Начальный период схоластики
Схоластическая философия переняла от патристики ряд неразрешенных проблем, имеющих принципиальное значение для средневековой мысли. Прежде всего, это проблема "двух истин", которая решалась "Отцами Церкви" однозначно в пользу "истин веры". Центральное же место в схоластике занимает вопрос о природе универсалий (общих понятий), аккумулирующий в себе большинство философских проблем.
Вопрос об отношениях Бога и мира решается в рамках теологической догматики. Основные представители: Иоан Скот Эригена, Ансельм Кентерберийский, Росцелин, Пьер Абеляр, философы Шартрской школы.
Период расцвета схоластики
Главное содержание этого периода составляет окончательное оформление учения о "двух истинах". Доминирует аристотелизм в философии. Наиболее известные представители: Альберт Великий и Фома Аквинский.
Центральная фигура схоластической философии, систематизатор религиозной ортодоксии. Основатель философского течения, названного позднее "томизмом". Аквинату принадлежит оригинальное решение проблемы двух истин" - центральной для схоластической философии. Философия и религия различаются методами достижения истины, но предмет у них один и тот же. Не все догматы христианства следует доказывать, но в обязательном обосновании нуждается догмат о бытии Бога. Недоказуемые догматы - такие, как сотворение мира из ничего, первородный грех - Аквинат называет "сверхразумными". В них можно только верить. В теории познания Аквинат пытался доказать, что аристотелевский эмпиризм вполне сочетается с ортодоксальным христианским учением. Человек обладает способностью к "естественному" познанию, под которым понимается чувственное знание. Это низшая способность в иерархии познавательных способностей. Затем идет рассудок, а завершает этот ряд разум. Последний делится на "активный" и "пассивный". Активный разум способствует трансформации чувственных образов в умопостигаемые. Он обладает доопытными принципами, укоренными в него Богом. Активный разум дает возможность познать собственную душу человека и проникнуть в божественное. Истину Аквинат понимает как согласованность между разумом и вещью.
Период упадка схоластики
Для поздней схоластики наиболее характерным признаком является утверждение концепции "двух истин", усиление позиций номинализма, доминирование критического по отношению к христианскому догматизму направления. Ослабевает роль церковной организации в управлении светским обществом. Картина мира из богословской постепенно эволюционирует в сторону естественнонаучной. Наиболее известные представители: Дунс Скот, Роджер Бэкон, Вильгельм Оккам.
13 вопросВозрождение, или Ренесанс— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость).
Разносторонние запросы человеческой личности нашли выражение в гуманизме, существующем как в форме мировоззрения, так и соц-полит. движения. Гуманизм эпохи Возрождения признавал ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
В поисках идеала большинство представителей гуманистич. культуры обращаются к ценностям античной культуры, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Гуманизм и антропоцентризм возрожденческой культуры был неразрывен с антиклерикальными настроениями, получившими развитие в идеях Реформации.
Италия раньше всех др.европ.стран встала на путь буржуазного развития и возрожденческое развитие утвердилось в ее духовной жизни ранне, чем в других европейских странах, проявилось в наиболее развитой и законченной форме.
Фиолософия итал.Возрождения представляет собой не нечто неизменное и застывшее, а постоянно ищущее духовное образование. Различают следующие периоды в развитии ее идей:1) раннее Возрождение;2)период расцвета или Высокое Возрождение;3)позднее или модифицированне Возрождение
Раннее Возрождение.
Философия раннее Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Полемизируя с её представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и дух античной философии,с охраняя основные положения христианского вероучения.
Данте Алигьери, Франческо Петрарка,Джованни Боккаччо.
Итальянские гуманисты 15в. Впервые сформулировали филос. принципы антропоцентризма, сближая человека не только с природой, но и с понятием Бога. Для них не Бог, а человек, всесторонне развитый, деятельный, равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом, что нередко приводит к утверждению принципов крайнего индивидуализма.
Особенность-скептическое отношение к возможностям научного познания.