Предмет философии. Ранние формы философствования
Организационно-методические указания.
Роль и значение дисциплины в подготовке специалиста
Предмет философии занимает важное место в подготовке специалиста по программам высшего образования. Здесь рассматриваются как общетеоретические проблемы, так и мировоззренческая составляющая. Рассматривая формы общественного сознания, философия определяет основные методологические принципы научного познания. Особое значение для подготовке специалистов в области управления и юриспруденции имеют темы, связанные с такими формами общественного сознания как мораль, право, нравственность и реализация этих форм в общественной жизни и в деятельности конкретных государственных образований..
Цели изучения дисциплины.
Целью изучения дисциплины является систематизация общетеоретических знаний и мировоззренческих подходов путем рассмотрения логики развития общественных процессов в системе человек - природа - общество.
Задачи изучения дисциплины.
Ознакомление студентов с логикой развития историко-философского процесса. Рассмотрение истории как логики в классической философской традиции, а также критики классического подхода к этой проблеме в современной философской мысли.
Изучение основных принципов функционирования системы человек - природа - общество и формирования основных форм общественного сознания. Выявление значение философских категорий для исследования этой системы.
Исследование основных подходов к определению общества и перспектив общественного развития в условиях глобализации общественных процессов
Рассмотрение познания как специфической деятельности и роли науки как социального института в процессе познания.
Знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в результате изучения данной дисциплины.
Знание основных исторических философских школ. Приобретение навыка самостоятельной реконструкции философских систем на основе первоисточников. Приобретение навыка работы с сложными философскими текстами.
Аналитические навыки, связанные с возможностью категориального анализа развития системы человек - природа - общество.
Навыки связанные с возможностью методологического анализа научных концепций и парадигм и моделей общественного развития..
Основные виды учебных занят
ий. Видами учебных занятий являются лекционные и практические занятия, которые в свою очередь проводятся в форме семинаров и коллоквиумов.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины.
Базовые темы изучаются на аудиторных занятиях. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение методологически и концептуально связаны с базовыми темами. проверка работы студента по темам, вынесенным на самостоятельное изучение осуществляется на коллоквиумах.
Распределение часов по темам и видам учебных занятий
для студентов заочной формы обучения
Наименование темы | Всего | Лекции | П/з | Самост. работа |
1. Предмет философии. Ранние формы философствования | ||||
2. Философия Платона | ||||
3. Философия Аристотеля | ||||
Философия нового времени | ||||
4. Эмпиризм и рационализм в философии Нового Времени | ||||
5. Критическая и догматическая традиции в философии И.Канта | ||||
Теоретическая философия | ||||
6. Понятие бытия и мышления в классической и постклассической философии | ||||
7. Человек и общество. Закономерности общественного развития | ||||
8. Человеческое предназначение и свобода | ||||
История философии. Античная философия | ||||
9. Этическая проблематика у софистов и Сократа | ||||
10. Учение Платона об идеях | ||||
11. Учение Аристотеля | ||||
Философия нового времени | ||||
12. Рационализм и эмпиризм в философии Нового Времени | ||||
13. Философия И.Канта | ||||
Теоретическая философия | ||||
14. Учение о бытии. Закон перехода качества в количество и обратно | ||||
15. Философские категории. Закон единства и борьбы противоположностей | ||||
16Понятие научной деятельности. | ||||
17. Проблема взаимоотношения материального и идеального. Закон отрицания отрицания | ||||
Социальная философия | ||||
18. Закономерности исторического развития | ||||
19. Иррационализм и современное общество | ||||
Итого |
История философии. Античная философия
Лекция 1.
Предмет философии. Ранние формы философствования
1. Предмет философии. Его специфика. Место философии среди других форм познания.
Категории мышления и бытия, их взаимоотношение. Предмет философии как отношение мышления и бытия. Отличие философских категорий от научной терминологии. Философия как мировоззренческая наука. Теоретические и практические составляющие философского знания.
2. Ранняя натурфилософия. Общая характеристика.
Зарождение натурфилософии. Милетская школа. Понятие первоначала. Стихия как первоначало и элемент. Противоречие всеобщего и особенного как источник развития ранней философской мысли. Пифагорейская школа. Причины определения начала как числа. Предел и беспредельное в пифагорейской традиции. Огонь как первоначало в философии Гераклита. Взаимоотношение огня и логоса в гераклитовском учении.
3. Завершение натурфилософской традиции. Учение софистов о познании.
Учение Парменида о бытии. Проблема видимости и мыслимости в апориях Зенона. Философия элейской школы как критика натурфилософского способа мышления. Изменение предмета познания у софистов. Благо как единственный критерий познания. Относительность понимания блага у софистов. Характеристика Платоном учения софистов.
Лекция 2.
Философия Платона
1. Учение Сократа о благе и добродетели.
Характеристика блага и разума у Сократа. Мудрость как практическая добродетель. Разум как мера добра и зла. Относительность блага и неизменность разума. Учение о познании Сократа. Диалектика как метод познания. Искусство наведения. Этический идеал Сократа.
2.Учение Платона об идеях.
Идея как неизменный вид. Взаимоотношение идеи и единичной вещи. Стремление единичной вещи к неизменности и совершенству. Идея как цель существования вещей. Общая характеристика идеалистической философии Платона. Познание как припоминание. Практическое значение познания. Учение Платона о человеческой душе до и после смерти.
3.Учение Платона об обществе и государстве.
Этическое значение учения об идеях. Учение о справедливости Платона. Место философа в обществе. Возможность построения общества на разумных основаниях. Общая характеристика идеального политика и идеального общества у Платона.
Лекция 3.
Философия Аристотеля
1. Учение Аристотеля о сущности.
Критика теории идей Платона. Представление о сущности у различных философов. Сущность как субстрат, как форма и как материя. Сущность как единичная вещь. Суть бытия вещи и определение. Видовое отличие как существенный признак. Учение Аристотеля о возможности и действительности. Движение и его источник. Понятие ума-перводвигателя в философии Аристотеля.
2. Учение о Аристотеля о познании и о месте человека в мире.
Классификация наук. Категории возможного и действительного в гносеологии Аристотеля. Ум в возможности и действительности в познании. Понятие умопостигаемой материи в теории познания Аристотеля. Достоинство человека и познание в учении Аристотеля. Понятие раба по природе и человека-политика. Представление об идеальном обществе Аристотеля. Общее и отличное в учениях Платона и Аристотеля об обществе.
3. Общая характеристика философии эпохи эллинизма.
Этический характер учений эпохи эллинизма. Смысл жизни и учение о счастье в учении Эпикура. Натурфилософия эпикурейцев и ее связь с их этическим учением. Учение о логосе стоиков и их жизненный идеал. Скептицизм Пиррона и скептицизм поздней и средней Академии. Значение скептицизма для развития философской мысли в эпоху раннего и среднего средневековья.
Философия Нового Времени
Лекция 4.