Мировоззрение и его исторические типы:мифология

Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

11. опирается на категории - предельно общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Заключение

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

Мировоззрение и его исторические типы:мифология.

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные

знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в

мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и

самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это

определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно

– эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных

неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями)

социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет

«все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является

наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой

мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она

возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество

в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие

глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,

возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные

устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось

различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным

испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое

место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении

ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид

мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о

явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме

человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований,

нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если

применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь

имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного

сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает

о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое

знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало

как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном

сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что

действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как

ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был

генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения

природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого

породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»

Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения

мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный,

безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все

возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса

произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и

могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи

и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера.

Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана,

и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы,

рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море

рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира

связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема

присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться

с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о

прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким

образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало

духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному

человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их

развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном

обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные

нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами

общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между

миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким

образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной

мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы

же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика

при разрешении мировоззренческих вопросов?

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное

мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не

дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия

апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не

«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом

разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог

– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как

откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,

за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не

оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие

образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на

Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,

что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших

ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним

жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в

земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы

оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному

критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления

тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном

обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако

было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны.

Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно

независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях

развития общества мифология и религия составляли единое целое. С

содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций,

мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются

«религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет свою

специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих

конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на

естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим

мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два

уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение

веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии

обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая

система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление

определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф

становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую

систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему,

приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-

практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой

формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов,

обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие

чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга,

справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их

присутствие со священным, сверхъестественным.

Наши рекомендации