I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения
Классическая немецкая философия – это один из феноменов философии эпохи Просвещения.
Просвещение – это общественно-историческое движение, построенное на основе критики общества с позиции разума и попытке реформировать его на основе просветительства, то есть распространения нравственности, знаний и образования.
В анализе общества просветители опирались на концепции:
1. Естественного права (сформулировал Джон Локк) – все люди от рождения равны и обладают равными правами (право на жизнь, собственность, свободу).
2. Общественного договора. Общество надо реформировать на основе заключения договора с народом о том, что монарх обязуется заботиться о народе, а народ будет поддерживать его политику.
Просветители ориентировались на ценности свободы, равенство и братства.
Представители немецкой классической философии:
Иммануил Кант (1724 – 1804), И.Г. Фихте, Й. Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), Людвиг Фейербах (1804 - 1872).
Основные черты немецкой классической философии:
1. Разрабатывается диалектика как метод и система (Фейербах к диалектике относился критически, предлагал заменить ее формальной логикой).
2. Философия идеалистическая, (Фейербах обратился к материализму).
3. Классическая немецкая философия ориентируется преимущественно на рационализм, т. е. законы бытия тождественны законам мышления.
4. В немецкой классической философии, начиная с Канта, началось преодоление противостояния рационализма и эмпиризма.
5. В рамках этой философии формируется интерпретация познающего субъекта как активного, т. е. субъект вмешивается в процесс познания (не является «чистой доской»).
6. Классическая немецкая философия - философия, представители которой были сторонниками теории исторического прогресса.
II. Философия И. Канта
1. Докритический период в философии Канта продолжалсядо 1770 г. В качестве последователя Ньютона Кант выдвигает гипотезу, сейчас называемую гипотезой Канта-Лапласа. В этот период он является деистом (в деизме Бог рассматривается как творец первоматерии, которая затем существует и развивается по своим собственным законам - законам Ньютона). Благодаря космогонической гипотезе Кант ввёл в естествознание диалектику, историзм (идея развития Солнечной системы и других планетных систем).
Кант пытался осмыслить проблему свободы человека, но она не совмещалась с его установками на Ньютоновскую классическую механику. Вывод Канта: Вся предшествующая философия зашла в тупик. Она рассуждает о высших предметах (Бог, душа, Вселенная), не исследовав условия и возможности их познания.
2. Критический период философии. Кант предлагает реформировать предмет философии. По его мнению, философия должна ответить на вопросы: 1. Что я могу знать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть истина». 2. Что я должен делать? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть добро». 3. На что я могу надеяться? Ответ на этот вопрос даст нам знание «что есть красота». В работе «Критика чистого разума» Кант выявляет условия и границы нашего познания. Он пытается очистить теорию познания от недостатков рационализма и эмпиризма.
Кант согласен с эмпиризмом, что наше знание начинается с опыта. Но, он подчеркивает, что в опыте нам не даны математические знания, так как данные опыта не обладают всеобщностью и необходимостью. Значит, можно согласиться с рационализмом, что истоки нашего знания не ограничиваются опытом. Кант считает, что у человека нет врождённых идей, но некоторые знания человека являются априорными (т.е. доопытными) - они формируются в процессе ЭПИГЕНЕЗА чистого разума. Тем не менее, Кант не согласен с рационализмом, что источником истинного знания является только разум.
Теория познания Канта
1. Кант, пытаясь преодолеть недостатки эмпиризма и рационализма, выделяет три способа познания: чувственность, рассудок, разум. Он признает, что хотя наше познание начинается с опыта, мы обладаем априорным (доопытным) знанием.
2. Всё существующее, т.е. то, что мы пытаемся познать, делится на два вида: явления и вещи в себе.
3. Рассматривая чувственность (данные опыта), Кант обнаруживает априорные формы, позволяющие упорядочивать явления. Это пространство и время. Здесь Канта можно назвать субъективным идеалистом.
4. Рассматривая рассудок, Кант обнаруживает в нем также чистые априорные формы, т.е. категории, позволяющие упорядочивать явления, т.е. данные опыта. Рассудок – это способность судить, связывать понятия. Кант выделил следующие категории: качества, количества, отношения, модальность. Они все заключены в рассудке как чистые формы и через них мы воспринимаем мир.
5. Кант приходит к выводу, что и в чувственности и в рассудке мы имеем дело только с явлениями, но не с вещами в себе. Разум выходит за пределы опыта, он направлен на постижение вещей в себе (душа, Бог, вселенная). Кант утверждает, что когда разум пытается постичь вещи в себе, он впадает в противоречия, например, рассуждая о Вселенной в целом, мы сталкиваемся с антиномиями. В философии Канта появляется понятие антиномии, обозначающее два положения одинаково истинные и недоказуемые, которые противоречат друг другу. Натолкнувшись на антиномии, разум не может постичь вещь в себе. Кант делает выводы о непознаваемости вещей в себе. Эту позицию мы можем назвать агностицизмом.
6. Выводы: а) В учении об антиномиях как о противоречиях познания Кант приходит к диалектическим идеям. (В этом его значение для философии как родоначальника классической немецкой философии - философии диалектической). б). Вывод Канта агностичен (агностицизм – учение о непознаваемости мира), так как для него с одной стороны мы посредством априорного знания конструируем мир, а с другой стороны, между явлениями и вещью в себе - пропасть и поэтому, вещи в себе непознаваемы.
Учение о нравственности.
Кант полагает, что в чистом разуме нет свободы, он ограничен априорными формами. Тогда Кант переходит к исследованию практического разума. В отличие от чистого разума – практический разум сам может устанавливать законы человеческого поведения. В учении о нравственности (этике) Кант развивает представление об активности практического разума, который создает нравственные законы. Основанием этих законов является наличие у человека души и, соответственно, свободной воли. Законы практического разума Кант называет императивами – повелениями. Он выделяет два вида императивов:
- Гипотетические, определяющие законы поведения в соответствии с этикой разумного эгоизма, когда люди поступают, преследуя какие-либо собственные цели, но без ущерба другим людям.
- Категорические, определяющие законы истинной нравственности, которая регулируется долгом и контролируется совестью.
Увидев категорические императивы, прежде всего, в библейских заповедях, Кант дал им следующие определения:
1. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли, могла бы в то же время иметь силу всеобщего законодательства».
2. «Относись к человеку всегда как к цели, а не как к средству».
3. «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Теория прогресса по Канту. Кант считал, что исторический процесс бесконечен. Его причиной являются противоречивые отношения между людьми -антагонизмы, которые заставляют людей нравственно совершенствоваться и совершенствовать общество.
Вывод: Кант заложил основы диалектики, поставил проблемы перед теорией познания, создал новую концепцию нравственности.