Комплекс устойчивых компонентов личности
· Темперамент---Характер----Способности----Мотивация
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация:
- социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей----
-свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
- как социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.
- характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни.приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир.
Т.о. Социализация — становление личности, а индивидуализация — индивидуальности.
Свобода – атрибут личности - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.это средство для достижения цели и смысла жизни человека.
понятие свобода связано с понятием страха — именно эта связь заложена в определение «свобода — осознанная необходимость»[
В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" - сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность. Понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.
Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.
Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
общественные отношения таковы, что не могут способствовать становлению действительного человека. Напротив, в этом отношении прогресс до настоящего времени осуществляется путем его неосуществления, и история человечества предстает лишь как процесс его движения от едва заметных форм социального перерождения человека до его высшей формы — отчуждения.
отчуждение — это крайняя форма социального перерождения человека, потеря им своей родовой сущности.это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
По разному – Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма.
44 Понятие культуры, ее социальные функции.
Человек как социально-духовное существо является продуктом культуры: он как создает ее, так и сам ею формируется.
культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности.
Под культурой можно понимать совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, т.е. в данном случае мыслится все, что создано человеком как в материальной, так и в духовной сфере. В этом смысле человек отличается от природного мира именно культурой, производством материальных и духовных ценностей. Культура есть тогда все то, что не природа, что искусственно. Под культурой в этой связи может пониматься:
- совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой - народом, нацией, какой-либо общностью;
- высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания, производства и т.д.);
- определенная сфера деятельности по созиданию и распространению духовных ценностей, возникшая в результате общественного разделения труда - наука, философия, искусство, образование. Людей, работающих в этой сфере, называют деятелями культуры или интеллигенцией.
Культура:
- материальную (совокупность созданных искусственно материальных объектов)
-нематериальную (собственно духовная культура, "памятник нерукотворный" как совокупность знаний, обычаев, идей, законов и морали, мифов и образцов поведения и т.д.).
Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка). Внешняя культура — это культура поведения каждого человека, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой.