвлечься, коль скоро речь идет о философии вообще, а не о конкретных философах, сменявших друг друга в истории философии.
Обоснование правомерности такого подхода к философии требует учета еще одного обстоятельства — отличия философских категорий от научных понятий, отличия философии от других форм мировоззрения, от других сфер культуры. Этому посвящен пер-
вый том учебного пособия. Нельзя не отметить оригинальность авторской трактовки данной проблемы. Вместо того чтобы начинать с вопроса "Что такое философия?", М. Гурина ставит этот вопрос лишь в четвертой главе, а первые три посвящает отношению философии к литературе, науке и религии. Казалось бы, как можно говорить об отношении философии к чему бы то ни было, не зная, что такое философия? Но в том-то и дело, что философия формируется как нечто специфическое и самостоятельное в результате вычленения и размежевания — вычленения из мировоззрения, выраженного в художественной форме (мифы, поэмы, диалоги), размежевания с наукой и религией. В этом смысле даже столь уважаемый автором Платон (не говоря уже о еще более ранних мыслителях) — не вполне философ, ибо художественная форма его произведений не адекватна их теоретическому содержанию.
Здесь опять налицо исторический подход, нацеленный на выявление тенденции развития. "Философия вообще" предстает как складывающаяся постепенно, путем обретения теоретической формы и уточнения ее специфического содержания, отличающего ее от науки и от религии. Автор как бы говорит нам: я не навязываю изначально никакого определения философии, — ведь таких определений давалось немало и все они были более или менее односторонними и субъективными, отражая позицию того или иного философа. Посмотрим лучше, как философия самоопределялась в своей истории, это должно нам обеспечить максимум объективности.
Действительно, поскольку речь идет об учебном пособии, то субъективизма здесь должно быть как можно меньше. И надо отдать должное автору: он прилагает максимальные усилия в этом направлении. Как в первом томе, где говорится об общем понимании философии, о ее взаимодействии с другими областями культуры и размежевании с ними, так и во втором, где трактуются отдельные философские категории, автор старается как можно меньше говорить от себя и как можно больше предоставлять слово самим рассматриваемым философам. Отсюда большое количество умело подобранных цитат; отсюда и безличный стиль повествования, где нет места мнениям, а есть объективно возникающие проблемы, поиски их решения и логическое обоснование найденных решений.
И все же скептически настроенный читатель может возразить: если бы в философии
была возможна такая же объективность и такие же обоснованные выводы, как в науке, то она и слилась бы с наукой. Но ведь философия трактует "вечные" проблемы, не получающие окончательного решения и, следовательно, допускающие субъективный подход, субъективный выбор того или иного варианта. А стало быть, и автор такого "ме-тафилософского" труда, как бы ему ни хотелось быть объективным, вынужден встать на ту или иную позицию и сделать выбор между монизмом и дуализмом (или даже плюрализмом), материализмом и идеализмом, рационализмом и эмпиризмом и т. д.
В самом деле, своя позиция у автора есть. И хотя он, действительно, старается ее не навязывать, как правило, избегая всяких субъективных оценок, но она проявляется и в выборе рассматриваемых философов, и в самом акценте на логически доказательные рассуждения, и в неодобрительном отношении к эмпирикам, позитивистам, ирра-ционалистам. Эту позицию можно охарактеризовать как умеренный монистический рационализм в его двойном противостоянии
— эмпиризму, с одной стороны, и иррационализму — с другой.
Что ж, для французского автора в этом нет ничего удивительного: рационализм
— давняя традиция Франции, получившая распространение не только в философском, но и в обыденном сознании. Правда, реакция на рационализм классической европейской философии (от Декарта до Гегеля) началась еще в XIX в., а в последнее время у последователей Хайдеггера и Ницше, в постструктурализме и постмодернизме она приобрела особенно острый характер. Тем не менее это не мешает строить философское обучение и в лицеях, и в университетах прежде всего на материале классической рационалистической философии. И дело здесь не только в традиционном консерватизме системы образования, в ее обычном отставании от самых современных, самых модных течений. Ситуация здесь такая же, как и при обучении живописи или музыке: сначала надо овладеть классическими формами, а уж потом вы сможете их преобразовывать или отрицать, ударяясь в авангардизм или неоавангардизм. Не пройдя хорошую школу, трудно рассчитывать на успех в самостоятельной деятельности.
Такую хорошую школу и представляет собой учебное пособие Мишеля Гурина. Ценность его в том, что оно учит мыслить, учит логично рассуждать, доказывать, опровергать, показывая, как это делали великие
учителя мысли — рационально мыслящие философы. Именно этим определяется выбор имен и тем, обстоятельность изложения одних деталей и пропуск других. И именно поэтому надо все это читать вдумчиво и внимательно. Ведь в данном случае не столь важно, что конкретно утверждали и доказывали те или иные философы (этим занимается история философии), сколько то, как они доказывали то, что они утверждали.
Автор убежден, что философия — важное средство воспитания и развития человека. При этом она учит не только абстрактному мышлению, работе с философскими категориями, пониманию тонких ходов мысли выдающихся философов, но и переходам от абстрактного к конкретному, от теории к практике и обратно. Следуя примеру ряда великих мыслителей — от Платона до Маркса, — автор ратует за такую философию, которая не замыкается в своих абстракциях, но возвращается с неба на землю, к простым людям, к их трудам и заботам. По ходу изложения он показывает связи философии с конкретными науками, с другими областями культуры и с такими реалиями жизни, как, например, ремесленный и промышленный труд. И в этом еще одно большое достоинство данного учебного пособия.
Можно было бы отметить и другие его положительные стороны и оригинальные особенности. Но пусть читатель найдет их сам — не стоит лишать его этого удовольствия. Мы же коснемся в заключение некоторых пунктов, могущих вызвать неудовольствие тех или иных читателей. Прежде всего это, по-видимому, временное и географическое ограничение рассматриваемого материала. Наверное, найдутся "обиженные" тем, что автор считает древнеиндийскую и древнекитайскую философию не философией в собственном смысле слова, а лишь дофи-лософской "мудростью". Можно обидеться и за почти отсутствующих досократиков, и за отсутствующих русских мыслителей. Можно не согласиться с характеристикой апорий Зенона как "софизмов". Можно, наконец, упрекнуть автора в пренебрежении современной философией и современными научными данными (есть кое-что о Фрейде, но очень мало или почти ничего об остальных философах XX в.; есть квантовая меха-
ника, но нет неевклидовых геометрий, теории относительности и др.).
Если все это недостатки, то они, можно сказать, обратная сторона достоинств данного учебного пособия. Подчеркнем еще раз, что хотя здесь и говорится о многих философах, это не история философии, и историко-философская полнота здесь не только не требуется, но даже была бы противопоказана, ибо помешала бы сосредоточиться на главном — на рациональном, логичном, доказательном рассуждении, без которого нет не только философской, но и вообще никакой теории. Что же касается современных противников рационализма, то нетрудно было бы показать — да это и показывалось не раз, — что даже самые иррационалистические философы так или иначе аргументировали, обосновывали свои позиции и без рационального рассуждения обойтись не могли. Но, конечно, если уж учиться такому рассуждению, то не у них, а лучше всего — на тех классических образцах, которые находятся в центре внимания Мишеля Гурина.
Если же критиковать автора с точки зрения его собственного подхода, его собственных требований ясности, логичности, доступности и т. п., то мы отметили бы, пожалуй, главу 11 — "Язык", — где, в частности, говорится о структурной лингвистике и критикуется структурализм, но в такой сжатой форме, что читателю-неспециалисту понять суть дела нелегко (ему надо обратиться к имеющейся литературе по структурализму). К тому же, справедливо говоря о возросшем значении языковой проблематики в современной философии, надо было хотя бы упомянуть аналитическую и лингвистическую философию (Витгенштейн и др.), столь распространенную в англосаксонском мире. Здесь, по-видимому, сказывается национальная, французская специфика в философии. Английский или американский автор написал бы эту и ряд других глав по-другому.
Впрочем, такого рода недостатков совсем немного. Они во много раз перевешиваются достоинствами этого учебного пособия. Недаром его много раз переиздавали во Франции (последний раз в 1994 г.). Нет сомнения, что его нынешнее издание в России будет полезным вкладом в развитие философского образования в нашей стране.
M. H. Грецкий
Том первый
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня распространено предубеждение, будто бы философия обречена на исчезновение вследствие прогресса научного знания. Это предубеждение заслуживает серьезного отношения, тем более что оно поддерживается очень древней традицией — фактически столь же древней, как и сама философия, ибо уже в сократовском диалоге "Соперники" говорится об отказе от философии во имя требований научной и технической мысли, а в платоновском диалоге "Горгий" ее значение оспаривают с помощью требования политической и практической эффективности. Таким образом, было бы очень поверхностно считать, что проблема, которую ставит по отношению к философии развитие наук и практики, появляется лишь в современную эпоху. Несомненно, эта проблема приобрела особую остроту вследствие небывалого разрастания научного знания в современный период. Но одновременно само это разрастание делает столь же неотложной потребность индивидов и общностей в таком способе познания и рефлексии, который не поддавался бы полностью фрагментации, размельчанию и специализации, свойственным научному знанию. В течение двух с половиной тысяч лет философия выступает именно как форма культуры, стремящаяся дать свободному и одновременно разумному сознанию средства для систематической рефлексии по всей совокупности теоретических и практических проблем. Разумеется, современное рассредоточение знания между различными областями научной специализации обязывает более, чем когда-либо, показывать результаты философского знания в процессе его исторического развития.
Мы попытались осуществить это, останавливаясь на тех моментах в истории философии, которые показались нам наиболее важными для формирования современного мышления и для понимания нынешнего состояния проблем: наше изложение завершается, таким образом, в основном на рубеже современного периода. Конечно, можно заподозрить, что, если автор не ссылается
в большей мере на современных философов, значит, он не слишком их уважает. Но дело в другом. Выбор ссылок был продиктован опытом преподавания философии и тем педагогическим подходом, который при написании данного труда был для меня основополагающим. Я не считаю, что есть необходимость давать введение в современную философию, поскольку язык современных философов и их интересы совпадают с нашими и потому непосредственно доступны. Зато философы прошлого как своей проблематикой, так и своим языком тесно связаны со своим историческим периодом, и для чтения их произведений нужно введение. В то же время современная философия исторически исходит из всего созданного философией прошлого. С этой точки зрения понимание сегодняшней философии требует знания всех достижений предшествующего периода. Подготовить аудиторию к восприятию современной философии, рассказывая о ее предшественниках, о том, как на протяжении истории философия увязывалась с реальной действительностью, чтобы соответствовать задачам своего времени, — такова важнейшая цель преподавания философии. В ходе изложения материала станет ясно, как понимается отношение философии к своей истории. Здесь же я ограничусь общим определением своего подхода к изложению философии. Я искал промежуточный уровень сложности между первым знакомством, которое дают обычно используемые школьные учебники, и непосредственным чтением великих философских произведений. Преимуществом учебников, как кажется, является системное изложение материала; фактически, в современной литературе лишь школьные учебники отвечают требованиям системности, которые всегда были характерны для философии. Однако, не удовлетворившись первым знакомством, читатель может пожелать перейти к великим произведениям, и тут он, естественно, столкнется с различного рода трудностями, которые могут отвратить его от такого чтения. Здесь на помощь
приходят подборки избранных отрывков из трудов великих мыслителей. Но такие отрывочные тексты, взятые без контекста, в котором они только и могут быть понятными, и к тому же расположенные часто не в том порядке, в каком их расположил сам автор, представляются нам чем-то искусственным и с педагогической точки зрения весьма нежелательным. Я предпочел предложить связный текст средней трудности, снабженный обобщающими примечаниями на полях1 и рисунками, иллюстрирующими пройденный материал, но с включением многочисленных цитат более высокого уровня трудности. Тем самым становится возможным как бы многоуровневое чтение нашего труда. Цитаты, выделенные мелким шрифтом, каждый раз резюмируются в нашем собственном тексте и не являются необходимыми при первом чтении. Надеемся, что общий ход рассуждения, в который они включены, и их разъясняющий характер по отношению к этому рассуждению сделают их более понятными при дальнейшем углубленном изучении, позволят в достаточной степени ознакомиться с языком и стилем мышления великих философов, чтобы затем перейти к чтению их произведений.
Несомненно, эта книга требует от читателя довольно напряженного внимания. Но, с другой стороны, она опирается на долгую практику преподавания в средней школе2 и на непосредственное знание, обретенное при проверке бесчисленных работ учащихся, уровня культуры и понимания, который существует на этой ступени образования. Таким образом, книга соответствует уровню подготовки к экзамену на степень бакалавра3. Быть может, ее лучше читать после первого года приобщения к философии, но она вполне может быть использована, начиная с выпускного класса в системе среднего образования. Возможно, книгу упрекнут в том, что она то излишне трудна, то слишком схематична и сжата; такие критические замечания неиз-
' В настоящем издании обобщения подчеркнуты прямой линией в тексте. — Примеч. ред.
2 Во Франции философия преподается в лицеях. — Примеч. ред.
1 Первая ученая степень, которая присваивается выпускникам лицеев и дает право поступления в университет без экзаменов. — Примеч. ред.
бежны и в то же время обоснованны — по поводу произведения, которое трактует обо всем понемногу: обо всем, что только можно знать, и кое о чем таком, чего познать вовсе нельзя. Что мне придало смелости в данном случае, так это уверенность в том, что в современной литературе до сих пор не было работы, посвященной неблагодарной, но нужной задаче — создать переходное звено между первым знакомством с философией и глубиной великих произведений.
Да будет мне позволено выразить мою благодарность г-ну профессору Алькье за большую поддержку, которую он счел возможным оказать мне, прочитав несколько глав рукописи. Я благодарен также издательству "Либрэри Ашет" и особенно всем сотрудникам отдела классических произведений, готовившим эту книгу к изданию. За риск, связанный с публикацией подобного рода, за терпение, проявленное в течение шести лет, прошедших от первого проекта до его окончательного завершения, за неоценимую помощь, полученную от совместных обсуждений и размышлений над способом лучшей подачи и оформления материала, в то время как содержательная часть была целиком и полностью оставлена на мое усмотрение, за отличную работу печатников и тщательность при верстке — за все это я признателен не только от себя лично, но и от имени философии, величию и пользе которой таким образом отдается дань уважения.
Примечание ко 2-му изданию
Я благодарю профессора Парижского университета I г-на Патронье де Гандияка, профессора Университета Экс-Марсель I г-на Гранже, профессора агреже4 физики г-на Филиппи за их критические замечания, позволившие исправить ошибки первого издания.
4Агреже (фр. agrege) — высшее звание преподавателей французских лицеев, дающее право преподавать в университетах. — Примеч. пер.
Глава 1 |
ЛИТЕРАТУРА И ФИЛОСОФИЯ
Так как философия — это поиск осознающего себя знания, ее первый вопрос есть вопрос о ее собственной природе и ее собственных основаниях. Современная философия чаще всего даже и ограничивается этой предварительной постановкой вопроса. Наверное, может показаться излишним создавать такую форму знания, единственным предметом которого является сомнение в самом себе. Но идеал полностью прозрачного для себя знания не следует отбрасывать без рассмотрения. Поэтому мы исследуем сначала проблему природы и значения философии с целью дать введение в философское знание.
Если философия представляет собой полностью осознанное знание, то она замыкается на самое себя, образуя круг: в самом деле, размышлять о том, что есть философия, предполагает, что ее уже создали, чтобы можно было размышлять о ней. Отсюда видна трудность введения в философию. Но такая же трудность возникает при овладении любыми знаниями и любыми техническими приемами, если правда, что дело делу учит. Таким образом, войти в круг философского знания можно с помощью рефлексии, размышления о фактически существующей философии, поскольку она предстает в виде сово-купности произведений, которые, пусть и проблематично, можно отнести к литературе.
Итак, в своем реальном существовании философия прежде всего выступает как часть литературы. Наряду с чисто устными формами ее передачи и преподавания она доступна в виде совокупности письменных источников, которые подразделяются на признанные и устоявшиеся жанры: поэмы, максимы, диалоги, диатрибы, проповеди,
наставления, лекции, трактаты, комментарии, размышления, афоризмы, эссе, учебники и т. д. С этой точки зрения философия связана с историей литературы и литературоведением, которые стремятся установить время и условия появления различных жанров философских произведений и определить их характерные черты и правила. Впрочем, философия связана с литературой не только формальными признаками, но также и в своей основе, так как философское произведение является выражением индивидуальности, распознаваемой по своему стилю. Поскольку данная индивидуальность использует для самовыражения определенные правила жанра, философское произведение предстает как произведение искусства.
Однако литературоведение весьма неохотно признает принадлежность к литературе философского творчества, которое ка-жется ему слишком безразличным к прекрасному в философском слоге. В самом деле, верно, что философия в основном придает лишь второстепенное значение собственно эстетическому критерию оценки своих произведений. Платон и Кант считаются, как один, так и другой, великими философами, хотя только первого можно назвать писателем и художником. Поэтому создается впечатление, что философия и литература не имеют между собой необходимых связей: чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, какое разное отношение литературоведение проявляет к философам. Некоторые — Платон, Мон-тень, Паскаль, Ницше — интересуют и литературу. Другие, например Декарт, представляются преимущественно как философские авторы, хотя за ними можно признать и наличие писательских талантов, и влия-
ние на литературу своего времени. Наконец, третьи, скажем, Аристотель, сосланы в философский ад как не представляющие интереса и ценности для литературы.
Если речь идет просто о том, чтобы засвидетельствовать литературный вкус, эти оценки, конечно, могут быть в целом приняты во внимание. Однако они основываются лишь на удовольствии или неудовольствии, полученном непосредственно при чтении философского произведения: следовательно, они подвластны произволу и переменчивости настроений и вкусов. Так, из произведений Платона литературный вкус может выделить одни (например, "Пир" и "Федр") и остаться равнодушным к другим (например, к "Софисту" и "Парме-ниду"). Но, если литературоведение может констатировать наличие двух разных стилей в произведениях Платона, ему, очевидно, трудно объяснить это — так же, как трудно объяснить, за что Цицерон мог восхвалять "золотую реку" диалогов (утерянных) Аристотеля, тогда как в дошедших до нас аристотелевских произведениях страницы, которые можно принять за образцы изящной словесности, составляют лишь исключение. Таким образом, надо обратиться к самой сути философского произведения, чтобы поставить проблему его литературного оформления и попытаться понять, в какой мере философское сочинение может быть определено как художественное произведение.
Истоки философии в греческой литературе
Поскольку нашей точкой отсчета является фактическое существование философии, достаточно проследить за ее историческим развитием, чтобы констатировать, что она обнаруживается сначала в лоне литературных форм, выработанных греческой культурой.
а) Философская литература до Сократа
Мыслители, предшествовавшие Сократу, пытаясь осознать специфику философии, не изобретали новой литературной формы, а удовлетворялись уже существующими формами, как письменными, так и устными. Пифагор, Парменид, Эмпедокл
сочиняли поэмы, используя стихотворные размеры и ритмы, уже ставшие классическими в их эпоху. Важность поэтической формы была очевидна для цивилизации, которая выбрала себе в качестве учителей и теологов двух своих величайших поэтов — Гомера и Гесиода. Заимствуя их форму поэтического выражения, зарождающаяся философия явно стремилась предложить с помощью философской поэмы такую модель культуры и воспитания мысли, которая могла бы поспорить с моделью, подаренной греческой цивилизации Гомером и Гесиодом. Принимая стихотворную форму, философская поэзия заимствует у гомеровской поэзии мнемотехничес-кие приемы, необходимые в культуре, где письменная форма не является еще важным средством воспитания: поэтический стиль чеканит яркие формулировки, врезающиеся в память благодаря ритму и размеру стиха. Но поэтическая форма имеет своим содержанием чувственный образ и конкретную реальность, тогда как философская формула — абстракцию. Вследствие этого для философской поэмы характерен конфликт между содержанием и формой, о чем свидетельствуют противоречивые критические оценки, высказанные в ее адрес. Если поэтическая форма выражает философскую абстракцию, то, похоже, от нее и остается лишь форма. В самом деле, вроде бы незачем прибегать к стихам, чтобы сказать, как Парменид: "...есть — бытие, а ничто — не есть"1, и кажется, что в данном случае имеет место скорее упражнение в стихосложении, нежели поэма:
Парменид написал поэму. Но, хотя поэтическая форма обязывала его использовать метафоры, фигуры и обороты, он был привержен только строгости стиля, силе и чистоте экспрессии, как это можно видеть на следующих примерах: "Тем самым Всё непрерывно: ибо сущее примыкает к сущему". "Оно не "было" некогда и не "будет", так как оно "есть" сейчас...". "...Нет нужды, чтобы вот тут его было больше или меньше, чем вот там", и т. д. Так что его стиль больше похож на стихосложение, чем на поэзию2.
1 Парменид. О природе. Фр. В 6 // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 288.
2 Proclus. Commentaire au Parmenide de Platon. l, p. 665, 17 Cousin; Парменид. О природе. Φρ. Β 8, ст. 25, 5, 44-45 // Фрагменты... С. 290, 291.