Ксенофан (6-5 века до н.э.)
Отвергал ад и божественность светил. Он явился одним из первых представителей пантеизма (мир и бог одно и то же, значит бог повсюду).
Считал, что мир вечен, неуничтожим и представляет собой нечто единое, а это единое и есть Бог, который сросся со всем сущим. Звезды возникают из воспламеняющихся облаков, они гаснут днем и загораются ночью. Все, что рождается и живет, есть вода и земля, из них возникли и люди.
Люди придумали богов по своему образу и подобию, поэтому каждый народ наделяет богов своими физическими чертами. Если бы быки, лошади, львы могли мыслить, то их боги были бы в виде быков, лошадей и львов. Вместе с тем, он заявлял: «О природе богов и том, что связано с ними не может быть истинного знания, а может быть только мнение».
Гераклит (Эфесский) (5 век до н.э.).
Противник демократии, идеолог аристократии. Он один из основоположников диалектики, идеи которой в его учении были связаны с материализмом. Главный его труд назывался "О природе". Ему принадлежат следующие высказывания: "Все течет, все изменяется", "в одну и ту же реку нельзя войти дважды".
Мир вечен, един, познаваем и не создан богами. В основе всего сущего - огонь. И все, что существует - это различные виды огня. Огонь находится в вечном изменении и переходит из одного состояния в другое, благодаря единству и борьбе противоположностей. В мире все происходит закономерно. Эту закономерность он называл "логосом".
Самая плотная часть огня становится землей. Земля под влиянием огня становится водой, которая испаряясь становится воздухом. Весь мир это закономерно воспламеняющийся и угасающий огонь (круговорот огня). Душа - это состояние огня, и как все в мире, тоже подчинена закономерностям.
Гераклит - детерминист, он считал, что все в мире взаимосвязано, причинно, обусловлено и закономерно. При определенных условиях противоположности могут переходить друг в друга. Он считал, что все различия в мире относительны. Познание начинается с ощущений и восприятий и завершается в мышлении. Главная задача познания - познать "логос".
Пифагореизм. Научные открытия пифагорейцев. Учения о душе, числах, пространственных характеристиках, о Вселенной, противоположностях, о роли религии и морали в обществе, об аристократии и демократии.
Это четко выраженное в древнегреческой философии идеалистическое направление. Основатель- Пифагор (580- 500 до н. э.).
Он и его ученики, а также сторонники, занимались исследованием вопросов, главным образом из области арифметики и геометрии, изучали свойства целых положительных чисел, плоских фигур и их элементов.
Пифагор сделал ряд открытий: доказал теорему с сумме внутренних углов треугольника, о несоизмеримости стороны и диагонали квадрата, теорему о равенстве суммы квадратов катетов квадрату гипотенузы.
Пифагорейцы открыли зависимость между высотой звука и длиной колеблющейся струны, отсюда занимались вопросами гармонического сочетания звуков, а также гармонией в самом общем смысле.
Увлечение математическими вопросами привело их к абсолютизации чисел и их роли в мире, а в дальнейшем последователи Пифагора пришли к мистике чисел.
Пифагорейцы началом всего считали единицу, поскольку с ее помощью можно получить любое другое число. Они усматривали связь между числами и элементами геометрических фигур: единице соответствовала точка, двойке - линия, тройке - плоскость, четверке - объемная фигура (тело). Сумма этих чисел дает десятку, которую они считали идеальным числом, имеющим божественную сущность. Они считали, что на эти числа можно перевести все вещи с их противоположностями, что числа - это идеальные духовные сущности всех вещей. Вселенная - это числа и гармония.
Познание они сводили к числовому выражению того, что познается. Вместе с тем, они считали, что в каждую вещь входят составляющие ее части: земля, вода, воздух, огонь.
Души людей - это тоже духовные сущности, они тоже бессмертны и переселяемы. Мир одушевлен, разумен, шаровиден, а значит конечен. Земля тоже шаровидна, находится в центре мира и населена со всех сторон. В мире все противоречиво и включает в себя различные пары противоположностей: чет-нечет, единое-многое, предельное беспредельное, прямое - кривое и т.д.
Они выступили в защиту диктатуры аристократии, считая ее гарантом порядка и гармонии в обществе. При этом они считали демократию беспорядком и пытались доказать, что именно мораль и религия являются необходимыми условиями порядка в обществе и основными его атрибутами.
Элейская школа в древнегреческой философии. Учения Парменида о мнении и истине (его рационализм), о мире, как о неизменном бытии. Учение Зенона, его апории («Стрела», «Стадион», «Ахиллес и черепаха»), причины ошибок и догадки Зенона как основателя отрицательной диалектики. Рассмотрение элеатами противоположностей и ошибочность в истолковании отношений между ними.
Элейская школа (по названию города Элеи). Основатель- Парменид (540 - 470 г.г. до н.э.).
Друг и ученик Ксенофана, ученик Анаксимандра Парменид составил юридические законы для своего города. Его произведение называется "О природе". Он выступил против учения Гераклита и пифагорейцев, различал суждения выводимые из чувственного познания и содержащие кажущееся. Таким образом, получался разрыв двух ступеней познания, и, к тому же, принижение роли чувственного отражения, которое якобы не может давать истину.
В древнегреческой философии условием движения считалось наличие пустоты, которую понимали как небытие. Согласно Пармениду бытие не может произойти от небытия (из ничего) и не может превратиться в ничто. Мир это единое, несотворенное, вечное бытие и кроме бытия ничего нет, а поскольку пустоты нет, и бытие повсеместно, то мир неподвижен, неизменен, в мире нет возникновения и уничтожения, а все что есть существует только в настоящем и у него нет прошлого (истории) и будущего, оно постоянно и вечно. В абстрактном виде здесь содержится догадка о сохранении материи, но обосновывается она абсолютно нелепо. Неизменность мира Парменид считал истиной, но на уровне мнения он допускал существование бытия, а отсюда и движения. В области астрономии он подчеркивал, что Земля шаровидна и находится в центре Вселенной.
Зенон.
Ученик Парменида, видный политический деятель. Свои взгляды излагал в виде диалогов (споров). При доказательстве широко пользовался методом от противного.
Отвергал движение и многообразие в мире. Он считал, что бытие - это телесная, протяженная величина, пустоты нет. Всякое понятие о движении ложно, потому, что оно противоречиво. Для опровержения движения он выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий).
Беда Зенона в том, что он описывает результат движения, а не само движение, т.к. большей частью движение изображается как сумма состояний покоя. Он противопоставлял чувственное восприятие и мышление. Многообразие, фиксируемое в органах чувств, считает иллюзорным, поэтому истину может дать только мышление.
Материализм элеатов носил метафизический характер, они отрицали движение и возможность выразить его в понятии из-за его противоречивости, но сама постановка вопроса о том, что движение противоречиво и показ парадоксов были полезны, т.к. возбуждали интерес к этим вопросам. Аристотель назвал Зенона изобретателем отрицательной диалектики.
Элеаты рассматривали пары противоположностей: движение - покой, единица - множество и др., но усматривали в них только взаимоисключение, игнорируя их единство.
Философия Сократа. Его политические устремления. Принцип сомнения и вывод из него. Метод сократовской диалектики. Совпадение истины и морали, мудрости и справедливости. Основные добродетели. Классификация государственных форм.
Сократ (470-399 до н.э.) родомиз бедной семьи каменотеса. Трудов не писал, излагал свои взгляды в виде споров, причем не только в "кружке", но и на улицах и площадях Афин. Является учителем многих мыслителей, в том числе Платона и политических деятелей, идеологов аристократии, ярых противников демократии, победившей в Афинах после персидских войн. За измену он был приговорен к смертной казни.
В условиях Пелопонесской войны, обострения социальных противоречий, идеологической борьбы на первое место в философии вместо вопросов о космосе, встали вопросы о человеке.
Впервые именно Сократ сознательно поставил задачу обоснования идеализма и выступил против материализма, атеизма и научных знаний. По уровню своих знаний Сократ не отличался от обычного афинянина, следовал указаниям дельфийского оракула, приносил жертвы богам. Познание природы полагал не нужным. Основной задачей философии считал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Мир - это творение всемогущего Бога.
Важным принципом считал принцип сомнения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Этот принцип должен привести человека к самопознанию («познай сам себя»). Таким образом, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, добра и зла. Именно в познании себя заключается основа морали и религии. Он выступал против детерминизма, и намечал основы телеологии: все сущее должно служить целям, пользе для человека, «глаза-чтобы видеть, ночь чтобы отдыхать, земля - производить пищу и т.д.».
Особое значение имеет познание сущности добродетели.
Опираясь на учение Зенона, Сократ впервые четко поставил вопрос о диалектическом способе мышления, о субъективной диалектике. Метод Сократа включал в себя следующее:
1. такая постановка вопроса собеседнику, чтобы вскрыть в его ответах противоречия и тем самым доказать ложность его идеи.
2. преодоление этих противоречий.
3. индукция (отыскание общего путем анализа и сравнения частных случаев).
4. определение, т.е. установление родов и видов и их соотношений.
Сократ считал, что знания (истина) и мораль совпадают, поэтому прекрасные, справедливые поступки могут совершать только мудрые люди, а глупые этого не могут. Истинная мораль - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно для человека, способствует его счастью.
Он выделяет три добродетели:
1. умеренность (сдержанность) - это знание того, как обуздывать страсти.
2. храбрость (мужество) это знание того, как преодолевать опасности.
3. справедливость - знание того, как соблюдать человеческие и божественные законы.
Эти добродетели неизменны, вечны в обществе. Человек приобретает их из самопознания. Именно эти добродетели обеспечивают выполнение государственных и общественных функций. Поэтому демократия несостоятельна, так как такие знания и добродетели доступны только благородным людям и недоступны рабам и демосу. Сократовская проповедь добродетели носила политический характер.
Сократ наметил классификацию государственных форм, исходя из этико-политического учения. Он выделял: монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию. Монархия опирается, в отличие от тирании, на законные права, а не на насильственный захват власти. Демократия безнравственна, а поэтому неприемлема. Сократ выступал за аристократию, т.е. власть немногих лучших и нравственных людей.
Атомистическая философия, ее материалистический характер. Учение Демокрита о пустоте и атомах (логичность, наивность и гениальные догадки), о душе, о мысли. Теория "истечения". Детерминизм и фатализм в философии Демокрита. Новые представления об атомах и этические идеи Эпикура и Лукреция Кара. Атеизм Лукреция Кара.
Атомистическая школа - самая перспективная в античной философии. Основоположником считается Левкипп, но его письменных работ не сохранилось. О его идеях можно судить лишь по тому, что писал о нем его ученик Демокрит.
Демокрит (460 - 370 г.г. до н.э.) полагал, что все вещи образуются и состоят из атомов и исчезают, распадаются на них. Весь мир это бесконечное, постоянное множество атомов и пустота. Благодаря пустоте атомы могут беспрепятственно перемещаться. Атомы и вещи, образованные из них, это бытие. Пустота это ничто.
Атомы - это пространственные частицы, неделимые, мельчайшие, последние кирпичики мироздания, отсюда они бесструктурны, безкачественны и качественно неизменны и могут лишь перемещаться в пустоте, обладая постоянной способностью к этому. Они различаются лишь количественными характеристиками: размерами, формой, весом и наличием крючочков. Мысль тоже состоит из атомов, но самых маленьких, самых подвижных, кругленьких и без крючочков.
Демокрит выдвинул теорию ''истечения". Ее суть: с поверхности вещей постоянно отделяется слой атомов, который через органы чувств проникает в нас и воздействует на мышление и вызывает ощущения, которые уподобляются этому атомарному слою. Тем самым в ощущениях содержатся начальные знания, знания о поверхностных характеристиках вещей, а знание сущности вещей и их атомов, причинно-следственных связей и закономерностей мы получаем при помощи мышления.
Атомисты считали, что все в мире причинно обусловлено и происходит из закономерного. Это идеи детерминизма, но у Демокрита они были связаны с идеями фатализма, поскольку он отождествлял причинность и необходимость и не признавал случайности в мире.
Более поздние атомистыЭпикур (341-270 гг.до н.э.), Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) стали признавать возможность отклонения атомов от прямолинейного направления своего движения, этим они внесли элемент случайности в детерминизм.
Эпикур выдвинул учение о морали, согласно которому: цель жизни людей - это наслаждение, но не в вульгарном смысле, а в смысле свободы от телесных страданий и душевных тревог.
Лукреций Кар тоже придерживался идей атомизма, но с поправкой Эпикура и его этики, и к тому же он выдвинул атеистические идеи. Он считал, что религия возникла из невежества и страха людей, поэтому, чтобы от нее избавиться, необходимо познание и просвещение. По Лукрецию душа - смертна.
Философия Платона, ее объективно-идеалистический характер. Учение о двух мирах и их соотношении. Теория "вспоминания". Душа, ее части. Принадлежность людей к сословиям и строение "идеального государства". Отношение Платона к разным государственным формам.
Платон (427 - 374 гг. до н.э.) - сын родовитого афинянина, противник афинской демократии. Основатель афинской академии, которая стала центром философского идеализма. У Платона много трудов: "Законы", "Парменид", "Федон", "Апология Сократа" и др. Много работ посвящено вопросам государства. Его труды изложены в основном в виде диалогов, основным участником которых был Сократ.
Философия Платона восприняла сократовский метод и Платон дальше развил диалектику. Философия Платона охватывает решение широкого круга вопросов: бытия, его происхождения, искусства, души, познания, воспитания, общества, идеального государства и др.
Согласно Платону существует два мира: мир чувственных, временных вещей, возникающих и исчезающих и мир вечных, бестелесных, нечувственных, умопостигаемых сущностей, которые он называет идеями. Причем первый мир произведен от второго (объективный идеализм).
Каждому классу вещей в первом мире соответствуют идеи второго мира. Они являются образами вещей и вместе с тем, их сущностями. Идеи вечны, неизменны и постоянно находятся в своем мире, но периодически переселяются в мир костной, инертной материи, и как бы одеваясь материальными оболочками, дают начало материальным вещам. Когда они отделяются от оболочки и переселяются в свой мир, вещи исчезают.
Души людей - это своеобразные идеи, они тоже находятся в мире идей и созерцают другие идеи. Когда душа переселяется в мир вещей и попадает в тело, она все забывает. Когда вещи воздействуют на тело, на органы чувств, а точнее сущность, вещи через материальную оболочку свою и через органы чувств человека воздействует на душу, она как бы дает душе толчок к воспоминанию. Эта точка зрения именуется теорией вспоминания. Обучение сводится к понуждению души к вспоминанию того, что ей известно. Бытие включает в себя различные пары противоположностей.
Душа состоит из трех частей:
1. разум (высшая часть);
2. воля и благородные желания;
3. влечения и чувственность.
В зависимости от того, какая из этих частей возобладает в человеке, он ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на низменное и дурное. Поскольку человек не может приблизиться к совершенству, то в обществе должны существовать государство и законы.
Государство основывается на праве и обязанностях между различными разрядами свободных граждан. Каждый из таких разрядов должен приносить пользу обществу, выполнять свои обязанности. Эти разряды соответствуют частям души: разуму соответствуют философы - правители (мудрецы); второй части души - войны, воспитанные в строгой дисциплине для защиты от иноземцев и народных восстаний; третьей части души соответствуют остальные свободные граждане. Каждый из них выполняет свое дело, не вмешиваясь в дела других, и, за редким исключением, не может перейти из одного разряда в другой.
Поскольку частная собственность и семья являются источниками противоположных интересов и подрывают единство общества, то в '"идеальном государстве" у правителей и воинов не может быть собственности, семей, жен, детей. Они должны находиться на полном государственном обеспечении. Воспитание детей осуществляет государство.
Платон классифицирует известные тогда формы государства, деля их на приемлемые и неприемлемые. Среди первых на первом месте находится "идеальное государство", которому более всего подходит аристократическая республика, ко вторым он относит тимократию (власть нескольких лиц, основанная на военной касте); олигархию (власть нескольких лиц, опирающаяся на богатство, ростовщичество и торговлю); демократию, как власть толпы; тиранию, как диктатуру против аристократии. К трем добродетелям Платон добавляет четвертую - справедливость, как надсословную, державную добродетель.
Философия Аристотеля. Классификация наук. Учение о природе, материи, форме, энтелехии. Классификация видов движения. Учение о категориях. Учение о душе и теле, ступенях природы, ступенях познания. Аристотель, как основоположник формальной логики. Социальные идеи Аристотеля. Оправдание рабства. Учение об "идеальном государстве" и формах государства.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) - ученик Платона. Его труды охватывают все области знаний того периода. К тому же эти отрасли знаний он стремился привести в систему. Главные труды: "Аналитика", ''Метафизика", ''Категории", "О душе", и др. Для Аристотеля характерны значительные колебания между материализмом и идеализмом.
Он критикует теорию идей Платона, а сам признает существование чистых форм и инертной материи.
Аристотель делит науки на: теоретические (философия, математика, физика); фактические (этика) и творческие (науки о достижении прекрасного и полезного). Природа объективна и независима от нашего сознания и воли.
Предметом исследования Аристотель сделал основные роды бытия и категории, которые их выражают. Он специально исследовал десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, время, действие, место и др., исследовал их соотношения между собой, стремясь привести их в систему, доказывая, что центром этой системы должна быть категория сущности.
Бог - это первичная, творческая сила, это разум, мыслящий сам себя; природа это бесконечная совокупность вещей; материя - это материал, из которого образованы вещи. Материя вечна, несотворима и неуничтожаема, но является пассивной, инертной,неопределенной и представляет собой лишь возможность конкретных вещей. Вещи образуются при соединении материи и формы. Это соединение происходит благодаря энтелехии, под которой он понимает цель, находящуюся в бытии в скрытом виде,а такжерезультат образования вещей. Отсюда получилось, будто в природе все осуществляется как стремление к каким-то целям (элемент телеологии).
Аристотель выделяет шесть видов движения: возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, качественное изменение, смена места нахождения.
Душа зависит от тела, но при этом является активной, когда тело умирает, оно сгнивает и рассеивается, а душа исчезает (смертна).
Аристотель выделял следующие ступени природы:
- неорганический мир;
- растения;
- животные;
- люди.
Люди отличаются от всего остального наличием разума. Познание имеет следующие ступени: ощущения, представления, опыт, искусство (сущность его в подражании), наука. Научные знания являются наиболее достоверными, логически доказуемыми и включают в себя знания закономерного, необходимого.
Аристотель - основоположник формальной логики. По Аристотелю, требования к любой науке, в том числе к логике, это требования с целью, чтобы проследить отношения между понятиями, которые бы соответствовали отношениям между предметами. Он подробно разработал учение о дедуктивных умозаключениях и, прежде всего о силлогизмах, их правилах, фигурах и модусах.
Центральным принципом этики Аристотеля является принцип умеренности, разумности. По Аристотелю, человек это общественное существо, он оправдывал рабство. Человек это единство тела и души, у свободного человека на первом месте - душа, а у раба - тело, отсюда рабство естественно и вечно.
Основой общественных потрясений является имущественное неравенство, хотя какую-то роль могут играть зависть, интригичестолюбие, оскорбление и т.д. Отсюда вытекает его теория "идеального государства": оно должно быть основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов, но общество должно состоять из людей, владеющих собственностью средней величины. Воспитание молодежи должно принадлежать государству. Лучшие формы государственного управления - это монархия, аристократия и умеренная демократия. Наихудшая форма - это тирания и олигархия.