Библиографический список. 1. Введение в историю и философию науки / под
Основной
1. Введение в историю и философию науки / под. Ред. Проф. С.А.Лебедева: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – С. 145-348.
2. Рузавин, Георгий Иванович. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И.Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.85-128.
3.
Дополнительный
Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиция философствования, зародившись примерно в одно и то же время, в древних Китае, Индии и Древней Греции, стала, в известном смысле, доминантой культуры, её «порождающей грамматикой». Хорошей иллюстрацией может служить генезис науки и научного мышления. Наука в собственном смысле, в виде достаточно устойчивой ментальной структуры, складывается в ХУП веке в контексте философской рефлексии, характерной для данной эпохи. В философии нового времени осознаются и обосновываются основные категориальные структуры и позиции, присущие научному познанию. Соответствующим образом начинает трактоваться и предмет философии, отождествляемой с познавательной деятельностью и познавательным опытом.
Ещё одно, допустим, значимое обстоятельство, характеризующее рассматриваемую эпоху и соответственный ей тип философствования, заключается в том, что тут впервые научное знание осознаётся как ценность. Более того, и это особенно отличает эпоху Просвещения, знание становится на вершину иерархии социальных ценностей. Для сравнения заметим, что у Платона во главе царства идей стоит нравственное начало, благо само по себе, а у Фомы Аквинского истины разума (знание) ценны лишь постольку, они совпадают с истинами откровения (веры).
Логическим завершением способа рефлектирования, который свойственен эпохе Нового времени, стала кантовская философия. Показательно в этом отношении и различие, которое имеется в постановке проблемы соотношения веры и знания у Фомы Аквинского и Канта. То, что для одного – центр (вера), для другого – периферия, для Канта центр – знание, вера – периферия.
Сказанным выше представлен только один из «эпизодов» на двух с половинной тысячелетнем пути философской мысли. Пусть и очень значимый для человечества сюжет. Важно подчеркнуть, что социальное, культурное творчество, о каких бы сферах человеческого бытия речь не шла, предполагают в виде необходимой предпосылки рефлексию предельных оснований этих областей бытия, то есть философствование.
Понятно, в рамках учебного пособия невозможно представить всё громадное содержание накопленного массива философского знания. Его задача в другом - наметить основные «тропинки» для ориентации в этом материке человеческой культуры. Предельно кратко для данного учебного пособия их можно представить в форме следующих выводов:
1. Философия есть самосознание культуры, ее цель — рефлексия, т.е. осознание предельных оснований человеческого бытия. В этом главная особенность философского мышления, отличающая его, например, от научного познания.
2. Возникновение философии стало результатом и одновременно фактором сложного процесса социокультурных преобразований при переходе общества от архаики к цивилизации, приведших к утрате мифологическим сознанием господствующего положения в культуре и к появлению рациональных форм мышления.
3. Значимость обращения к истории философской мысли хорошо выражают слова известного русского философа А.Ф.Лосева: «История философии относится к числу тех областей знания, из которых должна складываться теория познания. Ведь только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы освоения мыслью действительности, методологическая культура…».
4. В средневековой философии теологическая идея выполняла ту же регулятивную функцию, какую в античной выполняла идея эстетико-космологическая, а в философии Нового времени — идея научного знания.
5. Главное завоевание философской мысли Нового времени — ввод научного мировоззрения (представления о мире как естественном, подчиняющемся объективным законам процессе, доступном методам опытной науки) в систему европейских социальных и культурных ценностей.
6. В немецкой классической философии были выработаны предпосылки и принципы понимания мышления как процесса, подчиняющегося определенным объективным (надиндивидуальным) механизмам. В гегелевской философии они получили истолкование в качестве диалектики и ее законов.
7. Общая особенность постклассической европейской философии — обращение к теме человека, отказ идентифицировать его исключительно с разумом, как это делала философия предшествующей эпохи.
8. Суть и главную направленность традиции русской философии хорошо выражают слова известного русского философа Н.А.Бердяева: «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил творец о России, что есть Россия и какова ее судьба».
9. Содержание философской антропологии представлено двумя проблемными полями. Во-первых, это вопросы ценностной идентификации человека, осознание человеком его места в мире, во-вторых, проблемы обоснования наук о человеке: психологии, социологии, истории и т.д.
10. Философия (методология) науки является сферой ее самопознания. Методологическая рефлексия отражает процессы, затрагивающие основания науки, формы и характеристики, определяющие научное знание как культурный феномен. Прогресс науки выражается не только в развитии ее специфических структур (экспериментальных и математических), но и в перестройке оснований научного знания.
ЛИТЕРАТУРА
Августин Аврелий 1992 – Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992. – 335 с.
Антология мировой философии 1970 – Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1970. – Т. 1. Ч. 1. – 576 с.
Антология мировой философии – 1970 – Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1970. – Т. 2. – 776 с.
Аристотель 1975 – Аристотель. Метафизика. Сочинения в 4-х т. – М., 1975. – Т. 1. – 550 с.
Бердяев 1990 – Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. – 1990. - №2. – С. 87-154.
Бердяев 1991 – Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991. – 316 с.
Бубер 1995 – Бубер Мартин. Два образа веры. – М., 1995. – 464 с.
Вышеславцев 1995 – Вышеславцев Б.Н. Сочинения. – М.: Раритет, 1995. – 461 с.
Гегель 1935 – Гегель. Сочинения. Т. УШ. – М., 1935.
Гегель 1975 – Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Наука логики. – М., 1975. – Т. 1. - 452 с.
Гегель 1977 – Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Философия духа. М., 1975. – Т. 3. – 457 с.
Гуревич 1994 – Гуревич П.С. Уникален ли человек? // Филос. науки. – 1994. - № 1-3. – С. 112-139.
Декарт 1989 – Декарт Р. Сочинения: в 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – 656 с.
Дидро 1986 – Сочинения в 2 т. – М.,1986. – Т.1. - 606 с.
Дюркгейм 1990 – Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. - 574 с.
Ильенков 1979 – Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. – 1979. - №№ 6-7. – С. 84-112
Камю 1990 – Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990. – 415.
Кант 1964 – Кант И. Сочинения: в 6 т. – М., 1964. Т. 3. -
Кант 1966 – Кант И Сочинения: в 6 т. – М., 1966. – Т.6.
Кант 1980 – Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980. – 709 с.
Кассирер 1993 – Кассирер Э. Техника современных политических мифов / Феномен человека: Антология. – М., 1993. – С. 108-122.
Лейбниц 1982 – Лейбниц Г.-В. Сочинения: в 4 т. – М., 1982. – Т. 1. – 636 с.
Лоренц 1992 – Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии. – 1992. - №3. – С. 5-38.
Лосев 1988 – Лосев А.Ф. Дерзания духа. – М., 1988. – 366 с.
Макиавелли 1934 – Макиавелли Н. Сочинения. – М.-Л. – 1934.
Маркс, Энгельс 1955 – Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 3. М., 1955. – 629 с.
Маркс, Энгельс 1955 – Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 3. М., 1955. – 629 с.
Маркс, Энгельс 1958 – Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13. М., 1958.ка
Маркс, Энгельс 1961 – Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21. М., 1961. – 745 с.
Мир философии 1991 – Мир философии: Книга для чтения. В 2-ч. Ч. 1. – М., 1991. – 672.
Никифоров 1989 – Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Филос. науки. – 1989. - №6.
Ницше 1997 – Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ecce Homo/ - Минск, 1997. -540 с.
Платон 1971 - Платон. Сочинения: в 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. 686 с.
Поппер 1995 – Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. - № 1. – С. 118-138.
Рассел 1959 – Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. – 869 с.
Секст Эмпирик 1975 – Секст Эмпирик Сочинения. – М., 1975. – Т. 1. 399 с.
Федотов 1990 – Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции / О России и русской философской культуре. Философия русского послеоктябрьского зарубежья. – М., 1990. – С. 403-443.
Фейербах 1955 – Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 3 т. – М., 1955 – Т.П.
Флейвелл 1967 – Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. – М., 1967. – 623 с.
Хайдеггер 1989 – Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. - №9. – С. 116-163.
Хюбнер 1996 – Хюбнер Х. Истина мифа. – М., 1996. – 448 с.
Чаадаев 1989 – Чаадаев П.Я. Сочинения. – М., 1989. – 602.
Чаттопадхьяя 1966–Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. – М., 1966. – 416 с.
Шелер 1994 – Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994. – 413 с.
Шибутани 1969 – Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. 535 с.
Эйнштейн 1967 – Эйнштейн А. Собрание научных трудов. – М., 1967. – Т. 1У. – 599 с.
Юм 1996 – Юм Д. Сочинения: в 2 т. – М., 1996. – Т. 1. 847 с.
Ясперс 1991 – Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. 528 с.
Ясперс 1993 – Ясперс К. Введение в философию // Филос. науки. – 1993. - №№4-6. – С. 48-56.