Природа и общество. Научно-технический прогресс и экология
Понятие «общество» употребляется в двух значениях: в широком и в узком.
В широком смысле общество – это вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В узком смысле общество – это определённая общественно-экономическая формация (или этапы в её развитии).
Природа и общество неразрывно связаны. Природа – это не только среда обитания и деятельности человека, но своеобразный арсенал средств труда и специфическая «кладовая» продуктов питания.
Существует несколько отличий природы и общества.
Они различаются по своему содержанию. Общество состоит из элементов, не созданных самопроизвольным развитием природы. Орудия и условия труда и сами люди, способные к созданию средств труда – это уже преобразованная («вторая») природа.
Различаются общество и природа и по способу существования. Способ существования живой природы – обмен веществ, а способ существования общества является процесс материального производства.
Ещё одно отличие природы от общества. Оно проявляется в специфике законов их существования. Природные законы существовали до возникновения общества и могут существовать без общества, а общественные законы без людей существовать не могут.
Природа не может изменить сущности общества, но оказывает влияние на различные стороны общественной жизни.
Можно выделить несколько аспектов такого влияния:
· Природные условия могут ускорять развитие общества (если они благоприятны), и могут его замедлять (если они неблагоприятные);
· Внешняя природа (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.) могут уничтожить плоды цивилизации.
· Природа оказывает влияние на специфику сельского хозяйства, на размещение производительных сил и общественное разделение труда.
· Для развития общества небезразлично, сколько природных материалов (нефть, уголь и пр.) находится в недрах Земли.
Современный человек должен заботиться о последствиях своей деятельности в природе, отказаться от стереотипа «завоевателя» природы.
Контрольные вопросы
1 Какие существуют представления о природе?
2 Как воспринималась природа в различные времена?
3 Какие формы восприятия природы отражены в истории философии?
4 Как понимать: «природа самоорганизующая система и среда обитания человека?»
5 Какие структурные уровни материи существуют в неживой природе?
6 Какие структурные уровни материи различают в живой природе?
7 Что такое общество в широком и узком смысле?
8 Какие существуют отличия общества от природы?
9 Какие аспекты влияния природных условий на жизнь общества можно отметить?
10 Оправдан ли стереотип человек – завоеватель природы?»
Тестовые вопросы:
1. Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова:
а) бытие,
б) материя,
в) небытие.
2. Назовите тип цивилизации, для которого характерна идеология ненасилия в отношениях человека и природы:
а) западная цивилизация;
б) восточная цивилизация.
в) микенская цивилизация;
г) средиземноморская цивилизация;
3.Что означает греческое слово «техника»?
мастерство
машина
рычаг
шестерня
4. Каким термином обозначается совокупность проблем, касающихся в той или иной степени всех стран и народов, решение которых возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества?
глобальные проблемы
проблемы демилитаризации
экологические проблемы
энергетические проблемы
5. Каким термином обозначается философия природы, т. е. философия, в которой природа рассматривается умозрительно в ее целостности?
натурализм
натурфилософия
природоведение
физиогномика
6. Как называется совокупность наук о природе, использующих методы эмпирического исследования?
гносеология
естествознание
натурфилософия
природопользование
7. Какой процесс, по словам К. Маркса, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между человеком и природой?
мышление
потребление
размножение
труд
8. Как называется процесс взаимодействия человека и природы, когда не только природу приспосабливают к нуждам человечества, но и человечество меняется ради сбережения природы?
инволюция
коэволюция
революция
эволюция
9. Как называется оболочка Земли, заселенная живыми организмами и содержащая продукты их жизнедеятельности?
атмосфера
биосфера
гидросфера
литосфера
10. Кто разработал основы учения о биосфере?
Аристотель
В.И. Вернадский
Ч. Дарвин
Э. Зюсс
11. Как называется высшая стадия развития биосферы, на которой разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития?
макросфера
микросфера
ноосфера
экзосфера
12. Как называется сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития?
атмосфера
батисфера
биосфера
ноосфера
Задания
1. Подготовить ответы на контрольные и тестовые вопросы.
Составить глоссарий из 10-15 ключевых понятий темы.
Литература
1. История философии: Учебник / Ч.С.Кирвель, А.А.Бородич, У.Д.Розенфельд и др.. Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск: Новое знание, 2001. – 792 с..
2. Кулик С.П. История философии: учеб. пособие / С.П.Кулик, Н.У. Тиханович, под общ.ред. С.П.Кулика. – Минск: Выш.шк., 2007. – 316 с.
3. Мартынов М.И. Философия: курс интенсив. подгот. / М.И.Мартынов, Л.Г.Кравченко. – 2-е изд.. – Минск ТетраСистемс, 2008. – 320 с.
4. Философия: учеб. пособие /Я.С.Яскевич – Минск: Выш. шк., 2012 – 474 с.
Дополнительная
1. Философская энциклопедия под ред. В. Константинова. В 5 томах. М. 1960-1970.
2. Философский энциклопедический словарь. М.1994. Статьи «Философия», «Материализм», «Идеализм», «Диалектика», «Метафизика», «Материя», «Догматизм», «Эклектика», «Софистика», «Агностицизм», «Гносеология», «Онтология».