Комплект заданий для тестирования
по дисциплинеФилософия
(наименование дисциплины)
1. Философы, полагающие, что первичным в отношении мышления к материи является сознание, называются:
а) монисты; в) плюралисты;
б) идеалисты; г) метафизики.
2. Совокупность взглядов мыслителя мировоззренческого характера, приведенных в определенный порядок и подчиненных некоторым наиболее важным, определяющим все остальное учение идеям, называется:
а) метод; в) учение;
б) система; г) целостность.
3. Рассматривает общие закономерности процесса познания человеком мира и самого себя такой раздел философии, как:
а) социальная философия; в) аксиология;
б) философская антропология; г) гносеология.
4. Функция философии, состоящая в том, что она вооружает людей знанием фундаментальных законов развития природы и общества называется:
а) мировоззренческой; в) прогностической;
б) познавательной; г) идеологической.
5. Первым разработал собственный философский метод:
а) Гераклит; в) Платон;
б) Сократ; г) Аристотель.
6. Систему объективного идеализма разработал:
а) Сократ; в) Пифагор;
б) Демокрит; г) Платон.
7. В качестве первоосновы мира принимали атомы:
а) Гераклит и Кратил; в) Левкипп и Демокрит;
б) Парменид и Зекон; г) Фалес и Анаксимен.
8. Согласно Конфуцию, главное в обществе это:
а) свобода человека; в) прогресс;
б) порядок и традиции; г) равенство людей.
9. Философское направление средневековья, утверждавшее, что общее не существует реально, это только имя, называется:
а) реализм; в) пантеизм;
б) номинализм; г) теоцентризм.
10.Учение, согласно которому Бог сотворил мир из ничего свободным актом воли называется:
а) эсхатология; в) креационизм;
б) провиденциализм; г) номинализм.
11. Философское направление эпохи Возрождения, ставящее в центр изучения проблемы природы, называется:
а) натурфилософия; в) гуманизм;
б) теоцентризм; г) натурализм.
12. Занимался исследованием прежде всего проблемы человека такой представитель философии эпохи Возрождения, как:
а) Аврелий Августин; в) М. Монтень;
б) Г. Гамелей; г) Н. Коперник.
13. Направление в теории познания, согласно которому познание начинается с опыта и следует от единичных фактов к общим выводам, называется:
а) сенсуализм; в) рационализм;
б) эмпиризм; г) креационизм.
14. Представителем агностицизма Нового времени является:
а) Ф. Бэкон; в) Т. Гоббс;
б) Д. Локк; г) Д. Юм.
15. В критический период творчества И. Канта в центре его внимания находились проблемы:
а) онтологии; в) гносеологии;
б) диалектики; г) социальной философии.
16. В своем учении Г.Гегель обосновывал идеи:
а) материалистической диалектики;
б) идеалистической диалектики;
в) метафизического материализма;
г) диалектического материализма.
17. «Не Бог создал человека, а человек – Бога». Так считал:
а) Г. Гегель; в) К. Маркс;
б) И. Кант; г) Л. Фейербах.
18. Согласно марксистской философии, движущей силой развития общества является (являются):
а) классовая борьба; в) географические условия;
б) разум людей; г) природа людей.
19. Считали, что каждая наука является сама себе философией, представители:
а) иррационализма; в) прагматизма;
б) позитивизма; г) диалектики.
20. Создал учение о «сверхчеловеке»:
а) А. Шопенгауэр; в) Ф. Ницше;
б) С. Кьеркегор; г) А. Бергсон.
21. К представителям философии экзистенциализма относится:
а) Ж.-П. Сартр; в) К.-Г. Юнг;
б) О. Конт; г) Б. Рассел.
22. Автором произведения «Бегство от свободы» является:
а) Э. Фромм; в) А. Камю;
б) З. Фрейд; г) К. Ясперс.
23. Выдвинул принцип верификации:
а) К. Поппер; в) Р. Карнап;
б) З. Фрейд; г) Б. Рассел.
24. Представителем философской антропологии является:
а) М. Шелер; в) А. Адлер;
б) Э. Фромм; г) М. Хайдеггер.
25. Автором философского произведения «О человеке, его смертности и бессмертии» является:
а) М.В. Ломоносов; в) Н.И. Новиков;
б) А.Н. Радищев; г) П.Я. Чаадаев.
26. Автором философского произведения «Философические письма» является:
а) А.Н. Радищев; в) Г.С. Сковорода;
б) П.Я. Чаадаев; г) А.С. Хомяков.
27. Основоположником «философии всеединства» является:
а) Н.А. Бердяев; в) В.С. Соловьев;
б) Н.Я. Данилевский; г) Н.Ф. Федоров.
28. Человек имеет определенное предназначение во Вселенной и тесно с ней связан, согласно учению:
а) экзистенциализма; в) теоцентризма;
б) провиденциализма; г) космизма.
29. Философы, опирающиеся на положение об одной субстанции и исходящие из того, что действительность в основном своем качестве едина, называются:
а) монисты; в) плюралисты;
б) дуалисты; г) материалисты.
30. Изучает сущность бытия самого по себе, вопросы устройства мира в целом:
а) диалектика; в) гносеология;
б) онтология; г) аксиология.
31. К атрибутам материи не относится:
а) пространство; в) движение;
б) масса; г) время.
32. Философское учение, согласно которому субстанций существует бесчисленное множество, называется:
а) монизм; в) плюрализм;
б) дуализм; г) диалектика.
33. Выберите правильный вариант соотношения категорий движение и развитие:
а) эти понятия тождественны;
б) развитие – вариант движения;
в) движение – вариант развития;
г) эти понятия никак не связаны.
34. Учение о саморазвитии мира по определенным законам называется:
а) диалектика; в) дуализм;
б) метафизика; г) агностицизм.
35. Закон единства и взаимодействия противоположностей определяет в развитии его:
а) направленность; в) источник;
б) преемственность; г) механизм.
36. Диалектику как искусство вести диалог и спорить с целью достижения истины путем столкновения мнений понимал:
а) Сократ; в) Фалес;
б) Конфуций; г) Анаксимен.
37. Высшей, свойственной лишь человеку, формой отражения объективной действительности, «субъективным образом объективного мира» является:
а) информация; в) язык;
б) бессознательное; г) сознание.
38. Основоположником учения о бессознательном является:
а) К. Ясперс; в) З. Фрейд;
б) К.-Г. Юнг; г) Э. Фромм.
39. Социально обусловленной знаковой системой, выполняющей функции передачи мыслей от человека к человеку, накопления достижений культуры является:
а) речь; в) сознание;
б) информация; г) язык.
40. Отражение общественного бытия в сознании людей, наиболее важные идеи, взгляды, представления, знания, убеждения людей, благодаря которым они объединяются в общество – это:
а) общественные отношения;
б) общественная психология;
в) общественное сознание;
г) общественная идеология.
41. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознание называется:
а) истиной; в) точкой зрения;
б) правдой; г) концепцией.
42. К формам рационального познания не относится:
а) понятие; в) восприятие;
б) суждение; г) умозаключение.
43. Философы, утверждающие, что мир непознаваем, называются:
а) плюралисты; в) метафизики;
б) диалектики; г) агностики.
44. Носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на то, что изменяют и познают – это:
а) объект; в) субъект;
б) предмет; г) человек.
45. Способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности называется:
а) системой; в) методом;
б) методикой; г) методологией.
46. Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части называется:
а) синтезом; в) анализом;
б) разъединением; г) сравнением.
47. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности называется:
а) фантазией; в) представлением;
б) восприятием; г) ощущением.
48. Форма общественного сознания, система объективных теоретических знаний о мире называется:
а) искусство; в) политика;
б) наука; г) право.
49. Наиболее общие закономерности бытия человека как целостного существа в обществе и природе изучает:
а) аксиология; в) антропология;
б) философская антропология; г) онтология.
50. Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни – это:
а) личность; в) индивидуальность;
б) человек; г) индивид.
51. Способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека называется:
а) активностью; в) познанием;
б) трудом; г) деятельностью.
52. Человек является результатом своего труда согласно учению:
а) И. канта; в) Д. Дидро;
б) Г. Гегеля; г) Ф. Шеллинга.
53. Сущность натуралистической модели общества раскрывает следующее суждение:
а) географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества;
б) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль;
в) законы развития общества отличны от законов природы;
г) природная среда – необходимое условие существования людей.
54. Сущность технократической концепции общества раскрывается в суждении:
а) жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального, разума и инстинктов;
б) история есть результат деятельности мирового разума;
в) общество – продукт взаимодействия различных равноценных факторов;
г) основой общества является развитие науки и техники.
55. Сущность материалистического подхода к обеспечению исторического процесса раскрывается в суждении:
а) идеи, взгляды людей определяются уровнем развития техники;
б) общественное бытие определяет общественное сознание;
в) общественное развитие всецело определяется общественным мнением людей, их моральными, религиозными, политическим взглядами;
г) основой всех социальных изменений является Мировая Воля.
56. Раздел философии, рассматривающий наиболее общие законы и закономерности существования и развития общества как целостной системы, существующей во взаимосвязи с объективным миром, называется:
а) философская антропология; в) социальная философия;
б) гносеология; г) диалектика.
57. По мере развития человеческой свободы ответственность человека:
а) не изменяется; в) снижается;
б) возрастает; г) точно нельзя сказать.
58. «Широкая общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном развитии общества». Это:
а) масса; в) народ;
б) нация; г) партия.
59. К чертам формационного подхода к развитию общества относится следующее утверждение:
а) в основе общественной жизни лежит организация материального производства;
б) существует множество равнозначных путей развития общества;
в) существует периодическое повторение тенденций в истории общества;
г) разные общественные системы принципиально равноценны.
60. К чертам цивилизационного подхода относится следующее утверждение:
а) длительной тенденцией в истории общества является прогресс;
б) в основе общественных систем лежат духовные ценности;
в) существует «магистральный» путь развития общества;
г) одни общественные системы лучше (прогрессивнее) других.
61. Метод социального прогнозирования, состоящий в продолжении в будущее тенденцией, которые имеют место в настоящем, называется:
а) моделирование; в) сравнение;
б) обобщение; г) экстраполяция.
62. Форма развития общества, представляющая собой поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвет, называется:
а) прогресс; в) коэволюция;
б) регресс; г) эволюция.
63. Совместное, согласованное развитие природы и общества необходимо для решения глобальных проблем согласно концепции:
а) «человеческой революции»; в) «устойчивого развития»;
б) «нового гуманизма»; г) «коэволюции».
64. Глобальной проблемой, решение которой является необходимым условием для решения всех других глобальных проблем является:
а) энергетическая проблема; в) демографическая проблема;
б) проблема сохранения мира; г) неравномерности развития стран мира.