Методы и процедуры научного познания
Методы научного исследования можно поделить на три большие группы. Они носят общенаучный характер, применимы во всех науках, но под определенным, присущим частной науке углом.
Общечеловеческие методы научного познания. Для того, чтобы постигнуть сущность явления, необходимо его расчленить (мысленно или практически) на составные части, а затем изучить их, выявляя устойчивые свойства и связи объекта. После этого части можно объединить и получить уже целостное представление об объекте. Это достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез.
Анализ - это расчленение целостного объекта на его составные части с целью их всестороннего изучения. Синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Анализ и синтез - наиболее распространенные методы познания, самые элементарные и простые. Другой общелогический прием - абстрагирование, суть которого — отвлечение от одних свойств объекта, чтобы познать другие свойства объекта. Результатом абстрагирования являются различного рода абстракции — понятия и категории. Если мы абстрагируем какие-то свойства нескольких объектов по принципу сходства, то тем самым создаем основу для их объединения в единый класс, т. е. осуществляем процедуру обобщения.
В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже известные знания, делать умозаключения о неизвестности. При этом мы можем либо использовать знания об отдельных фактах и прийти к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на знание общих принципов, делать заключения о частных явлениях. Эти логические операции называются индукция и дедукция. Индукция - это когда общий вывод из рассуждений строится на основе частных посылок. Дедукция - когда из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Изучив некоторые свойства объекта, мы можем прийти к выводу, что они совпадают со свойствами другого, уже хорошо изученного, объекта. Тогда появляется возможность сделать предположение о том, что и другие свойства этих объектов совпадают. Такие рассуждения называются аналогией.
На основе аналогии возможно применение метода моделирования, т. е. изучать объект путем создания и исследования его копии (т. е. модели), которая в некотором отношении замещает оригинал. Модель соответствует оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. Особенно актуально моделирование при познании социальных объектов, т. к. эксперименты в этой области не могут быть осуществлены в принципе, либо связаны с тяжелыми последствиями для людей.
Модели можно разделить на два класса - материальный и идеальный. Первый - это природные объекты, второй - идеальные образования, которые исследуются на основе законов логики. В современной науке получают распространение и компьютерные модели (как в естественных, так и гуманитарных науках). Компьютер способен моделировать реальные процессы, позволяет быстро вносить коррективы в созданную модель.
Научные методы эмпирического исследования. Важнейшим методом эмпирического исследования стало наблюдение, целенаправленное восприятие явлений. В результате мы получаем знание о внешних сторонах и свойствах изучаемых объектов. Наблюдение - это не пассивное созерцание, оно включает использование различных приборов, учитывает влияние среды, затрудняющее восприятие объекта, но главное - идет -целенаправленно, в соответствии с научной теорией, со знанием задач и целей исследования более высокого уровня.
Наблюдение всегда связано с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдения в особой знаковой форме (понятия, схемы, графики). В процессе описания объект измеряется (появляются его количественные характеристики), сравнивается с другими объектами. Наблюдение и сравнение могут осуществляться как самостоятельно, так и в связи с экспериментом. В отличие от наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в ход изучаемого процесса с целью получить о нем определенное знание. Да и объект наблюдается в эксперименте в специально создаваемых и контролируемых условиях, а значит, эксперимент всегда можно повторить. Творчество же экспериментатора проявляется в создании новых комбинаций условий проведения эксперимента. Человек, как видим, задает вопросы природе, а она дает на них ответы.
Научные методы теоретического исследования. По мере того, как человек проникает в сущность исследуемых объектов, он приближается к простым составляющим этих объектов, что позволяет использовать в исследовании математическую обработку материала. В связи с математизацией науки в ней все шире используется особый прием теоретического исследования - формализация. Суть этого приема в том, что строится абстрактно-математическая модель, которая раскрывает сущность данного явления, т. е. закон. Качественные особенности объекта пока остаются в стороне, а сам объект предстает как совокупность математических и иных формул, которыми можно оперировать по правилам логики и математики, получать новое знание. В результате возникает Теория.
Особым методом построения теории является аксиома. Сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательств - аксиом. Затем из них по определенным правилам строится система выводов. Возникает теория. Специфический способ построения теории -гипотеза, о которой речь шла в предыдущем параграфе.
Особый прием исследования применяется при построении теории о сложных исторически развивающихся объектах. Такие объекты обычно невозможно воспроизвести в опыте (история Вселенной, происхождение, возникновение человека). Но возможна ли теория таких уникальных объектов? Возможна, если использовать исторический и логический методы. В основе исторического метода построения теории лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление фактов истории объекта. На этой основе воссоздается мысленно исторический процесс. Исследователю теперь следует раскрыть его логику, его закономерности. Логический же метод выявляет ту же закономерность, но уже иным образом - он не требует рассмотрения реальной истории, ее хода, а раскрывает ее логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Дело в том, что на высших стадиях развития объекта сжато воспроизводится структура и все этапы его истории. Примером служат теории Ч.Дарвина, К. Маркса. Остается с помощью логических рассуждений выявить их последовательность и закономерности развития объекта.
В случае применения логического метода закономерности выявляются в "очищенном" виде: "зигзаги" истории как бы остаются в стороне. Исторический же метод предполагает фиксацию таких "зигзагов" и "случайностей", но не сводится к простому их описанию, а предполагает их реконструкцию, обеспечивающую понимание и объяснение исторических событий, раскрывает их внутреннюю логику.
Все описанные методы научного познания работают во взаимодействии. От специфики объекта зависит, какая именно группа методов будет использована в конкретном исследовании. Существует, кроме всего прочего, огромное количество специально-научных методов, которые, как правило, конкретизируют общенаучные. Их число постоянно увеличивается, что связано с бурным развитием техники — электронной; космической, аудио- и видеозаписывающей, которая часто замещает исследователя, выполняя роль наблюдателя или аналитика.
К научным процедурам относятся понимание и объяснение. Их можно представить как два взаимодополняющих процесса и как две основные функции научного познания.
Что такое понимание? На всех этапах познания мы сталкиваемся с ситуацией, когда имеется знание о некоем явлении, но мы его не понимаем либо в силу ограниченности этого познания, либо в силу незнания его предыстории, либо в силу того, что оно совершенно не вписывается в наши представления об окружающем мире. В этом случае мы говорим; что явление непонятно (текст, язык, картина, аргумент в споре, логика рассуждений и т. д.) Для решения подобных проблем была создана наука герменевтика (по имени греческого бога Гермеса — покровителя торговли и коммуникаций, который налаживал связи между людьми и государствами). Основателями и лидерами этой науки были В. Дильтей, П. Рикер, Х.-Г. Гадамер. Эти ученые сформулировали основную трудность понимания - чтобы понять какой-либо текст или событие, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, которые им придавали авторы, надо знать в полном объеме контекст события, надо помнить, что часто наши представления о мире не совпадают с реалиями изучаемого нами фрагмента реальности. Но, чтобы понять все смыслы и значения, необходимо понимать смысл и значение контроля, в котором произошло событие, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. И так до бесконечности. Все это получило название "герменевтический круг". Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация - истолкование смысла и значения текста или события; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение прежде единого смысла на отдельные - подсмыслы; конверсия - радикальное преобразование смысла. Следовательно, понимание в науке есть совокупность многих процедур и операций, обеспечивающих переход от одного знания к более глубокому знанию.
После того как явление стало понятным исследователю, требуется объяснить его с помощью языка, норм и правил современного ему научного исследования, привязать его к данным других наук, включить в имеющуюся научную картину мира в целом. В процессе объяснения используются уже имеющиеся знания для описания механизма функционирования интересующего нас явления. Обычно при этом используется объяснительная теория как наиболее общее знание о действительности. Переход от более общих знаний к более конкретным и составляет смысл процедуры объяснения. При этом одно и то же явление может быть объяснено по-разному, в зависимости от того, какие концепции и теории положены в основу объяснения.
Наука, таким образом, живой, постоянно меняющийся культурный феномен. С одной стороны, у науки есть свои внутренние законы функционирования, с другой, она "законное дитя" своего времени. А потому и ученый не может быть человеком, обитающим в "башне из слоновой кости", отдалившись от реалий своего времени. Наоборот, это человек со всеми достоинствами и недостатками своей эпохи. Все это приводит к очень важному выводу: настоящий ученый должен понимать, что "чистой науки", "науки ради науки" не бывает. Результаты научных исследований попадают в руки практиков - политиков, военных, врачей, педагогов. Поэтому ученый должен ощущать нравственную ответственность за результаты своего творчества, результаты, которые могут быть использованы безнравственными людьми во зло всему человечеству. Следовательно, давая характеристику феномена науки, необходимо помнить, возможно, самый главный на сегодняшний день элемент структуры науки и научного исследования - нравственное измерение, нравственные установки, господствующие в научном сообществе и в душе отдельного ученого, объединяемые общим названием "этика науки".