Тема 2.1. философия античности

Основная цель: обнаружить специфику идеалистического миропонимания и сформировать представление о разнообразии антропологических концепций.

Основные задачи: Познакомиться с разновидностями идеалистических концепций классической философии Древней Греции (субъективно-идеалистической, объективно-идеалистической), сравнить их представления о бытии, познании, человеке и обществе с дуалистической и материалистической.

Познакомиться с этико-антропологическими концепциями эллинистической философии, обнаружить общее и различия в понимании целей человеческой жизни и способов самосовершенствования личности (аскетизм, скептицизм, гедонизм, эвдемонизм, атараксия пр.).

Учебные вопросы:

1. Условия и предпосылки возникновения философии в Древней Греции, ее место в историко-культурном развитии человечества.

2. Постановка и решение проблемы первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты).

3. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

4. Философия Платона и Аристотеля.

5. Эллино–римский период античной философии.

Темы докладов

1. Поиск первоосновы мира в античной философии.

2. Сократ: философ и человек.

3. Суть принципа софистов « человек есть мера всех вещей».

4. Учение Платона об « идеях.

5. Философия Аристотеля – энциклопедичекое учение.

6. Милетская школа: основание материализма.

7. Этика Древней Греции: гедонизм, кинизм, стоицизм и эпикурейство.

8. Первые университеты в истории человечества: пифагорейская школа, платоновская академия. Ликей Аристотеля. Сад Эпикура.

Литература

Основная

1. Алексеев П. В. История философии: Учебник. М.: Проспект, 2014.

2. Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 1 § 9, 15.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

3. История философии: Запад Россия Восток/под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1: Философия древности и средневековья. М., 1985.

4. Философия: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2004.

5. Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных чебных заведений. М., 2001. Гл. 1.1. Античная натурфилософия («Единое – это атомы и пустота»), гл. 1.3. Эллинистическая философия («Эпикуреизм»).

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

6. Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)

Дополнительная

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2005. Гл. III, VII.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/asmus_antichnaja/).

2. Богомолов А.С. Античная философия/А.С. Богомолов. М., 1976.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. Гл. 3.

(http://www.philosophy.ru/library/gaid/0.html)

4. Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. М., 1991. Эпикур.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/).

5. Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2003. Раздел 4. Античность. Гл. V. § 1.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/guseynov_istorija/).

6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Книга X.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/lasratskiy_0/; http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000279/index.shtml).

7. Рассел Б. История западной философии. М., 2004. Часть 1. Гл. IX.; часть 3. Гл. 27.

(http://www.philosophy.ru/library/russell/01/00.html,

http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_histzapfil/).

8. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/tit_o/).

9. Лосев А.Ф. История античной философии. В конспективном изложении/А.Ф. Лосев. М., 1989.

10. Нерсесянц В.С. Античная философия/В.С. Нерсесянц. М., 1976.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии/А.Н. Чанышев. М., 2001.

Методические указания

Общие указания

Подготовку к семинару рекомендуется начинать с доработки конспек­та лекций, а затем, с учетом имеющейся литературы, последовательно от­рабатывать учебные вопросы в соответствии с заданием.

Объем ответа, на вопрос определяет сам обучаемый. Структура от­вета на вопрос предполагает раскрытие категориальных характеристик, его содержания, выход на практику, а также краткий вывод. При необходимости в своих конспектах можно подготовить тезисы (или краткий конспект) ответов на вопросы семинара.

Продолжи­тельность ответов на вопросы задания - до 10 минут.

2) В своих конспектах сформулировать определения следующих основных понятий: атом, апейрон, апория, логос, идеи, майевтика, метафизика, стоицизм, эллинизм, ноумен, софистика, натурфилософия, эпикуреизм, первоматерия.

3) Знать ответы на контрольные вопросы (при необходимости в своих конспектах сформулировать ответы на контрольные вопросы) и подготовиться к дискуссии по вопросам для размышления (при необходимости в своих конспектах сформулировать краткие тезисы своих выступлений).

Контрольные вопросы

1. Атомизм принято считать концепцией физики. Объясните, почему атомизм является философской концепцией.

2. Что такое форма Аристотеля?

3. Почему по Аристотелю в единстве материи и формы именно форма играет ведущую роль?

4. Какие возражения выдвигал Аристотель в адрес Платона?

5. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

6. Какие добродетели Вы цените выше всего?

7. Что такое апейрон Анаксимандра?

8. Что такое Логос Гераклита?

9. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

10. Что понимали под числом пифагорейцы?

11. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

12. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

13. Какими характеристиками обладает атом Демокрита?

14. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

15. Как Платон трактует учение о душе и познании?

Вопросы для размышления

1. Как атомизм повлиял на развитие философии?

2. Как соотносятся идеи атомизма с представлениями современной физики?

3. «Нельзя жить нравственно и разумно, не живя приятно». Оцените это суждение Эпикура.

Наши рекомендации