Понятие природы. Формы восприятия природы в истории философии

Философия природы.

Философия

Гродно 2013

Тема: «ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ»

Цель: Раскрыть понятия «природа» и показать связь природы и общества.

План

1. Понятие природы. Формы восприятия природы в истории философии.

2. Понятия экосферы, техносферы, биосферы и ноосферы

3. Природа как самоорганизующаяся система и как среда обитания человека.

4. Природа и общество. Научно-технический прогресс и экология.

Понятие природы. Формы восприятия природы в истории философии.

Понятие «природа» употребляется, узком и широком смысле. В узком смысле – природа – это совокупность естественных условий существования человека и человечества.

В широком значении – это вся Вселенная, т.е. это материя, взятая во всём многообразии её форм. По отношению к понятию «природа» противоположностью является понятие «культуры», т.е. преобразованная человеком природа, всё освоенное, возделанное, преобразованное человеком.

Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связаны с природой, т.к. сам человек есть часть природы.

В истории философии существовали и существуют различные точки зрения на природу.

В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое. Человек не противопоставляется природе и мыслился как одна из её частей. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

Совершенно иначе рассматривалась природа в средневековой христианской культуре. Природа и сам человек толковалось как нечто сотворённое Богом. Однако природа считалась чем-то более низким, чем сам человек, т.к. в процессе творения человек был наделён божественным началом – душой. А природа души не имеет. Нередко она даже мыслилась как источник зла, которое необходимо преодолеть. Жизнь человека выступала как борение божественного начала – души с греховным природным началом – телом.

Вместе с тем в недрах христианского мышления существовала и другая линия в отношении природы. Её сущность сводится к следующему: Бог дал людям две книги, Библию в которой его мудрость явлена непосредственно, и книгу природы, где Бог запечатлел свою мудрость «на камне творения». Эти воззрения в дальнейшем сыграли положительную роль в возникновении науки о природе – естествознания.

В эпоху Возрождения отношение к природе значительно изменилось. Человек видит в природе источник радости и наслаждения, открыл для себя её красоту.

Природа стала пониматься как убежище, которое противостоит развращенной и порочной человеческой цивилизации.

Французский мыслитель Ж.Ж.Руссо (1712-1778) утверждал, что переход человека от природного (естественного) состояния к социальному является источником всех несчастий человечества.

В период становления промышленного капитализма (Новое время) возник ещё один тип отношения человека к природе. Сущность этого отношения состоит в том, что человек должен господствовать над природой, а природа – это кладовая, из которой можно и нужно брать без всякой меры и счёта.

Английский философ Ф.Бэкон (1561-1626) провозгласил целью науки и научного познания вырвать, отнять у природы все её тайны, чтобы в ней безраздельно хозяйничать.

Такое потребительское отношение к природе во многом сохранилось и до настоящего времени.

Современная, научно-технологическая модель отношения человека к природе в качестве своего идеала видит деятельностно-активное отношение к природе, нацеленное на развитие промышленности, техники, научное познание природы. Особое внимание сегодня уделяется разработке диалогической, партнерской модели отношения человека к природе в контексте концепции устойчивого развития человечества. Устойчивое развитие – глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Философы обращают внимание на опасность неограниченного употребления мощи научно-технического современного общества, предупреждают о трагических последствиях потребительского отношения к природе. Во взаимодействии природы и общества должны утверждаться разумность и гуманность - коэволюция. Коэволюционный императив (требование) – в современной цивилизации означает необходимость согласованного взаимодействия человека и природы, поиск оптимального соотношения человека и биосферы, требования соизмерять потребности человечества с реальными возможностями биосферы, запрещать те виды преобразовательной деятельности человека, которые вызывают необратимые изменения биосферы и несут угрозу существованию живой природы и человечества.

2. . Понятия экосферы, техносферы, биосферы и ноосферы

Непосредственная среда обитания че­ловечества и реализации им своей деятельности описывается понятием «экосфера». Экосфера включает в себя часть биосфе­ры Земли, с которой активно взаимодействует общество, гид­росферу, часть атмосферы, литосферы, природные ландшафты, а также созданную и постоянно развиваемую человечеством техносферу

Техносфера - естественные отходы жизнедеятель­ности огромного количества людей, населяющих сегодня нашу планету.

Экология(от греч. eikas - жилище и logos- уче­ние) наука о взаимодействии организмов с окружающей средой. Экология изучает положение чело­века в экосистемах; антропогенное воздействие на биосферу; взаимоотношения общества и природы, искусственную и ес­тественную среду обитания, техносферу и биосферу.

Природа - сложная система, которая состоит из объектов и процессов, имеющих естественное происхождение. Важной особенностью природы является ее способность к самооргани­зации и саморазвитию.

Представление о единстве всех биохимических и физичес­ких процессов, протекающих на Земле, принципах развита живого вещества и человеческого общества, понимание жиз­ни как космического явления и другие положения составляют идейный смысл принципа коэволюции.

Современное гуманистическое осмысление взаимоотношений общества и природы представлено в концепциях ноосферы, пределов роста и др. Концепция ноосферы получила развитие в трудах французского философа Тейяра де Шардена и русского ученого В. И. Вернадского.

Биосфера - область живых организмов на нашей планете, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросфе­ру, и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органично взаимосвязаны, образуя целос­тную динамичную систему. Термин «биосфера» был введен в культурный оборот в 1875 г. австрийским ученым Э. Зюссом.

Мировоззренческое учение о биосфере как об активной оболочке Земли сформулировал В. И. Вернадский в 1926 г., который не только развивал учение о биосфере (живой оболочке Земли), но и активно разрабатывал учение о ноосфере (целост­ной разумной оболочке Земли, населенной людьми и преобра­зованной ими).

Ноосфера (с греч. букв. - сфера разума) - качественно но­вый этап в развитии. биосферы, формируется под влиянием разумной деятельности человека, границы которой постоянно расширяются, что обуславливает высокую ответственность че­ловека за процессы эволюции планеты. Понятие «ноосфера» было введено в культурный оборот в 1927 г. французскими учеными Э. Леруа и П. Тейром де Шарденом. Большой вклад в понимание содержания ноосферы внес В. И. Вернадский, который подчеркивал необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному и бездумному отношению к ней. В современной философии в развитии учения о ноосфере активно использу­ются понятия - техносфера, антропосфера, социосфера.

Во взаимоотношениях общества и природы основополага­ющую роль должны играть экологические императивы и при­нцип коэволюции человека и биосферы.

Наши рекомендации