Развитие общества как цивилизационное
1. Понятие цивилизации.
2. Типы цивилизаций в истории общества и проблемы их классификации.
3. Специфические особенности западной и восточной цивилизаций.
4. Понятие техногенной цивилизации. Феномен информационного общества.
5. Полилог культурных традиций или «столкновение цивилизаций».
1. Цивилизация – общество, следующее за варварством.
2. Цивилизация – синоним культуры.
3. Цивилизация – ступень развития какого-то региона.
Цивилизация – такой период развития человеческого общества, связанный с утопией типа.
Можно выделить следующие общепризнанные черты:
1) связь с культурой;
2) социум, который противопоставляется варварству;
3) неповторимость, уникальность данной цивилизации.
Цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых общими традициями и духовными ценностями, сходство экономической и политической жизни, образом жизни, менталитетом, этническими и географическими признаками.
Данилевский, Кателим Сорокин. 1871 год Данилевский написал книгу «Россия и Европа». Шпендлер «Закат вропы».
Восточная, античная, средневековая, эпоха возрождения, современная.
НА современном этапе:
1. Западная.
2. Восточно-европейская.
3. Арабская.
4 Индийская.
5. Китайская.
6. Японская.
7. Латино-американская.
8. Африканская.
Отличия философий.
Восточная | Западная | |
Традиционализм | Антитрадиционализм | |
Приоритет государственного над личном. | Приоритет личного над государственным | |
Тоталитарные формы управления | Демократические формы управления | |
Иррационализм | Рационализм | |
Государственно регулирования экономики | Свободное предпринимательство | |
Религиозные, социальные ограничения свободы личности | Свобода личности (с чем связан индивидуализм) |
Основные черты информационного общества:
1) определяются роль и высокий уровень технологий;
2) доминирующая роль сфере услуг;
3) изменение характера труда;
4) особые требования к работнику.
2 принципа:
1) максимум производительности;
2) если что-то технически возможно, то оно обязательно осуществляется.
3 уровня риска:
1) нормальный;
2) повышенный;
3) чрезмерный.
Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. После 1917 года конфликт идеологий.
Причины столкновений цивилизаций:
1) расхожесть по языку, обычаям и так далее;
2) рост самосознания;
3) усиление экономического регионализма.
Полилог – разновидность диалогической речи.
Характерно речевое лидерство одного из участников, ситуативность, спонтанность, нелинейность речи.
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, духовной интеграции и унификации.
Одним из результатов является создание единой экономики, а с другой разрушения национального суверенитета.
Философия культуры
1. Понятие культуры. Основные парадигмы её философского анализа.
2. Структура культуры и её основные функции. Закономерности в развитии культуры.
3. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусства, религия как форма духовной жизни.
4. Проблема единства многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.
Гердер: «Культура – развитие способностей ума». Гегель относил к искусству, религии и морали.
Основные черты классического понимания культуры:
1. Рационализм.
2. Освобождение человека от природы.
3. Светская культура.
4. Историзм как черта классического понимания.
5. Отдельного человека.
З. Фрейд:
1) полезность;
2) аккуратности, красота, порядок;
3) уважение к высшим интеллектуальным ценностям.
Подходы:
1. Аксиологический или ценностный подход.
С этой точки зрения есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и использования для блага человечества.
2. Деятельностный.
Культура определяется через многообразные виды человеческой деятельности.
Культура – специфический способ организации жизнедеятельности, представленный в виде человеческой деятельности.
3. Семиотический.
Семиотика – наука о знаках и символах.
Фрейд: «Культура – какая-то там что-то энергия либидо».
Материальное производство и система труда – 1 основание создания культуры.
1. Взаимоотношение между новациями и традициями.
2. Преемственность.
3. Диалог культуры.
Основные формы культурной динамики:
1) культурогенез – формирование новых на основе старых традиционных;
2) трансляция – передача культуры другим поколениям;
3) диффузия;
4) трансформация.
Структура культуры:
1) искусственная среда обитания человека;
2) информация;
3) трансформированные сообщества;
Функции:
1) преобразовательная;
2) познавательная.
Материальная культура представляет из себя достижения, связанные с практической деятельностью людей. Материальная и духовная культура не изолированы. Духовная культура развивается из уровня материальной культуры общества. Духовная культура объективируется в моральной культуре. Современная культура по своему назначению делится на элитарную и массовую.
Элитарная культура – сфера творчества, связана с профессиональным производством культурных явлений, приобретающих вследствие статус культурных канонов.
Обладает чертами:
1) высокий профессионализм;
2) высокая степень закрытости.
Предпосылки современной культуры:
1) СМИ;
2) индустриально-коммерческое производство культуры;
3) превращение культуры в сферу организованного бизнеса;
Основные признаки:
1) примитивность;
2) развлекательность;
3) ориентированность на подсознание.
Мораль возникает с возникновением общества как регулятор поведения людей.
Нравственность поступка оценивается по результату.
Мораль:
1) полезность;
2) гедонизм;
3) денежное сумасшествие.
Мораль или нравственное сознание – совокупность норм и принципов, в соответствии с которыми регулируется деятельность людей в обществе.
Нравственное сознание включается в себя:
1) нравственные ценности;
2) нравственные идеалы;
3) нравственные чувства;
4) нравственные понятия или категории.
Религия – форма духовной жизни, связанная с раздвоение мира на естественный и сверхъестественный.
Главный признак религиозного сознания – вера в сверхъестественное.
Сверхъестественное – то, что наука не может познать.
Стёпин – Философия. Минск, 2006.
Философия науки
Наука – специализированная деятельность человека по выработке обоснованию использованию знаний с целью их эффективного использования.
Наука – знания, достигшие оптимальности по критериям бла-бла-бла.
3 аспекта:
1) система знаний об мире;
2) наука – особый вид деятельности по получению и обоснованию этих знаний;
3) наука – социальный институт.
1. Философия науки – весь объём знаний о науке и научных исследованиях.
В широком смысле наука включает в себя её место в системе культуры, её специфические особенности её уровни и так далее.
В узком смысле философия науки – способ постижения мира.
Это особое философское направление.
Формы осмысления научного познания:
1. Проблема познаваемости мира.
2. Структура или основные уровня познания.
3. Отношения объекта и субъекта в процессе познания.
4. Проблема истинности знания.
Гносеологический оптимизм. Суть в уверенности в адекватном познании мира.
Агностицизм – полное или частично отрицание возможности познания.
Скептицизм – сомнение в возможности адекватного познания.
Основаны на том, то единственный источник наших знаний – ощущения.
Отношения объекта и субъекта. Точки зрения.
1. Созерцательный материализм.
Позиция здравого смысла, обыденного познания.
2. Идеалистический эмпиризм.
Беркли: «Существовать – быть воспринимаемым».
3. Позиция Канта.
По мнению Канта, человек предписывает законы природе.
4. Марксистская философия.
Между объектом и субъектом деятельное отношение. Познание – единство опредмечивания и разпредмечивания сущностных сил человека.
Классические концепции рассматривают объект и субъект как самостоятельные внешние сущности.
Неклассическая исходит из того, что для человека объект и субъект не существуют взаимно, а в единстве, имеют внутренний характер.
Выделяются 2 основных уровня познания:
1. Чувственное.
Познание при помощи органов чувств.
1) ощущение;
2) восприятие;
3) представление.
Даёт всю информацию о внешнем мире. Устанавливает связь с внешним миром.
2. Рациональное.
Представляет из себя высшую форму психической активности, которая состоит в обобщённом отражении действительности. Способность прогнозировать, творчества.
К иррациональному относятся чувства.
В классической философии преобладает корреспондентская концепция Истина понимается как знание, соответствующее объекту.
Относительность – неполнота, ограниченность знаний на каждом конкретном этапе.
Абсолютное знание представляет из себя полное исчерпывающее знание об объекте.
Абсолютное знание – совокупность относительных истин.
Главное противоречие процесса познания – стремление к абсолютному, то есть исчерпывающему знанию объекта, и неполнота относительности знаний на каждом конкретном этапе развития науки.
Ложное знание – сознательное извращение, сокрытие истины.
Когерентная концепция (лат. находящийся в знании).
Семантическая концепция. Семантика представляет из себя такой раздел лингвистики, который изучает смысловое знание понятий. Тарский: «Любая формулировка истины должна требованиям: 1) противоречивой; 2) должна соответствовать элементам действительности».
Поппер: Принцип фальсификации теории. «Теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержать возможности опровержения».
Плюрализм (множественность истины).
3 вида познания:
1. Донаучное.
Религия, мифология.
2. Научное.
3. Вне научное (псевдонаука).
Антинаука, лженаука.
Специфические признаки научного познания.
1. Предметность и объективность.
2. Практическая направленность.
3. Обоснованность, аргументированность.
4. Системный характер научного знания.
5. Прогнозирование.
6. Особые средства научного познания.
7. Определённые ценностные ориентации науки.
Основные функции науки:
1. Культурно-мировоззренческая.
Суть в том, что наука направлена на развитии мировоззрения человека.
2. Производственная.
3. Социально-преобразующая функция науки.
Наука в античности
1. Начало. Протонаука. Становлении науки в античный период.
2. Становление дисциплинарно-организованной науки в новое время.
3. Понятие и основные типы научной рациональности.
4. Социокультурные и методологические предпосылки науки в современном обществе.
5. Феномен паронауки, изотеризм и девиантная наука.
Условия.
1. Недостаточное религии и мифологии.
2. Необходимость рационального знания.
3. Практическая потребность.
Система знаний в Египте находилась под толщей мистических символов.
Был открыт закон причинности: «Ни одна вещь не происходит просто так».