Развитие философских представлений о материи

В основе всего сущего лежит категория материи. Первоначально материя в переводе с греческого означала дерево, доски, строевой лес.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На пути своего формирования понятие «материя»:

· Отождествлялось с той или иной природной стихией;

· С атомами, веществом, с комплексом их свойств;

· С объективной реальностью.

Современная физика выделяет два способа существования материи: вещество и поле. В материи, существующей в виде вещества в качестве основных структурных частей выделяют живую и неживую природу. В неживой природе выделяют следующие структурные уровни материи:

7) элементарные частицы и поля (физический вакуум);

8) атомы;

9) молекулы;

10) планеты;

11) звезды;

12) галактики;

13) системы галактик;

14) метагалактика.

В живой природе выделяют следующие уровни материи:

1) доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки);

2) клетки;

3) многоклеточные организмы;

4) популяции;

5) биоценозы;

6) человеческое общество;

7) биосфера;

8) социальная жизнь: семья, классы, нации, расы, государства и т.д.

В материи, существующей в виде поля выделяют следующие виды: гравитационное, электромагнитное, ядерное и др.

Несмотря на многообразие уровней существования материи, можно выделить следующие ее свойства:

1. Структурность (упорядоченность, организованность);

2. Активность (движение, изменение, развитие);

3. Пространственно-временная форма существования.

Атрибуты материи и способ ее существования

Важнейшими атрибутами материи являются:

1. Пространство – всеобщая и объективная форма существования материи, которая выражает протяженность, структурность и взаимодействие материальных объектов.

Пространство обладает следующими свойствами:

1. Протяженность (т.е. бесконечно);

2. Структурность (т.е. трехмерно: высота, ширина, глубина);

3. Однородность (т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая).

2. Время – всеобщая и объективная форма существования материи, которая выражает свойство вещей и событий иметь длительность и последовательность.

Время обладает следующими свойствами:

1. Длительность (т.е. вечно и неуничтожимо);

2. Одномерность;

3. Необратимость.

Общими свойствами пространства и времени

являются:

1. Абсолютность. Она состоит в том, что пространство и время являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи;

2. Относительность состоит в зависимости пространства и времени от конкретных свойств, видов и состояний движущейся материи.

3. Движение– всеобщая и объективная форма существования материи, которая проявляется не только в механическом перемещении вещей в пространстве, но в их изменении во времени.

Движению присущи следующие свойства:

1. Объективность;

2. Всеобщность (т.е. нет таких явлений, которые были бы лишены движения);

3. Абсолютность (проявляется не только внешне, но происходит внутри материи, в состоянии покоя).

Покой – это такое состояние движения, которое обеспечивает сохранение качества предмета.

Движение осуществляется в следующих формах:

1. Пространственное перемещение;

2. Электромагнитное движение (определяется как взаимодействие заряженных частиц);

3. Гравитационная форма движения;

4. Ядерное взаимодействие;

5. Химическая форма движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

6. Геологическая форма (связана с изменениями в материках, слоях земной коры);

7. Биологическая форма (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность);

8. Социальная форма (процессы, происходящие в обществе).

Пространство, время, движение существует в единстве и взаимосвязи как три формы реальности физического мира.

Философская картина мира

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями теоретическая модель бытия. Сущность этой картины состоит в следующих моментах:

1. Вселенная, т.е. наш материальный мир, есть часть природы, доступная нашему восприятию и пониманию;

2. Вселенная есть единое энергетическое целое. Энергия проявляется в физическом мире в виде вещества и поля;

3. Вселенная и все ее энергетические формы существуют единым всеобщим способом;

4. Движение происходит в формах пространства и времени. Пространство и время – это четырехмерный континуум:

5. Хаотические разрушительные процессы в природе преодолеваются через системность как способ самоорганизации материи. Системность мира – это то, что придает ему порядок, организует развитие и преодолевает хаос. Основными этапами самоорганизации материи являются:

1) атом – это элементарная система;

2) молекула – это система атомов;

3) кристаллы – это система неживого и живого вещества (клетки);

4) разум и человек – это биосоциальная система;

5) общество и цивилизация.

6. Появление разума и человека во Вселенной скорей всего не случайно.

Таким образом, философское миропонимание выражает стремление человечества не просто накопить массу знаний, а осмыслить мир как единый и целостный организм.

Научная картина мира

Научная картина мира включает в себя наиболее фундаментальные научные знания о природе, происхождении жизни и человека, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными. Она начинает формироваться в XVI–XVII вв. и основывается на лидирующей области познания. Вплоть до начала XX в. в науке господствовала рационально-механистическая картина мира (Декарт, Ньютон). Мир в этой картине – это мир твердой материи, а человек в нем случайность, побочный продукт звездной эволюции.

В XX в., с появлением теории относительности Эйнштейна возникло новое представление о мире, в основу которого был положен «антропный принцип». Согласно «антропному принципу», появление человеческого разума во Вселенной не случайно, а закономерно. Вселенная состоит из делимых атомов, которые являют собой сгустки поля, пространство и время тесно переплетены и образуют пространственно-временной континиум.

На современном этапе развития ученые высказывают различные гипотезы о возникновении Вселенной:

1. Стационарное строение Вселенной.

Сущность этой концепции сводится к тому, что Вселенная всегда пребывала в одном и том же состоянии, т.е. не имела «начала», но она не получила экспериментального подтверждения. Более того, были обнаружены факты, доказывающие, что в прошлом Вселенная пребывала в сверхгорячем и сверхплотном состоянии.

2. Пульсирующей Вселенной.

Гипотеза пульсирующей Вселенной, согласно которой Вселенная напоминает «шарик», который то раздувается, то стягивается в точку, и процесс этот потенциально бесконечен. Очередное «стягивание в точку» – очередной «конец» нашего мира. Следовательно, наш мир обречен, переживать свою «кончину» потенциально бесконечное число раз. Но эта гипотеза верна, если наша Вселенная «закрыта», для этого она должна быть в 10 раз плотнее, чем она есть. Отсюда следует, что Вселенная – «открыта» и ее расширение необходимо, т.е. эта гипотеза также не верна.

3. «Большой взрыв».

Наиболее популярной является гипотеза «Большого взрыва», суть которой состоит в том, что Вселенная возникла 15 млрд. лет назад в результате физического вакуума. Вакуум стал расширятся и охлаждаться, вследствие чего возникли элементарные частицы, тела, звезды, планеты и человек.

Биологическая эволюция началась около 4 млрд. лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи, мышлению, использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет около 20 тыс. лет. Таким образом, крайне специфические условия обеспечили возможность появления жизни и ее последующую эволюцию.

Современная научная картина мира динамична, противоречива.

Вывод: Содержание основных картин мира является результатом длительного и противоречивого познания людьми окружающего мира и самих себя. Они сосуществуют друг с другом, взаимодополняют друг друга. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится выработать единую картину мира.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы точки зрения на бытие?

2. Что такое бытие?

3. Каково содержание бытия?

4. Охарактеризуйте основные формы бытия.

5. Что такое материя?

6. Как развивались представления о материи?

7. Перечислите уровни существования материи.

8. Каковы основные свойства материи?

9. Охарактеризуйте основные атрибуты материи.

10. Докажите единство пространства, времени и движения.

Литература

1.Основы философии [Текст]: учебное пособ. для средних спец. Учеб. заведений /В.П. Кохановский [и др]. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2003.-320 с. – (среднее проф. образование)

2.Философия [Текст]: учеб. пособ. для высших учеб. заведений /Отв.ред. В.П. Кохановский. - Изд. 7-е- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576 с. – (Высшая школа)

Размещено на Allbest.ru

Наши рекомендации