Занятие 5.Классическая немецкая философия

1. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды твор­чества. Этика. Социально-политические взгляды.

2. Г.В.Ф. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права.

3. Л. Фейербах. Антропологический материализм.

4. И. Г. Фихте. Наукоучение. Учение о морали, праве, государ­стве.

5. Ф. В. Й. Шеллинг. Трансцендентальный идеализм. Филосо­фия тождества. Философия свободы.

Вопросы для обсуждения

1. Каково значение мира «вещей в себе» в философии Канта?

2. Что такое «антиномии» Канта и как они разрешаются?

3. В чем видел Гегель смысл мирового процесса, назначение
человека, содержание истории?

4. Как вы поняли положение Гегеля: «все действительное ра­зумно и все разумное действительно»?

5. Как Фейербах понимал сущность религии?

6. У Фейербаха любовь выступает основой морали и человеческих отношений. Согласны ли вы с такой трактовкой любви?

7. Влияние Фихте на современную феноменологию и филосо­фию существования.

8. Как Фихте понимал свободу?

9. В чем смысл натурфилософии Шеллинга?

Темы рефератов

1. Век немецкого Просвещения.

2. Немецкая классическая философия и ее значение в разви­тии философской мысли и культуры человечества.

3. Философия как специальная система дисциплин, катего­рий, идей немецкой классической философии.

4. «Докритический» период в творчестве Канта.

5. Космогоническая теория Канта- Лапласа.

6. «Критика чистого разума» Канта.

7. Учение Канта об аналитических и синтетический суждени­ях.

8. Разработка Кантом концепции морали и нравственного за­кона.

9. Кант о роли философии в разработке проблем гуманизма.

10. «Вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта.

11. Диалектика Канта.

12. Антиномии и способы их разрешения в теории познания Канта.

13. Идея вечного мира — завершающее звено философии Канта.

14. Философская система Гегеля.

15. Целостная концепция диалектики в философии Гегеля.

16. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом го­сударстве, частной собственности.

17. Гегель о смысле мирового процесса, назначении человека, содержании истории.

18. Период философии деятельности и период философии аб­солюта в творчестве Фихте.

19. Активность, действенность сознания и самопознания чело­века в философии Фихте.

20. Идеи Фихте о первенстве народа над государством.

21.Шеллинг о взаимосвязи объективного и субъективного.

22. Натурфилософия Шеллинга.

23.Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга.

24.Антропологический материализм Фейербаха.

25. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха.

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008

Дополнительная

1. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. Т. 4. Ч. I. — М.: Мысль, 1965.

2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М.:Мысль, 1986.

3. Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избр. филос. произведения. — М.: Госполитиздат, 1955.

4. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. — СПб., 1993.

5. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3.1971.

6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль,1978.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3,4, - М„1997.

8. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.,1979.

9. Краткая история философии. — М., 1996.

10. Рассел Б. История Западной философии. Кн. 3. Ч. 2. — М.,1993.

Занятие 6. Постклассическая философия ХІХ века

1. Концепция диалектики К.Маркса как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»

2. Философская антропология и социальная философия Маркса.

3. Иррационалистическая философия (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше)

Вопросы для повторения

1. Каковы причины возникновения марксизма в серединеXIX в.?

2. Что же является определяющим —общественное бытие или общественное сознание?

3. Маркс утверждал, что человек является продуктом обще­ственных отношений. Прав ли он?

  1. 4.Что такое материалистическое понимание истории? Каковы
    движущие силы и основания закономерности исторического процесса?
  2. Маркс считал, что выдающаяся личность появляется тогда, когда в ней ощущается историческая потребность. Но почему, на­пример, в Германии, не нашлось великого лидера, который поме­шал бы Гитлеру прийти к власти? Может быть, нужды в таком человеке не было?
  3. Как вы понимаете тезис Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же заключается в том, чтобы изменить его»?
  4. Ваше отношение к эволюционному и революционному пути развития общества?
  5. Почему Шопенгауэр считал необходимым знание и глубокое внутреннее переживание восточного духовного опыта?
  6. Как истолковывается «мир как представление» и «мир как воля» в философии А.Шопенгауэра?
  7. Выделите три стадии познания человеком своего существования в трактовке С.Кьеркегора.
  8. В чем состоит «радикальный нигилизм» Ф.Ницше?
  9. Как вы представляете себе образ «сверхчеловека» Ницше?

Темы рефератов

1. Социально-исторические и теоретические предпосылки воз­никновения марксистской философии.

2. Материалистическое понимание истории.

3. Маркс о сущности религии.

4. Энгельс о роли труда и языка в формировании сознания.

5. Познание как отражение человеком природы.

6. Революция и реформы в жизни общества.

7. Философия А.Шопенгауэра

8. Философские идеи С.Кьеркегора.

9. Идея «сверхчеловека» Ф.Ницше.

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008

Дополнительная

1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немец­кой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

2. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т. 21.

3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

4. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

5. Лапин Н.И. Молодой Маркс. — М., 1986.

6. Нарский И. С. Отчуждение и труд: по страницам произведе­ний К. Маркса. - М., 1983.

7. Лифишц М. Карл Макс. Искусство и общественный идеал.—
М., 1979.

8. Энгельс Ф. Письма: а) И. Блоху, 21-22 сентября 1890 г. // Соч. — Т. 37. —С. 394-396; б) К. Шмидту, 27 октября 1890 г. // Соч. - Т. 37. - С. 416-421; в) В. Боргиусу, 25 января 1894 г., п. 2а // Соч. — Т. 39. - С. 175.

  1. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. – М., 1970.
  2. Дезёз Ж. Ницше. СПб., 1996.

11. Исаев С.А. Диалектическая лирика С.Кьеркегора // Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

12. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.

  1. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.
  2. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.
  3. Свасьян К.А. Фридрих Ницше – мученик познания // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.
  4. Серякова Т.Н.Человек: диагноз и прогноз по книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: Учебное пособие. – Курск, 1995.
  5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие. – М., 2000.
  6. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека.// Соч. :В 2 Т. – М., 1988. Т.2.
  7. Франк С.Л. Ф.Ницше и этика любви к ближнему.// Сочинения. – М.,1990.
  8. Сумерки богов. – М., 1990.
  9. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990.

22. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч. – М., 1992. Т. 1.

Наши рекомендации