Специфика ценностного отношения. «Логика ума» и «логика сердца»
В общепринятом понимании, логика – это наука о правильном мышлении, «искусство рассуждения». Великий математик и философ Блез Паскаль высказал мысль о том, что есть еще вторая логика, которая отличается от логики ума. Это «логика сердца», неподвластная нашему рассудку. Если логика ума требует доказательств, то логика сердца в аргументах не нуждается. Однако она не менее убедительна, чем логика ума. Часто приходится слышать: умом я понимаю, но сердцем не принимаю. Тайна логики сердца – в ценностном отношении человека к тому, что происходит в нем самом и вокруг него.
Философская дисциплина, которая специально рассматривает проблему ценностей
– аксиология. Главный вопрос аксиологии – природа ценностей. Что отличает ценностное отношение человека к действительности от познавательного отношения? Сравнение этих двух видов отношения к действительности показывает специфику ценностного отношения.
Первое отличие: по направленности. Познавательное отношение направлено на соответствие нашего знания действительности, тому, что есть на самом деле. В таком
случае мы говорим, что наши знания истинны. Вектор же ценностного отношения развернут на 180 градусов. Ценностное отношение определяет, в какой мере действительность соответствует человеческим потребностям. Речь уже не просто о констатации факта; а о предпочтении: конечно, для лечения пациента нужен правильный диагноз (познавательное отношение), но мы еще и предпочитаем, чтобы больной выздоровел.
Различие между ценностным и познавательным отношением ярко проявляется и в самой науке. Альберт Эйнштейн делил ученых по мотивации их деятельности на три типа:
1. Ученые, ориентированные на максимальные достижения в науке (ученый - спортсмен). Яркий пример – Лев Ландау. Он организовал знаменитый семинар по теоретической физике, где царила атмосфера культа гения. От участников семинара требовались доклады только на уровне гениальности.
2. Научные работники в точном смысле слова. Это люди, которые зарабатывают на жизнь научными исследованиями. Их отлича ет качественное, эффективное выполнение работы.
3. Ученые-романтики. Люди, которые не удовлетворены обыденностью жизни. В науке они видят возможность подняться над повседневностью и прикоснуться к истине, стремятся найти в ней то, что в другой сфере деятельности найти сложно.
Истина, открытая ученым, не будет зависеть от характера его мотивации, но ценность, которую имеет для него это знание, будет совершенно различна.
Во вторых, ценностное отношение отличается от познавательного по способу, ка - ким нам даны ценности.
И. Кант определил две познавательные способности человека: чувственное восприятие и способность мышления, т.е. рассудок, который позволяет вывести определенные закономерности.
Ценности даны нам посредством эмоционального переживания, говоря словами Паскаля, это «логика сердца». Мы еще не сосредоточились на внешней стороне поступка человека, еще не размышляли об этом, но уже чувствуем, что с нами поступили несправедливо.
В современной культуре нередки попытки сблизить и даже отождествить познавательное отношение и ценностное. Так, А. Маслоу пишет о «слиянии» фактического – того, что познается, и ценностного. И там, и здесь, говорит он, имеет место «система с пробелом» (понятие гештальт-психологии). Если мы видим на доске 7+7 = , то мы знаем, как должен быть заполнен пробел.
Другой пример: художники на этюдах. Художник подходит к другу и говорит, гля - дя на его незаконченную картину: «Здесь просится желтый цвет». Это тоже система с пробелом.
Третий пример – человек у супермаркета стоит с протянутой рукой. Это тоже, го-ворит Маслоу, система с пробелом, который должен быть заполнен нашим действием (по - ложить монетку).
В действительности эти примеры подтверждают скорее обратное: различие позна - вательного и ценностного отношения. Арифметическая операция сложения – это позна-ние, где результат «14» обязателен для всех. Во втором и третьем примерах перед нами ситуация ценностного выбора, где будет действовать не общеобязательная логика ума, а логика сердца.
Отсюда третье отличие: ценностное отношение открывает перед личностью про - странство свободы. Это сфера выбора, где мы можем отдать предпочтение той или иной ценности. Ценностный выбор ориентируется на ценности, но не детерминирован ими.
Образно говоря, ценности – это компас, по которому капитан корабля определяет направ - ление, но куда повернуть руль, решает его воля. Маслоу несколько увлекся, на самом деле он хотел показать нечто другое. Он ввел понятие самоактуализированной личности, в ко - торой нет конфликта между фактом, с одной стороны, и желаниями, ценностями человека
– с другой.
В философии существует ряд теоретических позиций о природе ценностей.
1. Натурализм. С позиций натурализма, ценность предмета определяется его естественными, натуральными свойствами. Тогда ценность здоровья определяется состоянием организма человека, когда его пульс, температура, давление в норме. Но оправдан ли знак равенства между здоровьем – и физиологической нормой?
2. Эмотивизм (от английского emotive – эмоциональный). Ценность предмета определяется эмоциями, которые этот предмет вызывает. Но тогда ценность понимается как что-то чисто субъективное. Например, ученик радуется, когда узнает, что у него в день проведения контрольной работы в школе температура выше 36,6.
3. «Идеализм». Ценность понимается как некий смысл, который идеален
(воспринимается нашим сознанием), но имеет объективную основу. Здоровье – тот смысл, который выражает значимость происходящего для человека, и имеет объективную основу
– физиологическое состояние организма.
Ценность – это обобщенный смысл чего-либо как предпочитаемого, то есть отвечающего потребностям, интересам, целям отдельного человека, группы людей или общества в целом.
Разберем данное определение. Во-первых, ценность понимается как обобщенный смысл, то есть она существует только для нашего сознания, идеально. При этом ценность есть обобщение многих смыслов. Красота является примером обобщения смысла множества красивых вещей.
Во-вторых, ценность всегда предполагает ценностное отношение, то есть отношение предпочтения (мы предпочитаем здоровье болезни, красоту безобразию). В этом выражаются не просто свойства самих предметов, а наше отношение к ним, к физиологическим состояниям организма, к совершенным поступкам и т.д.