Основные функции религии
1. компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства и т. д., а также дает утешение, избавление от неустроенности, несправедливости, обид, политических преследований. Религия предлагает поиск путей спасения от несовершенства земного существования к избавлению от страданий,
2. дает религиозную картину мира.
3. стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.
4. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
5. Коммуникативная-общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми.
6. позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями
7. отделяет единоверцев от приверженцев других религий.
48 Наука как форма общественного сознания. Философия и наука. Этика ученого.
Становление и развитие опытной науки привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Самостоятельным видом человеческой деятельности научное познание стало тогда, когда произошло разделение умственного и физического труда.
Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование.
Таким образом, наука - одна из форм общественного сознания.сознания представляет собой совокупность знаний о той или иной области явлений природы или общественной жизни, опирающихся на точно установленные факты и выраженных в форме теорий.
Но она отнюдь не ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Наука - необходимое следствие общественного труда, так как она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой - сперва очень малочисленной - группы людей.
В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.
Часто искусство называют «мышление в образах», а науку «мышление в понятиях». Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные явления.
Все конкретные науки делятся на две группы: науки о природе (естественные) и науки об обществе (общественные).
Цель естественных наук состоит в открытии законов природы и в использовании этих законов для развития производительных сил общества. Поэтому естественные науки сами по себе не носят классового характера.
многие общественные науки обслуживают интересы отдельных классов. Характер развития наук об обществе во многом зависит от того, в какой мере господствующие классы заинтересованы в объективном, научном исследовании явлений социальной жизни.
Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих.
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания и др. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: "Что есть сущее?". В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".
Мир в глазах философа - это многообразие взаимодействий силы добра и зла, гармонии и хаоса.
Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию-человека к миру.
Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания.
Если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений.
В отличие от отдельных наук, которые автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них.
Разделение науки и философии частенько проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет. На основании открытий и достижений науки можно построить технические сооружения, рассуждения философии не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. В то время как наука дает методы изобретения физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей.
Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведет к административному разбирательству.
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования.Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом.
Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
49 Проблема единства науки. Научные картины мира и их значение.
Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой - сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, прогнозирование.
ЕДИНСТВО НАУКИ — общность методологических принципов, положенных в основание научных теорий; стремление к тесной связи и взаимодействию различных научных дисциплин, охватывающего все известные области исследования. Одна из основных задач— отыскание объединяющих черт богатства научных теорий и выявление единых принципов научного знания.
говорят, с одной стороны, о классификации наук, и, с другой, о единстве знания. Таким образом, признается, что единства наук по сути производны от единства знания.
научное знание едино в том смысле, что все оно является отражением материального мира. Это рассуждение совершенно справедливо: нет наук, изучающих феномены «иного» мира.науки взаимосвязаны. ни одна наука не изучает свой объект в целом, во всей совокупности его свойств.
Самый определенный смысл понятию единства придают те авторы, которые говорят о замене ныне существующих наук одной наукой, о слиянии предметных областей различных наук в одну область, о формировании одного языка, выработке единого метода, о полном взаимопонимании между учеными и т. п. Иногда под единством науки понимают нечто общее, что присуще каждой конкретной науке, что, следовательно, отличает науку в целом как особую форму общественного сознания. К какой бы области ни относилось научное знание, оно должно быть, например, непротиворечивым, проверяемым, обоснованным, подтвержденным фактами и т. п
факт раздробленности современной науки на множество отдельных дисциплин. Единая наука — это одна наука. Такой науки еще нет, но она будет создана.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций. Их совокупность складывается в научную картину мира.
Научная картина (модель) мира — система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.
В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира
научная картина мира создается для того, чтобы получить целостное представление об изучаемом внешнем мире. Такое представление должно быть очищено от связанных с человеком, впечатлений и ощущений.
преимущество научной картины мира, благодаря которому она вытеснит все прежние картины, состоит в ее «единстве — единстве по отношению ко всем исследователям, всем народностям, всем культурам».
Научная картина мира любой науки имеет, с одной стороны, конкретный характер, поскольку она определена предметом конкретной науки. С другой стороны такая картина относительна, в силу исторически приближенного, относительного характера самого процесса человеческого познания. Поэтому построение ее в окончательном, завершенном виде они считали недостижимой целью.
По мере развития науки и практики в научную картину мира будут вноситься изменения, исправления и улучшения, но эта картина никогда не обретет характера окончательной, абсолютной истины.
Построение картины мира в отдельной науке проходит ряд последовательных стадий:
· Сначала для объяснения наблюдаемых явлений создаются простейшие понятия и законы.
· Открываются законы и теории, с помощью которых пытаются объяснить сущность наблюдаемых явлений.
· Возникают фундаментальные теории или концепции, которые могут стать картиной мира, создаваемой отдельной наукой.
· формированию целостной естественнонаучной картины мира.
В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми понятиями, - приводит к смене научных картин мира.
Наука же ставит своей целью создание целостной картины общества, которая имела бы общий, универсальный — и что особенно важно — объективный характер.
Таким образом, общая научная картина мира, складывающаяся из картины природы, формируемой естествознанием, и картины общества, создаваемой социальными и гуманитарными науками, дает единое, целостное представление о фундаментальных принципах развития природы и общества.
Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями все на конкретную историческую эпоху наук.