Занятие 5.Классическая немецкая философия
1. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды творчества. Этика. Социально-политические взгляды.
2. Г.В.Ф. Гегель. Панлогизм. Метод и система. Феноменология духа, философия истории, философия права.
3. Л. Фейербах. Антропологический материализм.
4. И. Г. Фихте. Наукоучение. Учение о морали, праве, государстве.
5. Ф. В. Й. Шеллинг. Трансцендентальный идеализм. Философия тождества. Философия свободы.
Вопросы для обсуждения
1. Каково значение мира «вещей в себе» в философии Канта?
2. Что такое «антиномии» Канта и как они разрешаются?
3. В чем видел Гегель смысл мирового процесса, назначение
человека, содержание истории?
4. Как вы поняли положение Гегеля: «все действительное разумно и все разумное действительно»?
5. Как Фейербах понимал сущность религии?
6. У Фейербаха любовь выступает основой морали и человеческих отношений. Согласны ли вы с такой трактовкой любви?
7. Влияние Фихте на современную феноменологию и философию существования.
8. Как Фихте понимал свободу?
9. В чем смысл натурфилософии Шеллинга?
Темы рефератов
1. Век немецкого Просвещения.
2. Немецкая классическая философия и ее значение в развитии философской мысли и культуры человечества.
3. Философия как специальная система дисциплин, категорий, идей немецкой классической философии.
4. «Докритический» период в творчестве Канта.
5. Космогоническая теория Канта- Лапласа.
6. «Критика чистого разума» Канта.
7. Учение Канта об аналитических и синтетический суждениях.
8. Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона.
9. Кант о роли философии в разработке проблем гуманизма.
10. «Вещь в себе» и «вещь для нас» в философии Канта.
11. Диалектика Канта.
12. Антиномии и способы их разрешения в теории познания Канта.
13. Идея вечного мира — завершающее звено философии Канта.
14. Философская система Гегеля.
15. Целостная концепция диалектики в философии Гегеля.
16. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности.
17. Гегель о смысле мирового процесса, назначении человека, содержании истории.
18. Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте.
19. Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте.
20. Идеи Фихте о первенстве народа над государством.
21.Шеллинг о взаимосвязи объективного и субъективного.
22. Натурфилософия Шеллинга.
23.Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга.
24.Антропологический материализм Фейербаха.
25. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха.
Литература
Основная
1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007
3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008
Дополнительная
1. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч. Т. 4. Ч. I. — М.: Мысль, 1965.
2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — М.:Мысль, 1986.
3. Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избр. филос. произведения. — М.: Госполитиздат, 1955.
4. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. — СПб., 1993.
5. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 3.1971.
6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М.: Мысль,1978.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3,4, - М„1997.
8. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. — М.,1979.
9. Краткая история философии. — М., 1996.
10. Рассел Б. История Западной философии. Кн. 3. Ч. 2. — М.,1993.
Занятие 6. Постклассическая философия ХІХ века
1. Концепция диалектики К.Маркса как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»
2. Философская антропология и социальная философия Маркса.
3. Иррационалистическая философия (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше)
Вопросы для повторения
1. Каковы причины возникновения марксизма в серединеXIX в.?
2. Что же является определяющим —общественное бытие или общественное сознание?
3. Маркс утверждал, что человек является продуктом общественных отношений. Прав ли он?
- 4.Что такое материалистическое понимание истории? Каковы
движущие силы и основания закономерности исторического процесса? - Маркс считал, что выдающаяся личность появляется тогда, когда в ней ощущается историческая потребность. Но почему, например, в Германии, не нашлось великого лидера, который помешал бы Гитлеру прийти к власти? Может быть, нужды в таком человеке не было?
- Как вы понимаете тезис Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же заключается в том, чтобы изменить его»?
- Ваше отношение к эволюционному и революционному пути развития общества?
- Почему Шопенгауэр считал необходимым знание и глубокое внутреннее переживание восточного духовного опыта?
- Как истолковывается «мир как представление» и «мир как воля» в философии А.Шопенгауэра?
- Выделите три стадии познания человеком своего существования в трактовке С.Кьеркегора.
- В чем состоит «радикальный нигилизм» Ф.Ницше?
- Как вы представляете себе образ «сверхчеловека» Ницше?
Темы рефератов
1. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии.
2. Материалистическое понимание истории.
3. Маркс о сущности религии.
4. Энгельс о роли труда и языка в формировании сознания.
5. Познание как отражение человеком природы.
6. Революция и реформы в жизни общества.
7. Философия А.Шопенгауэра
8. Философские идеи С.Кьеркегора.
9. Идея «сверхчеловека» Ф.Ницше.
Литература
Основная
1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007
3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008
Дополнительная
1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
2. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т. 21.
3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
4. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.
5. Лапин Н.И. Молодой Маркс. — М., 1986.
6. Нарский И. С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К. Маркса. - М., 1983.
7. Лифишц М. Карл Макс. Искусство и общественный идеал.—
М., 1979.
8. Энгельс Ф. Письма: а) И. Блоху, 21-22 сентября 1890 г. // Соч. — Т. 37. —С. 394-396; б) К. Шмидту, 27 октября 1890 г. // Соч. - Т. 37. - С. 416-421; в) В. Боргиусу, 25 января 1894 г., п. 2а // Соч. — Т. 39. - С. 175.
- Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. – М., 1970.
- Дезёз Ж. Ницше. СПб., 1996.
11. Исаев С.А. Диалектическая лирика С.Кьеркегора // Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.
12. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.
- Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.
- Свасьян К.А. Фридрих Ницше – мученик познания // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.
- Серякова Т.Н.Человек: диагноз и прогноз по книге Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: Учебное пособие. – Курск, 1995.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие. – М., 2000.
- Соловьев В.С. Идея сверхчеловека.// Соч. :В 2 Т. – М., 1988. Т.2.
- Франк С.Л. Ф.Ницше и этика любви к ближнему.// Сочинения. – М.,1990.
- Сумерки богов. – М., 1990.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990.
22. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собр. соч. – М., 1992. Т. 1.