Указанные проблемы по-разному решались в истории философии. Можно выделить следующие подходы к пониманию человека
1) Рационально-этический подход. Этот подход формировался со времен античной философии и характерен, прежде всего, для Сократа. Сократ, рассматривая человека как единство души и тела, полагал, что сущность человека определяется душой. Душу он отождествлял с разумом, который ответственен за нравственное поведение человека, за добродетель.
Представителями данного подхода являются (кроме Сократа) Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант и Гегель. Основные положения, характерные для рационально-этического подхода к человеку. Сущность человека, определяется разумом; человек может создавать моральные нормы и ведет себя по законам долга (как считал Кант). Предназначение человека в совершенствовании себя и окружающего мира.
2) Теологический подход. В рамках данного подхода человек понимается как творение Бога. Утверждается, что человек - создан по образу и подобию Бога, он имеет божественную душу и грешное тело. Сущность человека определяется душою, а по своей природе человек дуален. Но некоторые мыслители (например, представитель патристики Ориген) предлагают тройственную схему: человек – это единство тела, души и духа, причем душа должна управлять телом, а дух - душой. В рамках данного подхода человек понимается как духовное существо, предназначение которого заключается в спасении, т.е. очищении от грехов и спасении души. Поскольку человек – это телесное существо, постольку он греховен, исходя из библейской традиции, можно говорить о первородном грехе, который понимается, прежде всего, не как сексуальный грех, а как стремление к познанию и гордыня (отведав запретный плод, первые люди захотели сравняться с Богом). Человек обрел знание, но потерял бессмертие.
В XVIII-XIX веках начинают появляться новые аспекты в религиозной антропологии, связанные с новыми данными биологии, естествознания (теория эволюции). Было предложено читать Библию не буквально, не дословно, а символически (речь идет о прочтении хронологии и т.п.).
Представителями теологического подхода в философии XX века были такие философы, как: Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955 гг.). Выдающийся палеоантрополог и палеонтолог и в то же время теолог (католического направления) попытался рассмотреть проблему возникновения человека через связь любви к Богу и развитие. Он полагал, что человек является закономерным этапом, звеном в процессе эволюции, который проходит через гео-, био-, психо- и неогенез. Шардену принадлежит идея, что первый человек – не конкретный Адам, а группа людей, и юность у них длилась несколько тысячелетий.
3) Натуралистический подход. Хотя данный подход начал формироваться еще в античности, довольно влиятельным он становится с середины XVIII в., что связано с распространением значительных пантеистических концепций. В пантеизме Лессинга, Гете и др. человек понимался как неотъемлемая часть природы. Естественнонаучной базой данной концепции в XIX веке выступали концепции Дарвина, Гексли и Геккеля. В рамках данного подхода утверждается, что сущность человека в его природе, в его биологическом существе.
В качестве примера можно привести идеи Ф. Ницше, который полагал, что человек – это еще не завершенное («неставшее») существо, у которого есть два пути развития: либо деградация до обезьяны, либо или путь к сверхчеловеку. Но, согласно Ницше, эти пути уже предопределены человеческой природой: отличие людей по их природе в том, насколько сильно в них заложена воля к власти. Если «воля к власти» слаба, то перед нами - «лань», которая может лишь «щипать травку» и быть пищей для хищников, а если «воля к власти» сильна, то перед нами - «тигр» (сверхчеловек), призванный повелевать ланями. Для каждого типа человека свойственна своя мораль. По мнению Ницше, слабые, т.е. «лани» создали христианскую мораль - мораль рабов, проповедующую сострадание и милосердие; а сверхчеловек находится вне добра и зла. Для сверхлюдей характерна мораль господ, основанная на аристократизме и благородстве.
А также в качестве примера приведем идеи З. Фрейда. Он полагал, что психика человека представляет собой единство сверхсознания (Сверх-Я), т.е. моральных, религиозных норм и запретов, сознания и подсознания (Оно), бессознательного. По Фрейду, «Оно» состоит из двух бессознательных влечений – Эроса (сексуального влечения) и Танатоса (влечения к смерти, агрессии) и всё поведение человека управляется этими влечениями оно.
К представителям данного подхода можно отнести также и представителей социобиологии, утверждающих, что между человеком и животным нет качественного отличия, т.к. все нормы морали, культура, социальные отношения являются лишь продолжением наших инстинктов.
4) Социологический подход (тесно связан с марксизмом). Кроме К.Маркса и других представителей марксистской философии, представителями данного подхода являются и такие социологи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер. В рамках данного подхода утверждается, что человек становиться человеком только в обществе. Сущность человека определяется обществом: например, К.Маркс считал, что сущность человека определяется совокупностью общественных отношений. Предназначение человека, смысл его жизни представители данного подхода видели в служении обществу. Они полагали, что человек может реализоваться только в обществе, изменяя и преобразовывая его.
5) Экзистенциалистский подход. Представителя данного подхода к пониманию человека являются экзистенциалисты религиозного (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и нерелигиозного (А. Камю, Ж.-П. Сартр) направлений, которых объединяет общее философское положение: существование человека предшествует его сущности. У других существ сущность изначальна: из желудя вырастет дуб, а из поросенка – «свинка». Сущность человека создается самим человеком на протяжении всей жизни. Согласно экзистенциалистам, человек сам свободно выбирает свою сущность и несет ответственность за свой выбор. Человек обречен на свободу. Свобода человека связана с постоянным выбором, а выбирая, человек чувствует ответственность перед собой и перед другими за свой выбор. Отсюда его внутренний мир – это мир переживаний, тревоги из-за правильности или неправильности выбора.
Сущность человека в потоке переживаний, эмоций. Человек испытывает не только тревогу, но и переживает свое бытие в мире в следующих эмоциях: заброшенность в мир, ужас перед «ничто» (смертью), переживание абсурдности бытия и отчаяние. Самая сильная эмоция – страх. Осмысляя пограничную ситуацию между жизнью и смертью, человек открывает смысл своего существования. Хотя, следует заметить, что многие экзистенциалисты настаивали на бессмысленности человеческого существования.
Сделаем вывод: Каждая концепция, выделяя важный аспект сущности человека, не дает его целостного, системного понимания. Подобное понимание человека предлагает синтетический или социокультурный подход.
6) Синтетический подход или социокультурный подход. Идея создания синтетической антропологической концепции принадлежит Максу Шелеру, лидеру такого течения в западной философии, как философская антропология. Но ее реализация началась в конце XX в. после его смерти (1938). В рамках философской антропологии была предпринята попытка соединить основные подходы к пониманию сущности человека: натуралистический, рационально-этический, социологический и др.
Человек понимается как биосоциокультурное существо. Он не завершен от природы и открыт миру. Человек формируется в определенной культуре. Человеком не рождаются, а становятся. И для становления важно самопознание и образцовый (идеальный) человек, заданный идеалами обществ и культуры. Человек реализует себя в культуре, и даже простейшие жизненные акты выполняет не инстинктивно, а в соответствии с общественными, культурными нормами и ценностями. Можно сказать, что человек «рождается» трижды: во-первых, как индивид (т.е. биологическое, природное существо); во-вторых, как индивидуальность (т.е. духовное существо); в-третьих, как личность (т.е. социальное существо). Таким образом, человек представляет собой биосоциокультурное существо, в котором его природное начало преобразуется социальным, в результате чего возникает уникальная человеческая духовность.
Проблема личности в философии.
Социальная среда и личность.
Личность.
Чтобы рассмотреть, что такое личность, необходимо рассмотреть соотношение трех понятий:
1. Индивид – данное понятия обозначает биологическое существо; индивидом является любой представитель человеческого рода.
2. Индивидуальность – это понятие обозначает уникальную неповторимость человека, особую совокупность его духовных свойств, его особые, неповторимые черты характера, психики и т.п.
3. Личность – это понятие обозначает представителя конкретного общества, указывает на социальные характеристики человека (самосознание, ответственность). Личность - субъект социальной жизни, носитель социальных ценностей. Личностью человек становится только в обществе, в результате социализации. Личность характеризуется такими качествами, как ответственность и самосознание. Структура личности определяется системой ценностей. Поведение личности в обществе осуществляется через систему социальных ролей (каждая «роль» задает определенный тип поведения). Личность и общество всегда находятся в перманентном конфликте.
Взаимосвязь социальной среды и личности
Когда мы говорим о проблемах соотношения социальной среды и личности, мы выделяем три проблемы:
1. Проблема формирования личности.
2. Проблема отчуждения.
3. Проблема роли личности в истории.
Социальная среда признается важнейшим фактором формирования личности, которая является результатом процесса социализации. Выделяют следующие факторы формирования личности:
- «макросреда» - культурная эпоха, общество в целом;
- «микросреда» - семья, непосредственное окружение, и – очень важный элемент - референтная группа (это «группа» реальных или вымышленных людей, на ценности которых ориентируется человек);
- сам человек, его активность, которая задана его потребностями, реализующимися в ценностях.
Проблема отчуждения. Понятие «отчуждение» сформировалось в немецкой классической философии – у Гегеля и Фейербаха.
Отчуждение понимается как общественный процесс, заключающийся в том, что сама человеческая деятельность и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, не зависящую от человека и даже враждебную ему.
Различные философские течения определенным образом подходят к выявлению истоков отчуждения:
Социально-экономический подход (сформировался в марксизме). Причину отчуждения представители данного подхода видят в возникновении частной собственности. В рамках данного подхода утверждается, что в условиях частной собственности человек находится в зависимости от вещей, созданных его трудом и низводится до их уровня, таким образом он отчуждается от своей сущности.
Экзистенциалистский подход. В рамках данного подхода утверждается, что возникновение отчуждения – это не социально-экономический процесс, а результат обезличения человека в «безличностном» (Man) обществе. Человек живет в обществе, но он в нем одинок. Он обречен на свободу, т.е. на выбор, который никто не может сделать за него. Но его свобода не безгранична – ее ограничивает наличие других людей: «Есть Я, но я должен считаться с другими людьми. Считаясь с другими, ограничиваешь себя». Экзистенциалисты полагают, что отчуждение в абсурдности бытия; человек обезличен, он как растение – без сущности.
Фрейдистский подход. В психоанализе утверждается, что отчуждение - это неотъемлемая черта общества, которая порождена противоречием между культурой и бессознательным. Культура (религия, мораль и т.п.) ограничивает подсознательные инстинкты – Эрос (сексуальное влечение) и Танатос (влечение к смерти). Культура ограничивает бессознательное, подчиняя себе: человек может подчиниться давлению и результатом этого являются неврозы, психические заболевания и т.п., но может сублимировать бессознательное. Сублимация (возвышение) представляет собой изменение направленности удовольствий и способов их получения. Например, сублимация, преобразование агрессии осуществляется в соревновании, борьбе за выживание и т.п., - в экономике, спорте и т.д. Но получаемые от этого удовольствия являются деформированными, искусственными удовольствиями, ведущими к отчуждению.
В настоящее время выделяют такие аспекты отчуждения, как: экономические, социальные (от общества, семьи), психологические и т.п. Отчуждение проявляется в сознании индивида следующим образом: обнаруживается разрыв между ожиданиями человека и теми реалиями, ценностями и нормами, которые общество ему предлагает. Из-за этого несоответствия человек воспринимает систему ценностей и норм общества как чуждые и враждебные себе. В силу этого, параллельно с ним развивается чувство одиночества, изоляции. Не будучи принятым этим обществом, человек выстраивает собственную, противоположную общественным нормам систему ценностей и начинает совершать асоциальные поступки (девиантное поведение, нигилизм).
Можно выделить следующие формы отчуждения:
- отчуждение творческого начала человека в ходе машинного производства (конвейер, автоматизация); не машина находится на службе у человека, а человек у машины.
- отчуждение результатов человеческого труда. С развитием товарного производства товар может быть отчужден от человека, таким образом он господствует над производителем.
- отчуждение социальных институтов и организаций, которые первоначально возникли для обслуживания человека, для помощи ему, а впоследствии приобрели автономное значение и начали навязывать человеку свои нормы и правила, возвысившись над человеком.
Например: Государство возникло из необходимости управления людьми в целях их выживания и реализации благ для каждого человека. В дальнейшем произошел отрыв государства от людей, в государственной системе выделился аппарат со своими интересами. В результате произошла бюрократизация системы, у бюрократического аппарата возникли свои потребности, которые удовлетворялись за счет всех людей. В результате усложнения системы общественных отношений аналогичный процесс стал характерен и для церкви, и для других социальных институтов, отчужденных от человека.
Другой пример: отчуждение идеологии от жизни привело к формированию ложных, намертво извращающих реальность теорий – утопий (и коммунистических, и консервативных). Подчиненный идеологии, человек начинает «строить воздушные замки», выдумывать реальность, в которой он будет жить.
Возможны следующие пути преодоления отчуждения:
- социальная революция;
- мужественное осмысление и переживание бытия;
- личностная гармонизация.
Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза
Антропосоциогенез – дословно - происхождение человека и общества. В понимании данного процесса можно выделить два основных подхода:
1. Концепция креационизма, согласно которой мир и человек сотворены Богом.
2. Концепция естественного происхождения человека.