Философия конца ХIХ – начала ХХ века
Западники (Герцен, Огарев, Белинский) считали, что Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для нее станет освоение западных ценностей. Делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционные действия.
Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Аксаков) отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. Монархию рассматривали как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал. Попытки привести Россию к западному подобию закончатся трагедией.
Религиозное направление представляли Ф.Достоевский, Л.Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие.
В философии Ф.Достоевского большую роль занимает проблема человека, его места в жизни и особенно проблема свободы. Достоевский устами своих героев говорил «…свобода – это величайшая ответственность». Ученый отвечает за свои открытия, медик за пациентов, учитель за учеников, родители за детей и т.д. и каждый отвечает за свою работу, за свое поведение. Не всякая свобода, утверждал Достоевский, ведет к добру.
Есть путь человекобожества (путь абсолютной свободы человека) - когда человек отвергает всякие авторитеты, в том числе и « Бога », считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все. Он сам пытается стать Богом. Такой путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах. Если свобода начинает рассматриваться как своеволие, как ничем не ограниченное стремление поступать только в соответствии со своим желанием, со своей волей, то свобода превращается в свою противоположность, в рабство.
Путь богочеловека - путь следования Богу, стремления к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее спасительным для человека.
Л.Толстой особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам. Он призывал отказаться от насилия, как способа решения каких либо проблем, его лозунг - «непротивление злу насилием». Государство признавал отжившим институтом, т.к. оно является аппаратом насилия. Предлагал преобразовать религию, сделав ее доступной простым людям. Бог, религия - это добро, любовь, разум и совесть. Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия. За свои религиозно - философские взгляды в 1901 году Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
Смысл человеческой жизни видел в самосовершенствовании.
В.Соловьев -очень важная фигура во всей русской философии. Его философию называют « философия всеединства » и еще « философия любви».
Основными идеалами его философии были:
Идеал всеединства ( объединения и гармонии всех сторон бытия: церквей, народов, живых и мертвых, материального, духовного и др.)
Идеал нравственности как главного аспекта жизни человека, так как именно любовь и нравственность являются гарантами спасения человечества.
Если наука и искусство безнравственны - они разрушительны, а если нравственны - созидательны.
Жизнь всякого человека - есть творчество, свободное движение к добру. Жизнь - это подвиг одухотворения: Пигмалион - сотворил статую, она ожила. Христос принес себя в жертву - открыл путь к спасению человечества.
Идеал прогресса - как всеобщей связи поколений
Идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно - духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество.
Идея Бога как выражения добра.
Идея « богочеловека » - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добру, нравственности.
Идеал Софии - всеобщей Божественной мудрости.
Н.Бердяев -это русский Гегель по силе мысли. Главные его идеи - следующие:
- Высшей ценностью в мире является свобода. Свобода, как единство духа и воли, составляют основу существования человека. Свобода человека подвергается угрозе извне.Угрозу несут в себе общество и государство, которые подавляют, подчиняют себе человека. Задача человека - сохранить свою самобытность.
- Ключевую роль в жизни человека играет религия. Бог должен быть нравственным символом, примером для человека. Отношения между Богом и человеком должны быть « на равных». Бог не должен выступать в роли Господа (господина ), а человек в роли его раба. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
- Проблема исторической судьбы, миссии России. Историческая миссия - построить « Царство Божие » т.е.общество, основанное на взаимной любви и милосердии, на Земле.
Вся его философия антропологична - обращена к проблемам духовности свободы, творчества, призвания человека, смерти и бессмертия.
Революционно-демократическую философию продолжает Н.Г.Чернышевский, представитель антропологического материализма - использует идеи Л.Фейербаха. Отвергает существующий общественно-политический строй, выход видит в «возвращении к земле», личной свободе и в общинном укладе жизни.
С 1880-х годов в стране началось широкое распространение марксизма. Это связано с группой «Освобождение труда», возглавляемой Плехановым Г.В. Затем марксистское направление в развитии философской мысли возглавили В.И.Ленин и др. руководители русской социал-демократии. В.Ленин пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России (начали строить социализм). В.Ленин – основоположник большевизма (политическое движение), занимался разработкой теории государства, демократии, диктатуры пролетариата и т.д.
В конце ХIХ века возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом. Русский космизм – оригинальное направление в философии. С самого начала космизм разделился на два направления: мистическо-теологическое (Федоров, Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т.е. земного и небесного миров (речь и о воскрешении мертвых), а также естественно-научное направление (Циолковский, Вернадский, Чижевский). К.Э.Циолковский считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства. Но еще в конце ХIХ века не существовало летательных аппаратов тяжелее воздуха. Создание самолета и вертолета не изменило ситуацию, т.к. в безвоздушном пространстве эти аппараты передвигаться не могут. К.Циолковский первым предположил, что для освоения космоса должен быть применен реактивный двигатель. Важной частью его философии является «космическая этика». В.Вернадский внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания, развил учение о ноосфере, обосновал переход биосферы в ноосферу.
Выдающимися материалистами этой эпохи являются И.Сеченов, И.Мечников, М.Мудров, И.Павлов и др.