Философские воззрения великих русских писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого

Русская философская мысль XIX века развивалась в значительной степени внутри художественной литературы, на пересечении этих двух форм духовного творчества. По выражению философа А.Ф.Лосева, художественная литература является «кладезем самобытной русской философии». В литературе глубоко затрагивались вопросы о мире и бытии человека в нём, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Особенностью русской художественной литературы является также её психологизм, повышенное внимание к духовному миру человека, поиску им себя в этом мире, смыслу его жизни и призванию.

Жизнь Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) богата внешними трагическими событиями, но ещё больше событиями внутренней, духовной биографии.

Роковым для писателя годом был 1849г. – год ареста и приговора к смертной казни за участие в собраниях тайного кружка петрашевцев. И хотя к этому времени 28-летний Ф.М.Достоевский был уже известным писателем, он десять лет провёл на каторжных работах и солдатчине, которыми была заменена смертная казнь. Для Ф.М.Достоевского это был тяжелейший удар судьбы. Вместе с тем, как для художника – страшный, но уникальный бесценный опыт, без которого не было бы, скорее всего, великих творений писателя, его гениальных романов.

На рубеже 50-60-х гг. начинается вторая, самая плодоносная полоса творчества писателя. Совершается гигантская внутренняя работа гениального художника и мыслителя, охватившая по времени последние 20 лет его жизни. В эти годы написаны его вершинные произведения, романы «Преступление и наказание». «Униженные и оскорблённые»», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Записки из мёртвого дома», «Братья Карамазовы». Действие романов писателя имеет точную прописку в пространстве и времени. Вместе с тем мир Ф.М.Достоевского: чувства и страсти, переживаемые героями, - имеет общечеловеческий, вневременной смысл. Самое сложное, самое противоречивое явление в мире – человек, за душу которого, по мысли Ф.М.Достоевского, вечно борются Бог и дьявол.



Основные положения философии Ф.М.Достоевского: - особенности: - будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции, духовность, коллективизм, соборность; - ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека должна сыграть религия, именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.
- проблема человека: - сущность человека состоит в его свободе, но свобода без нравственности приводит человека к саморазрушению. Человеку нельзя просто дать свободу – он должен самостоятельно идти к ней, освобождаясь от страстей, искушений и общепринятых авторитетов. Это тяжёлый путь, сопряжённый со страданием. Только оно приводит к искуплению и даёт полную свободу; - он выделяет два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества и путь богочеловека; - путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать всё, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. Данный путь губителен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах; - путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Ф.М.Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

Ф.М.Достоевский считал, что у России великая судьба и великое будущее. Её высшая сила – в чувстве мирового братства: не мечом, а открытым сердцем, пониманием другой души возглавить великое дело культурного объединения Европы. Это путь для страны, для народа.

Для индивида, для личности – это путь религиозно-нравственный, путь длительной любви и всепрощения.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий писатель, автор гениальных реалистических произведений, среди которых особой славой пользуются его романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Художественные творения Л.Н.Толстого, как и творения Ф.М.Достоевского, глубоко философичны. Но у Л.Н.Толстого немало и собственно философских трудов религиозно-философского, этического, эстетического, педагогического и социально-политического содержания. Его литературная деятельность длилась почти 60 лет – с 1851г. до последних дней жизни.

Эпоха Л.Н.Толстого – это и эпоха России, эпоха первых 50 лет её пореформенного развития. Именно в это время величайшая крестьянская страна делала выбор, решала свою судьбу: идти ей или не идти по пути Запада, т.е. по пути капитализма.

Л.Н.Толстой был одним из самых убеждённых и непреклонных противников буржуазного «прогресса», перенося эту критику и на такие завоевания современной цивилизации, как наука и культура. К концу жизни обострились, вплоть до открытого конфликта, отношения Л.Н.Толстого с государством и русской православной церковью, которую он рассматривал как одно из государственных учреждений самодержавной власти.

Итогом жизни Л.Н.Толстого – была созданная им религиозно-философская доктрина – толстовство.

Основные положения религиозно -философской доктрины Л.Н.Толстого: - многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;
- религия должна быть простой и доступной;
- Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
- смысл жизни – самосовершенствование;
- критикует теорию «великих личностей» как творцов истории, творцы истории - народные массы, движимые исторической необходимостью;
- главное зло на Земле – смерть и насилие;
- необходимо отказаться от насилия, как способа решения каких-либо проблем: не творить насилие и не готовиться к нему; не принимать участие в насилии других (не служить в армии, не участвовать в судах); не одобрять никакого насилия;
- в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
- государство – отживающий институт, и поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование;
- всеми необходимо возможными способами нужно подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д.

За свои взгляды на религию в 1901г. Л.Н.Толстой был отлучён от церкви (предан анафеме). Вместе с тем Л.Н.Толстой был религиозным, христианским мыслителем. Его идеалы очень близки идеалам раннего христианства. Принимая полностью нравственное учение Христа, Л.Н.Толстой не принимал богословскую догматику.

Из европейских философов на Л.Н.Толстого особенно сильное, глубокое влияние оказали Ж.-Ж.Руссо и А.Шопенгауэр.

Граф, аристократ, выходец из высших слоёв общества, Л.Н.Толстой глубоко и трагически переживал своё вынужденное отчуждение от народа, свою невольную вину перед ним. Идеалом Л.Н.Толстого было возвращение в старые добрые времена, к временам патриархального крестьянского уклада.

  1. Русские религиозные философы о двойственной природе человека.

Русская религиозная философия существует практически во всей истории русской общественной мысли, начиная с введения христианства в Киевской Руси, но её расцвет пришёлся на конец XIX – начало XX века. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический духовный уклад, а в центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В этой философии осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд социальных вопросов.

Центральной фигурой в русской религиозной философии XIX века является Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) – философ, поэт, публицист. Он родился в семье выдающегося русского историка С.М.Соловьёва. Среднее образование получил в московской гимназии, высшее – в Московском университете, сначала на естественном факультете, а затем на историко-филологическом, который окончил в 1873г., а затем в течение года учился в Московской духовной академии.

В 1874г. защитил магистерскую диссертацию и был избран профессором МГУ по кафедре философии. Летом 1875г. он уехал для научных занятий в Лондон, а потом на несколько месяцев – в Египет. Возвратившись в Россию в 1876г., вновь читает лекции в Московском университете, но в 1877г. покидает университет и поступает на службу в Учёный комитет Министерства народного просвещения.

Его основные работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов», «Философские начала цельного знания», «Чтения о богочеловечестве», «Критика отвлечённых начал», «Оправдание добра. Нравственная философия», «Теоретическая философия» и др.

В.С.Соловьёвым была заложена традиция русской философии Всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. При этом, чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христианско-соборным мыслителем, чей духовно-теоретический призыв к единению подкреплялся личной нравственной честностью и жизненным достоинством.

Основные идеи философии В.С.Соловьёва: - идея всеединства, или мировой целостности и гармонии – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.). Окружающий человека мир пронизан божественным началом и предстаёт в действительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Красоты. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос;
- идея Бога как выражения добра. Бог – это некий космический разум, организующая сила мироздания. Будучи создан своим Творцом, мир не завершён и не застыл в своём движении, он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу, - особого рода энергию, источник творческой идеи и принципа всеединства;
- идея Софии – всеобщей Божественной мудрости. Мудрость – София – и есть душа мира. Она связывает воедино Творца и его творения, природу и человечество, индивида и общество. В обществе единство всех людей существует в форме православной церкви, которая сближает людей и активно способствует становлению «царства Божьего» на земле;
- идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности. Цель истории – соединение человека с Богом и становление богочеловечества. Символ этого единения – фигура Иисуса Христа, сына божьего в образе человека;
- идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь). В истории происходит одухотворение – приобщение к божественному началу, нарастание меры любви и добра в обществе;
- идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мёртвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество. Человек свободен и бессмертен, у него высокое космическое призвание. Своей деятельностью он должен соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое гармоничное целое. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир;
- идея прогресса как всеобщей связи поколений;
- идея общественного устройства – свободная теократия как единство всемирной церкви и монархии. В ней будут реализованы идеалы добра и красоты, справедливости и мира, произойдёт соединение власти светской и духовной;
- русская идея, состоящая, по В.С.Соловьёву, из трёх идей: «Святой Руси (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и А.С.Пушкина).

Принцип всеединства – оригинальный и глубоко продуманный принцип нашей философии, обогативший сокровищницу мировой философской мысли. Как центральная фигура в российской философии В.С.Соловьёв оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, С.Франк и др.), которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление.

Философия В.С.Соловьёва нашла понимание у современников лишь в узкой интеллигентской среде. В наши дни ею интересуются в основном специалисты. В истории философского идеализма в России В.С.Соловьёв получил известность благодаря систематичности и широте своих философских построений. Без трудов В.С.Соловьёва понять последующую русскую религиозно-идеалистическую мысль невозможно.

Для второй половины XIXв. характерен бурный рост революционных настроений, религиозное мировоззрение уступило место материализму и воинствующему атеизму. Однако к началу XXв. интерес к проблемам религии, нравственности, национальных ценностей начинает возрождаться и постепенно захватывает всё более широкие слои мыслящих людей.

Некоторые философы – Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк – в своё время начавшие свой путь с увлечения марксизмом, в итоге пришли к религиозной традиции и учению В.С.Соловьёва, заложив своими трудами основы философии русского религиозного ренессанса.

Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948) - философа и публициста. В 1894г. он поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешёл на юридический. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении, за что был исключён из университета и выслан на 3 года в Вологодскую губернию. В 1904-1908гг. жил в Петербурге, с 1908г. – в Москве. В первых литературных работах примыкал к «легальному марксизму», затем стал противником учения К.Маркса. Член религиозно-философского общества в Москве, организатор Вольной академии духовной культуры в Москве в 1919г. Преподавал философию в Московском университете. После нескольких арестов в 1922г. выслан за границу. С 1924г. жил во Франции, был профессором Русской религиозно-философской академии в Париже. Основал и редактировал русский религиозно-философский журнал «Путь».

Его основные труды: «Философия свободы», «Душа России», «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», «Философия неравенства», «Философия свободного духа» и др.

Философия Н.А.Бердяева, по его словам, антропологична, будучи обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека, а себя философ часто называл «очень русским философом».

Основные положения философии Н.А.Бердяева: - понятие философии: - философия – есть учение о духе, т.е. о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте: она субъективна, а не объективна. Предмет философии – внутренний духовный мир человека. Философия должна быть только «личной» и должна начинаться с размышления над «моей» судьбой, над «я», а не с объекта;
- понятие свободы: - она абсолютна, иррациональна и не соизмерима ни с какими другими категориями. Её уникальность в том, что она добытийственна и существует как нечто, «бездна». «Бездна» - основа бытия, из неё рождается творец, который в свою очередь рождает весь мир. Бог не отвечает за зло, происходящее в мире, он всеблаг, но не всемогущ. Бог в лице Христа проявляет себя как искупитель и спаситель мира, принимающий грехи на себя;
- понятие природы человека: - свобода пронизывает всю человеческую деятельность. Природа человека активна, он способен обретать своё бессмертие путём преображения окружающего мира. Человек – носитель высоких духовных качеств – религиозных, нравственных, эстетических и др. Он – точка, в которой пересекаются два мира – земной и божественный, низший и высший. Человек – это малый бог, активный соучастник божественного миротворения, центр всего мироздания. Его душа – это божественный элемент в нём;
- понятие творчества: - оно раскрывает фундаментальное свойство человека – способность к активной созидательной деятельности в окружающем мире. Творчество проистекает из недр духовности человека, это его ответ на призыв к нему Бога. Соответственно свобода человека также исходит изнутри, от его духовности, а не даруется извне. Особое призвание человека – участвовать в процессах дальнейшего творения мира и его совершенствования. Сохранение мира от смертоносной власти времени, защита от зла – в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека, цели и содержания его деятельности;
- характеристика XX столетия: - XXв. – античеловеческая эпоха, т.к. в ней происходят «эрозия гуманизма» и «истребление духовности». В этом веке был создан огромный технический мир, и человек становится космиургом – мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность. Вещь становится ценнее человека, вытесняет высокую культуру. Вполне может наступить такой момент, когда человека уже не будет, он просто перестанет существовать в качестве человека;
  - проблема исторической судьбы России: - строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму); - Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию; - историческая миссия России – построить «Царство Божие» (т.е. общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Творчество Н.А.Бердяева ещё только начинает осваиваться в нашей стране, т.к. его труды начали издаваться в России с начала 90-х гг. XXв.

Наши рекомендации