Абсолютный идеализм Гегеля и его диалектика
Г.Гегель – объективный идеалист, диалектик. Его система идеализма – самая сложная из всех философских систем 19 века. Гегель – это колоссальное обобщение научного знания своего времени. Его философия впервые в истории науки объяснила мир и процесс его познания как развивающиеся по законам диалектики.
Онтология. Бытие – это Абсолютная идея, первооснова мира. Она (оно) динамично. По Гегелю Абсолют творит из себя природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. «Феноменология духа» - процесс развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом. (Социализация индивида), превращение его в личность. Таким образом, в ходе своего развития абсолютная идея отчуждает (проявляет) себя в виде природы, общества и человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен и закономерен, развивается от низшего к высшему. «Все действительное разумно, все разумное рано или поздно станет действительным».
Гносеология. Мир познаваем с помощью диалектики (идеалистической). Гегель не ограничивает человеческий разум рассудочностью, как И.Кант, а наделяет его опытной интеллектуальной интуицией. Формальная (субъективная) логика Аристотеля имеет дело только с конкретным, не выходит за рамки конкретики. Это приемы «конечного мышления», что может порождать лишь конечные определения. Но только разум имеет дело с бесконечным. И только разум способен совершить выход за пределы рассудочного. Здесь формальная логика бессильна, здесь могущественна только диалектика. Рассудок противоречив, а разум в полной мере «схватывает» мысль в развитии и движении, что позволяет приподняться над «всяким конечным определением».
Тезис – антитезис – синтез. Почка – цветок – плод. бытие – ничто - становление
качество – количество – мера всеобщее – особенное – единичное природа - дух- идея Гегель дает нам три закона диалектики. Разрабатывает шесть парных категорий. Разрабатывает категории качества, количества, меры, времени, пространства и т.д. Гегель конструирует диалектику как систему. И хотя природа объясняется из идеи, это не мешает рассматривать мир как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным законам. Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-либо процессов или явлений мира. Гегель открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются. Причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь. И если у Канта Солнце и планеты исторически изменялись, то у Гегеля все вещи и явления вовлечены в единый закономерный мировой процесс развития, происходящий по законам диалектики. Диалектическое учение Гегеля предопределило путь развития мировой науки.
Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика , изложенная в «Науке логики». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики. В логике рассматриваются три закона диалектики: развитие бытия идет через борьбу противоположностей (наследственность – изменчивость), благодаря переходу количества в качество (с нарушением меры наступает скачок. Развитие всегда носит скачкообразный характер) и развитие идет через отрицание старого и возникновение нового с удержанием лучшего старого. Отрицание происходит в форме триады: тезис – антитезис – синтез. Эта схема фиксирует постоянный переход от низшего к высшему в природе и обществе, от анализа к синтезу в познавательной деятельности. В логике также рассматриваются парные категории.
3.Антропология. Социальная философия. Человеку, обществу Гегель отводит ключевую роль в своей системе мироздания. Человек – не случайно возникшее существо. Он является закономерным этапом единого мирового процесса развития идеи.
Главными двигателями прогрессирующей истории были нации. А в истории было три фазы: восточная (Восток знал, что лишь один свободен), греко-римская (греко-римский мир знал, что свободны некоторые), германская (германский мир осознает, что свободны все). А всемирную историю Гегель рассматривает не как хаос, и не цепь случайных событий, а воплощение необходимости, закономерности.
Вся история общества – постепенный процесс познания сущности Абсолютной идеи.
Роль творчества Гегеля
Роль творчества Гегеля велика. Его диалектика – наиболее рациональное зерно философии. Но диалектика у него носит идеалистический характер. Гегель поставил мир на голову, создал искаженный образ действительности.
Между методом и системой Гегеля существует очевидное противоречие. Диалектический (антидогматический) метод не соответствует стремлению философа придать своей системе характер абсолютного, законченного и потому догматичного знания.