Основные направления развития и типологические характеристики русской философии
Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или отличия от философии западных стран. Основная специфика состоит в том, что русская философия существовала не в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, а была растворена в политической, художественной, религиозной литературе.
Важнейшими для нее были нравственно-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы судеб России.
1) Философия Древней Руси (Х-Х11 вв.).Становление философской мысли в это время происходит в условиях образования древнерусского государства - Киевской Руси, влиянием византийской культуры, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства.Эти факторы создали благо приятные условия для зарождения древнерусской философии.
Приняв христианство (988 г.), Киевская Русь вошла в мир византийской цивилизации,восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Духовные традиции русского народа восходят к восточной патристике.
Грековосточная философия Византии оказала огромное влияние на весь строй мышления восточных славян. Особая роль принадлежит Иоанну Дамаскину (ок. 675-750). Подобно Фоме Аквинскому на Западе, Иоанн Дамаскин стал крупнейшим систематизатором религиозно-философской мысли на византийском Востоке. Его главная задача - строгая систематизация богословского учения, выработка и шлифовка понятийного аппарата, синтез богословской мысли и античного философского наследия.
Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести
«Слово о Законе и Благодати» Илариона,
«Повесть временных лет» Нестора,
«Послание к Фоме» Климента Смолятича,
«Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского,
«Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора,
«Моление» Даниила Заточника.
2) Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII-XIV века - время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием.
Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников филосфской мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик».
Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.
3) Х1У-ХУ1 вв.- новый этап развития русской философии. Именно в этот период происходит подъем национального самосознания, образование русского централизованного государства.
Основные идеи:
- формирование концепции «Москва - третий Рим», сформулированная монахом Филофеем (ок. 1465-1542). Московское православное царство - Святая Русь - преемница Византии, призвана выполнить особую историческую миссию.
- Проблемы власти и права - в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского.
- Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения - в центре внимания Максима Грека.
Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры - Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.
4) Начало XVIII векастало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации. Наиболее яркими представителями этого периода философской мысли были М. В. Ломоносов (1711-1765), А. Я. Радищев (1749-1802), Я. Я, Новиков (1744-1818) и др. В 1755 г. открылся Московский университет, в котором было три факультета, в том числе и философский. Появились переводы западных философских текстов.
Особенностью развития философии в России были условия ее существования. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам.
Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружкахвне образовательных учреждений. Поэтому в истории русской философии нет мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием. Все откликались на животрепещущие проблемы. И учения оценивались,
прежде всего, с точки зрения их «прогрессивности» или «реак
ционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К.Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федороваи др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.
5) Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.
1.В конце 30-40-х гг. 19 в. в России оформились славянофильство и западничествокак противоположные течения философской мысли. Лидеры славянофильства - А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817- 1860), Ю. Ф. Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием самобытного пути развития России.
Исходные положения славянофилов:
• православие- основа национальной жизни. Славянофилы ориентировались на православную веру и святоотеческую традицию в осмыслении судеб России и ее цивилизационных перспектив;
• соборность- единство верующих во Христе, свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению;
• община- основа социальной жизни и орган самоуправления.Общинное устройство основано на началах общей ответственности, выработке совместных решений в соответствии с голосом совести, чувстве справедливости, народных обычаях. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.
Основателем философии славянофилов и вдохновителем их оригинальных идей являлся А. С. Хомяков (1804-1860).
Славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, поэтому европейские формы жизни для России неприемлемы. Философия славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явить миру образец высокой духовности и свободы.
Среди западников были П. Я. Чаадаев (1794-1856), А. И. Герцен (1812-1870), В. Г Белинский (1811-1848), Т. Я. Грановский (1813-1855), Я. В. Станкевич (1813-1840) и др. Их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы, прежде всего в области прав человека и свободы. Чаадаев в «Философических письмах»,написанных в 1829-1830 гг., сказал, что у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преимущество.
2. Представителями революционно-демократической идеологиибыли хорошо известные мыслители и общественные деятели В. Г Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877). Они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности на основе просвещения и развития науки, а также революционными методами.Задача философии - содействовать нуждам эпохи, целям развития народа.
3. В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интеллигенции в этот период были Я. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861), Д. И. Писарев (1840-1868).Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.
Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма»,утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи оказали большое влияние на идеологию будущих революционеров в России, русского марксизма.
4. Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX в. стало почвенничество, представленное трудами А. А. Григорьева (1822-1864), Я. Я. Страхова (1828-1896), Н.Я.Данилевского (1822-1885), Ф.М.Достоевского (1821-1881).
Почвенничествохарактеризовалось верой в народ, в развитие его на собственной почве, которое представляет собой спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации. Оригинальная концепция исторического процесса, понимаемого таким образом, была представлена, прежде всего, в трудах Н. Я. Данилевского. Он пришел к выводу, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организаций животных и растений, в человеческой истории существуют различные типы культур. Теория культурно-исторических типов,сформулированная Данилевским, предлагает идею полицентризма типов культур, вместо линейности - многовариантность развития.
6) Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX в.).
1. Наиболее полно представлена философией всеединства - оригинальной философской системой Владимира Соловьева (1853-1900).
Идеи:
- Идея единствакак единство творца и творения;
- Идея цельного знания(научного, философского и религиозного)
- идея истории как реализация идеи богочеловечества, освобождение человечества от внешней зависимости и приобщение к христианским ценностям (истины, добра и красоты);
- критика ортодоксально-традиционных положений христианства.
Представители метафизики всеединства- священник П.А.Флоренский (1882-1937), философы С. Н. Трубецкой (1862-1905) и Е. Н. Трубецкой (1863-1920), С Л. Франк (1877-1950), Л. П. Карсавин (1882-1952) и др.
2. На рубеже XIX и XX столетий проявился кризис официального богословия и церкви. Это побудило представителей либеральной интеллигенции заняться проблемами обновления исторического христианстваи путем философских наработок приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России. Такую задачу взяли на себя Л. И. Шестов (1866-1938), Н. О. Лосский (1870-1965), Н. А. Бердяев (1874-1948), С Н. Булгаков, Д. С. Мережковский (1865-1941), В. В. Розанов (1865-1919).
Одним из видных представителей «нового религиозного сознания» экзистенциалистского направления начала XX столетия был Н. А. Бердяев. В своих работах «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание»и других он изложил систему своих философских взглядов.
Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна. Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и всясовременная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».