Теория познания Платона
Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т.к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется.
Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира – поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя.
Космология.Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу.
Этика.Условием нравственности является знание, которым обладает душа. Душа состоит из трех частей:
1. Разумной
2. Пылкой (волевой)
3. Вожделеющей
Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека.
Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями – мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины.
Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т.к. изначально привержены к телесно физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословие должно обладать общей добродетелью – мерой. «Ничего сверх меры».
Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там.
Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии.
Отрицательные типы государств:
1. Тимократия – власть честолюбца, в ее основе стремление к обогащению.
2. Олигархия – господство немногих над большинством. Властвуют богатые.
3. Демократия – все противоречия разрешаются восстаниями. Если побеждают бедняки, богатых истребляют, а власть делят.
4. Тирания – вырождение демократии. Для того, чтобы народ чувствовал потребности в войне нужны войны. Идеальные государства: власть немногих, но способных и подготовленных. Главное – справедливость, т.е. каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве:
- Мудрость
- Мужество
- Сдерживающая мера
- Справедливость
Вершиной развития древнегреческой философии было учение ученика Платона, Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), «Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликейского храма (Лицей).
Дал классификацию наук: теоретические – познание ради познания, практические – дают идеи для поведения человека, творческие – познание с целью осуществления чего-либо прекрасного.
Логика – инструмент познания, введение в философию.
Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория – сущность. Она – основа, которой принадлежат все остальные свойства.
Бытие у Аристотеля
- система категорий, связанных между собой, подвижных, текучих. Материя субстрат каждой вещи, из которой возникает какая-нибудь вещь. Она вечна и неуничтожима. Нет материи в чистом виде, без формы. Материя – это возможность, а форма – действительность. Энтелехия – осуществление вещи в движении от материи к форме.
Движение: –«Не существует движений помимо вещей». Движение – это процесс
превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую).
Учение о материи, энергии, форме и энтелехии лежит в основе учения о причине.
В «Категориях» он пишет о 6 видах движения:
1. Возникновение.
2. Уничтожение.
3. Рост.
4. Уменьшение.
5. Качественные изменения.
6. Смена в пространстве.
Покой – состояние, где нет насильственного и противного природе.
Душа начало жизни. «Виды» души:
- растительная – ведает функциями питания, роста, размножения. Общая для всех одушевленных.
- животная – проявляется в чувствах, желаниях, т.е. стремлении к приятному и избегании неприятного.
- разумная душа – человек обладает способностью к мышлению. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом.
Мировой разум – предводитель, разум деятельный. в отличие от человеческого
разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» – это бог. Бог – разум, мысль, которая лепит самое себя».
Процесс познания:Тело – внешнее раздражение – ощущение – воображение – мышление. Объект познания – реальный мир. Природа первична. Аристотель – сенсуалист. Мышление – изучается логикой. Порядок вещей в природе – верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, объективно – к истине.
Созерцание – высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды – человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитаем молодежи. Творец общества – средний класс.
Аристотель разработал типологию государств:
1. Правильные:
- царская власть (один на благо всех) монархия
- аристократия – власть немногих в интересах общества
- полития – правление большинства, отбираемое на основании определенного ценза.
2. Неправильные:
- тирания (одного ради своих интересов)
- олигархия (немного ради себя)
- демократия (большинство неимущих только ради своих интересов).
Лучшее – полития.
Вводит понятие «средней формы» государств:
- в нравах – умеренность
- в имуществе – достаток
- во власти – средний класс.
Понятие «справедливости»:
а) уравнивающая – источник – закон
б) распределяющая – от вклада каждого
Человек – общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитывать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.
III этап – эллинистический (IV в. до н.э. – II в. н.э.). В период эллинизма философия сосредотачивает свой интерес на жизни отдельного человека. В это время возникает несколько философских школ:
7. Стоики видели главную задачу философии в исцелении нравственных недугов, воспитании добродетели. Истинная ценность человека в его добродетели, но она не зависит от происхождения, а зависит от личности ее воли.
8. Эпикурейцы – последователи философа Эпикура. Смысл философии Эпикур видел в том, что, познавая природу Вселенной, человеческого разума, общества человек обретает спокойствие и счастье. Разумная, нравственная и справедливая жизнь – это есть счастливая жизнь.
9. Киники. Наиболее видным представителем древнегреческой философской школы был Диоген из Синопа. Он отвергал все достижения цивилизаций и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей быть ближе к природе. Критиковал сословные различия, презирал роскошь и стремление к наслаждению. Диоген выражал интересы демократических слоев рабовладельческого общества.
10. Скептики отвергали познаваемость жизни. Античный скептик живет как хочет, избегает необходимости что-то оценивать. Его молчание является философским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым.
Вывод: таким образом, античная философия космоцентрична.
Космоцентризм – это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.