Наука — важнейший элемент культуры
В различных сферах человеческой деятельности и культуры большое влияние на развитие науки оказал промышленный переворот, промышленная революция второй половины XVIII — первой половины XIX столетия. Она явилась результатом предшествующей научной революции, продвинувшей науку вперед.
Из этой главы вы узнаете о понятии науки, ее функциях, истории развития и ее роли в совершенствовании человеческого общества.
Понятие и функции науки. В числе различных видов человеческой деятельности особую сферу составляет наука, которая является формой общественного сознания. Ее основная функция — познавательная — состоит в том, чтобы вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Наука включает деятельность по получению нового знания, а также накоплению научных знаний, приобретенных прежде. Другие функции науки — хранение и распространение знаний. Полученные в предшествующие эпохи и новые знания и образуют в совокупности научную картину мира.
По определению, данному в Философском энциклопедическом словаре, под научной картиной мира понимается целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов.
В отличие от научной, может быть вненаучная или донаучная картина мира. Научная картина формируется на основе достижений отдельных наук, например, физики, астрономии, биологии, философии и др. Может формироваться и общенаучная картина мира. В этом случае определяющим элементом для представления картины мира будет та область познания, которая занимает лидирующее положение. Так, в эпоху античности в астрономии господствовала геоцентрическая система Аристотеля—Птолемея, признающая центральное положение во Вселенной Земли. В эпоху Средневековья возникла гелиоцентрическая система Коперника, признающая центральное положение во Вселенной Солнца. Современная наука признает существование во Вселенной (Метагалактике) миллиардов галактик — гигантских звездных систем, подобных нашей Солнечной системе.
В современном естественнонаучном познании лидирующее положение занимает физическая картина мира. После научной революции XVII в. вплоть до конца XIX в. физическая картина мира, о чем мы будем говорить далее, строилась на базе классической механики: Современная физическая картина мира в конце XIX в. строится на основе квантовой механики, а также теории относительности. Непосредственные цели науки состоят в описании и предугадывании, прогнозировании процессов и явлений окружающего мира. В широком понимании наука — теоретическое отражение действительности.
Являясь одной из сфер человеческой деятельности, наука — способ освоения мира. Но это специфическая, особая форма деятельности и отличается от других видов деятельности как в сфере материального производства, так и духовной сфере.
Так, материальное производство невозможно без использования знаний, но они применяются в данном случае в качестве идеальных средств, тогда как для науки получение знаний — главная и непосредственная цель. Итогом научной цели может быть теоретическое описание или схема технологического процесса, или сводка экспериментальных данных, или получение формулы химического препарата и т.п. Если результатом материального производства является то или иное вещественное изделие, то результат научной деятельности — это приращение знаний. В то же время научные знания и их обогащение в процессе общественного развития воздействуют, революционизируют все другие виды человеческой деятельности, в том числе материальное производство.
Познавательные функции науки тесно связаны с воспитательной. Она включает формирование определенной ценностной ориентации и нравственных качеств. Для науки как системы знаний высшей ценностью является достижение истины, а истина в морально-этическим плане нейтральна. Поэтому нравственные оценки не могут быть применимы к самой истине, они могут относиться только к способу, методу получения знаний (был ли исследователь честен, справедлив, самостоятелен, мужественен) или к деятельности по применению результатов исследования. Здесь возникает проблема соотношения науки и нравственности, суждение о которой можно вынести в зависимости от целей применения открытий. Ученый должен нести моральную ответственность за социальные последствия антигуманистического применения его открытия.
Своеобразие науки как особой сферы человеческой деятельности можно показать ее сопоставлением с другими видами деятельности. Так, сравнивая науку и искусство, мы видим, что научное творчество отличается от художественного. Если искусство направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира, то в науке содержание знания объективно, и чем выше степень объективности, тем лучше наука выполняет свою познавательную функцию. В науке любое знание выступает как обезличенное, максимально обобщенное. Для искусства характерно "мышление в образах", для науки — "мышление в понятиях". Различно воздействие науки и искусства на человека. Если искусство затрагивает чувственно-образную сторону творческой способности человека, то наука — интеллектуально-понятийную.
Если сравнить науку и религию, то обнаруживается, что в основе религии лежит вера в сверхъестественные начала. Она обращается к сверхразумным доводам, опирается на душевные откровения. Наука изучает окружающий мир, исходя из него самого, аргументируя и практически подтверждая получаемые ею знания.
Наука входит в более широкое понятие культуры, которая подразделяется на духовную и материальную.
Материальная культура — это средства производства, жилища, предметы домашнего быта, одежда, средства транспорта и связи и т. д. всё то, что является результатом производственной, материальной деятельности человека.
Духовная культура — это познание, нравственность и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, то есть сферу сознания, сферу духовного производства»
Наука — элемент культуры, одна из ее подсистем. Без науки культура не может успешно осуществлять свои основные функции. Понятия "наука" и "культура" не тождественны. " Культура" шире. Наука не учитывает всей сферы материальности культуры и такие сферы духовной культуры (области), как искусство, нравственные теории и взгляды.
Наука — феномен культуры. Она обогащает человека, его духовный мир и тем самым способствует его развитию. Наука вырабатывает соответствующий механизм передачи знаний новым поколениям. В то же время наука, ее познавательная деятельность находятся в зависимости от условий социально-экономического состояния общества, в том числе от его культуры. Культура в каждую конкретную историческую эпоху создает общий способ видения действительности. Наука возникает только на определенном уровне социально-экономического развития общества, когда зарождается потребность в научных знаниях, и на соответствующем уровне развития культуры, которая формирует благоприятную атмосферу для возникновения и развития научных знаний. Это значит, что наука рождается в недрах определенной культуры. Поэтому к развитию науки надо подходить исторически.
Основные этапы развития науки. В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль как бы руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.
Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.
Соответствующие условия раньше всего сложились в Древней Греции, где первые теоретические системы возникли в VI в. до н.э. Такие мыслители, как Фалес и Демокрит уже объясняли действительность через естественные начала в противовес мифологии. Древнегреческий ученый Аристотель первым описал закономерности природы, общества и мышления, выдвигая на передний план объективность знания, логичность, убедительность. В момент познания была введена система абстрактных понятий, закладывались основы доказательного способа изложения материала; начали обособляться отдельные отрасли знания: геометрия (Евклид), механика (Архимед), астрономия (Птолемей).
Ряд областей знания был обогащен в эпоху Средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии: Ибн Сина, или Авиценна (980—1037). Ибн Рушд (1126—1198), Бируни (973—1048). В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая философская наука — схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология. Алхимия способствовала созданию базы для науки в современном смысле слова, поскольку опиралась на опытное изучение природных веществ и соединений и подготовила почву для становления химии. Астрология связана была с наблюдением за небесными светилами, что также развивало опытную базу для будущей астрономии.
Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI — XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI — XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как Г. Галилей (1564 — 1642), И. Кеплер (1571 — 1630), У. Гарвей (1578, — 1657), Р. Декарт (1596 — 1650), X. Гюйгенс (1629 — 1695), И. Ньютон (1643 — 1727) и др.
Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, знания законов механики, точных приборов для астрономических наблюдений.
Научная революция прошла несколько этапов и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н. Коперником и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Я. Коперник (1473— 1543) опубликовал книгу «О вращении небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом, чем был нанесен удар по антропоцентризму и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута геоцентрическая система Птолемея.
Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения; огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической
системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры; необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, невидимых невооруженным взглядом. Галилей одержал успехи в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.
Один из величайших ученых в истории человечества — англичанин Исаак Ньютон. Он написал огромное количество научных трудов (подробнее о научной революции XVII в. см.: Кирсанов B.C. Научная революция XVII в. — М.: Наука, 1987; Кириллин ВЛ. Страницы истории науки и техники. — М.: Наука, 1986).
Антропоцентризм — учение, видящее в человеке центральную и высшую цель мироздания. С его именем связаны важнейшие этапы в развитии оптики, астрономии, математики. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Ему принадлежат такие открытия в области механики, как понятия силы, энерции, формулировка трех законов механики; в области оптики — открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики — алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисление.
В XVIII в. революционные открытия были совершены в астрономии И. Кантом (1724—1804) и П. Лапласом (1749—1827), а также в химии — ее начало связано с именем А.Л. Лавуазье (1743—1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711 — 1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.
B XIX в. в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.
Опора науки Нового времени на эксперимент, развитие механики заложила фундамент для установления связи науки с производством. В то же время к началу XIX в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамках механистического объяснения природы и общества. Потребовался новый виток научных знаний и более глубокий и широкий синтез, объединяющий результаты отдельных наук. В этот исторический период науку прославили Р. Майер (1814—1878), Дж. Джоуль (1818—1889), Г. Гельмгольц (1821—1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном (1810—1882) и М. Шлейденом клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809—1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознание. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым (1834—1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.
Таким образом, к рубежу XIX — XX вв. произошли крупные изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису (4). Этому способствовали, помимо названных выше, открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки. Она связана прежде всего с именами М. Планка (1858 — 1947) и А. Эйнштейна (1879—1955). Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. Успехи физики оказали влияние на химию. Квантовая теория, объяснив природу химических связей, открыла перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества; началось проникновение в механизм наследственности, получила развитие генетика, сформировалась хромосомная теория.
К середине XX в. на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология, где совершены такие фундаментальные открытия, как установление молекулярной структуры ДНК Ф. Криком (род. 1916) и Дж. Уотсоном (род. 1928), открытие генетического кода.
Наука в настоящее время — это чрезвычайно сложное общественное явление, имеющее многосторонние связи с миром. Ее рассматривают с четырех сторон (как и любое другое общественное явление — политику, мораль, право, искусство, религию): 1) с теоретической, где наука — система знаний, форма общественного сознания; 2) с точки зрения общественного разделения труда, где наука — форма деятельности, связанная системой отношений между учеными и научными учреждениями; 3) с точки зрения социального института; 4) с точки зрения практического применения выводов науки со стороны общества. В настоящее время научные дисциплины принято подразделять на три большие группы: естественные, общественные и технические. Отрасли науки различаются по своим предметам и методам. В то же время резкой грани между ними нет и ряд научных дисциплин занимает промежуточное междисциплинарное положение, например, биотехнология, радиогеология.
Науки подразделяют на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки заняты познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в "чистом виде", поэтому фундаментальные науки иногда называют чистыми науками.
Цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.
Создание теоретического задела для прикладных наук обусловливает, как правило, опережающее развитие фундаментальных наук по сравнению с прикладными. В современном обществе, в развитых индустриальных странах ведущее место принадлежит именно теоретическим.
В цикле "фундаментальные исследования — разработки — внедрение" — установка на сокращение сроков движения.
Связь науки с производством. Наука органически связана с производством, однако эта связь укреплялась постепенно.
В эпоху Средневековья материальное производство эволюционировало за счет накопления эмпирического опыта, секретов ремесла, собирания рецептов. В научно-теоретических знаниях о природе прогресс шел медленно, испытывая давление теологии и схоластики. В это время наука не оказывала постоянного и существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были относительно самостоятельными направлениями человеческой деятельности.
После великих географических открытий наука постепенно порывает со схоластикой и все более обращается к практике. Три великих изобретения: компас, порох, книгопечатание — положили начало сближению научной и технической деятельности. Потребности практики побуждали к теоретическому исследованию различных механических процессов, сближение науки и производства в мануфактурный период капитализма становится более прочным. Однако, несмотря на научную революцию XVII в., наука в XVIII в. имела репутацию "служанки производства". Открытия Э. Торричелли, Р.А. Реомюра, Д. Бернулли, Э. Мариотта, Ж.Л. д' Аламбера, Г. Дэви, Л. Эйлера во многом способствовали этому.
С промышленного переворота, сменившего мануфактуру на фабрики и заводы в конце XVIII — начале XIX вв., начинается постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Предшествующее научно-техническое творчество математиков, механиков, физиков, изобретателей-умельцев подготовило почву для создания машинного производства. Изобретение Дж. Уаттом (1736— 1819) паровой машины (1784) явилось результатом не только конструкторско-технической деятельности, но "плодом науки". С этого периода средством труда становится машина, которая открыла неограниченные возможности для технологического применения науки. Наука и техника все более стимулируют друг друга.
В конце XIX—начале XX вв. связь науки с производством приобрела более прочный и систематический характер; устанавливается тесная взаимосвязь науки с техникой, обусловливающая постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
Структура науки
Мы определили науку как систему по выработке объективного понимания. Однако научное исследование осуществляется конкретными людьми со своим видением мира, особенностями психики, жизненными обстоятельствами. Все это противоречит установке на добывание объективного знания. Кроме того, исследователь принадлежит конкретной эпохе, конкретной культуре, что в свою очередь накладывает свой отпечаток на познавательный процесс, ибо каждая эпоха ставит свои задачи перед наукой, представляет определенный набор средств познания (методов и инструментов), определяемый уровнем развития данного общества, наконец, задает вполне определенное видение мира, его строения, понимания основ его существования. Это социокультурные факты, которые также вступают в противоречие с главной установкой научного познания на получение объективного знания. Как же в практике научного исследования разрешается данное противоречие? Вот первая проблема, которую следует раскрыть, анализируя структуру науки. Ее можно сформулировать иначе: есть ли внутри самой науки средства, с помощью которых можно было бы до минимума снизить влияние субъективных и социокультурных факторов, мешающих получению объективных знаний о мире?
Другая проблема, не менее важная для понимания существа феномена науки, сводится к следующему. Начинается ли исследование с "пустого места", достаточно одного желания человека изучать окружающий мир или же научное исследование, деятельность ученого требует его включения в какие-то культурные и интеллектуальные структуры, а результат исследования в значительной мере определен обстоятельствами предыдущего развития науки, а не только разрешающими способностями индивидуального интеллекта?
Решение поставленных проблем возможно на пути использования результатов науковедческих исследований последних 30 лет, активно проводившихся как в нашей стране, так и за рубежом, прежде всего в США ("Бостонская школа науковедческих исследований"). Это относится, прежде всего, к ключевым понятиям, с помощью которых можно структурировать процессы, происходящие в науке: рациональность, основания науки, парадигма, научно-исследовательская программа и проч.
Всякое научное исследование принадлежит конкретной исторической эпохе и конкретной культуре. Культуры несоизмеримы друг с другом, самодостаточны, обладают своими законами развития, которые не могут быть универсальными. Для обозначения духовных оснований культур, оснований, которые обусловливают логику их существования и восприятия мира в рамках данной культуры, используется понятие рациональности. Внутри каждой культуры можно выделить специфические формы человеческой деятельности, которые, с одной стороны, определяются ценностями всей культуры в целом, с другой - имеют свой набор ценностей (ориентиров и регулятивов). В этой связи выделяют типы рациональности культуры, обладающие своими целями и задачами, и которых может быть несколько в рамках одной культуры. В истории культуры выделяют античный, средневековый, классический (Новое время), неклассический (с конца XIX века) типы культурной рациональности. Кроме того, выделяют научную рациональность, религиозную, магическую и другие типы рациональности. Нас будет интересовать научный тип рациональности, органично вырастающий из рациональности культуры в целом. Научная рациональность включает в себя два блока компонентов, определяющих всю совокупность научных исследований в данную эпоху. Это основания науки и парадигмы.
Основаниями науки называются необходимые условия, служащие предпосылкой всякого научного исследования. К таким основаниям обычно относят научную картину мира, идеалы и нормы научного познания, философские принципы научного познания.
Научная картина мира являет собой наиболее общие представления о мире, которые вырабатываются наукой в определенный период (например, география Птолемея, механика И. Ньютона, гелиоцентрическая система Н. Коперника). Безусловно, научная картина мира тесно связана с теми картинами мира, которые имеются в данной культуре, но отличается от них тем, что является результатом логического обоснования, опирается на некую совокупность доказательств, а не на мифологическую, религиозную или какую-либо иную традицию. Ее главная функция — обеспечить единство различных отраслей науки, системность научных исследований.
Идеалы и нормы научного познания выполняют регулятивную функцию. В них фиксируются ценности и целевые установки науки, даются ответы на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате их применения и каким способом их использовать? Есть идеалы и нормы доказательности и обоснования знания, идеалы и нормы описания и объяснения, а также идеалы и нормы построения и организации. В содержательном плане внутри идеалов и норм научного познания можно выделить уровни. Во-первых, это уровень исторически преходящих установок, свойственных науке определенной эпохи. Система этих установок (представлений о нормах объяснения, описания, доказательности, организации знания) выражает стиль мышления данной эпохи. Другой уровень - нормы, которые позволяют отличить науку от иных способов познания. Третий уровень - идеалы и нормы конкретной науки.
Философские принципы научного познания - связующее звено между научной картиной мира и идеалами и нормами научного познания. Любая новая идея, прежде чем стать постулатом научной картины мира, либо принципом научного познания, должна быть философски обоснована. Это значит, что необходимо выявить связь данной цели с предыдущим познавательным опытом, с господствующим в науке мировоззрением, вообще с философскими мировоззренческими принципами; философские идеи, кроме того, активно участвуют в построении новых научных теорий, обосновывая соответствующие им новые идеалы и нормы научного познания, внося новые компоненты в научную картину мира. Говоря о научной рациональности, можно выделить и другую ее составляющую, а именно такое идеальное образование как парадигма. Понятие парадигмы обозначает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых данным научным сообществом. Понятие изобретено американским философом Т. Куном, который считал, что парадигма — это то, что объединяет членов данного научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих данную парадигму. Парадигма находит свое выражение в учебных или в классических трудах ученых, на многие годы определяет круг научных проблем и методы их решения в той или иной области науки. Это и некий образец научного исследования, и научная мода, и основа для складывания круга единомышленников, и ведущий интерес в данной науке. В свое время парадигмы в различных науках задавались динамикой Аристотеля, историей Геродота, дидактикой Я. Каминского, физиологией И. Павлова и т. д. То есть это дисциплинарная матрица, учитывающая, во-первых, принадлежность ученых к определенной дисциплине и, во-вторых, систему правил их научной деятельности. Наличие парадигмы свидетельствует о зрелости науки. Когда происходит смена парадигмы, то ее называют (по Т. Куну) научной революцией.
В парадигму входят и различного рода императивы и максимы: "Подвергай все сомнению" и "Познавай истину" в античности, "Дерзай, но не дерзи авторитету" в средние века, "Преодолевай идолов в своем сознании" в Новое время. Кроме того, для описания объектов и познавательных процедур используется особый язык. Наличие специального языка всегда необходимое условие научного исследования. Язык науки развивается по мере освоения новых объектов действительности, выработки новых принципов и методов научного познания.
В парадигму входят также и критерии научности знания — некая совокупность признаков, позволяющих отличить научные знания от мифа, идеологии, религии и иных систем знания. Критерии, другими словами, отражают некие свойства, характерные для научных знаний данной эпохи. Таких критериев на сегодняшний день насчитывается около 30: экспериментальная проверка, системное изложение материала, логичность, предметность, проблемность, верифицируемость и фальсифицируемость теории, критерии красоты и стройности теории и т. д. В парадигму включают и стандарты изложения научного знания (диалог Платона, аллегория в средние века, образное представление с привлечением математических средств в Новое время). Это может быть трактат, статья, монография, описание опыта.
Все составляющие научной парадигмы в совокупности определяют целевые и ценностные установки сознания ученого, все интеллектуальные и материальные обстоятельства его научной деятельности. На базе оснований науки данной эпохи и в рамках определенной познавательной парадигмы (которых может быть несколько) складываются научно-исследовательские программы (НИП) в терминологии И. Лакатоса; серия сменяющих друг друга теорий, объединенных определенной совокупностью базисных идей и принципов. По мнению И. Лакатоса, это основная единица развития научного знания. Сменяющиеся в рамках НИП научные теории соотносятся с эмпирическими исследованиями. В нормальной науке НИП должны опережать эмпирические исследования, задавать их направление («молодая» НИП). Если же разработка НИП запаздывает и толчком для создания научной теории служат эмпирические исследования, то это уже "старая" НИП, от которой пришло время отказаться. Очевидно, что НИП развиваются в рамках какой-либо научной парадигмы, теснейшим образом с ней связаны.
Вышесказанное позволяет выделить в рамках НИП теоретический и эмпирический уровни исследования. Эти уровни тесно связаны с чувственной и рациональной ступенями познания, о которых говорилось во втором параграфе лекции. Но это не одно и то же. Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний (данные наблюдения) всегда фиксируется в языке, в терминах и понятиях. Наблюдение, кроме того, ведется в соответствии с поставленной задачей, по определенному плану, задаваемому теорией. Теоретическое познание также нельзя считать лишь уделом рационального мышления. И здесь налицо переплетение чувственного и рационального, и не только в том смысле, что теория ищет себе подтверждение в эмпирических исследованиях, а иногда и берет начало из опыта. Теория может, кроме всего прочего, включать в себя наглядные модели, графики, формулы. Другое дело, что доминирует на том или ином уровне познания - чувственное или рациональное. Указанные уровни различаются еще по нескольким признакам: по характеру предмета исследования, по типам применяемых средств исследования, по особенностям метода исследования.
Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать один и тот же объект, но его видение и представление (репрезентация) в знании будет различным. На эмпирическом уровне изучаются явления и связи между ними, сущность объекта раскрывается через явления. Теоретическое же познание изучает сущностные связи в чистом виде, т. е. воссоздает отношения между закономерностями и, таким образом, раскрывает сущность объекта. Теоретическое и эмпирическое исследования, иными словами, имеют дело с различными срезами одной и той же действительности.
Что касается различия средств исследования, то эмпирическое исследование базируется на непосредственном взаимодействии ученого и объекта в ходе, например, наблюдения или эксперимента, или же опосредованно, через приборы, которые лишь усиливают разрешающую способность органов чувств ученого. Теоретик же не взаимодействует с изучаемым объектом, а эксперимент применяет лишь мысленно. Язык теории состоит из так называемых теоретических идеальных моделей. Это особые абстракции, в которых заключен смысл реальных объектов ("стоимость", "личность", "формация", "учебный процесс", "экономика" и т. д.)
Различаются и методы эмпирического и теоретического исследования, но о них речь пойдет в следующем параграфе.
В результате реализации НИП образуется научное знание в различных его формах: проблема, научный факт, гипотеза, теория. Научный факт - это результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений, результат осмысления, понимания, интерпретации, единство чувственного и рационального. Факты - это воспринятые человеком и зафиксированные в определенной форме те или иные стороны, моменты действительности. Важнейшей особенностью научного факта является возможность его опытной проверки. Факты составляют эмпирический базис науки. Лишь опираясь на факты, можно проникнуть в сущность исследуемого явления, открыть присущие ему необходимые свойства и связи. Специфика науки заключается в том, что она способна строить модели. Значит, у нас есть некоторое знание об объекте, но мы хотим узнать о нем еще больше. Тогда мы к уже имеющемуся знанию добавляем знания из других областей науки и делаем предположение, что получившаяся модель соответствует в какой-то мере реальному объекту. Эта гипотетическая, предполагаемая (доопытная) модель фрагмента реальности должна быть обоснована с помощью опыта. Такую модель называют гипотезой.
В науке функционирует особая форма знания - теория. Это попытка прогнозирования возможных изменений объекта, которые имеет смысл учитывать, а также объяснение механизма функционирования объекта (объяснительная теория). В науке формируются знания, не только обслуживающие сегодняшние потребности общества, но и такие, которые могут найти применение в будущем (фундаментальные знания).