Проблема субстанции формулируется так: Что является субстанцией (первоначалом) и сколько их? Она имеет два аспекта:
I. Качественный- что является субстанцией, - материальное или идеальное? Здесь возможны следующие подходы:
- Материализм, согласно которомупервоначалом является нечто материальное: материя, природа, вещество и т.п.
- Идеализм: объективный (субстанцией является не единичное сознание, а идеальное /духовное/ безличное, например, Абсолютная идея Гегеля, идеи Платона); субъективный (субстанцией является единичное сознание).
II. Количественный – мы задаем вопрос о том сколько субстанций. Здесь возможны следующие подходы:
- Монизм – концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет только одну субстанцию. Например, монист Спиноза утверждал, что субстанция одна – это природа, в которой растворен Бог.
- Дуализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет две, независимые друг от друга субстанции - материальную и духовную.ДуалистДекарт утверждал, что мир имеет две субстанции: протяжение, т.е. материю (материальную субстанцию) и мышление (духовную субстанцию). Они абсолютно независимы друг от друга.
- Плюрализм - концепция, представители которой утверждают, что все сущее имеет бесконечное множество субстанций (больше двух).ПлюралистЛейбниц считал, что субстанцией является монада - единичная духовная частица, не воспринимаемая органами чувств.
Понимание движения, пространства и времени в философии и естествознании. Научная картина мира.
Наука и философия находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В качестве промежуточного, связующего звена философии и науки выступает научная картина мира. Научные картины мира могут быть классифицированы не только по эпохам, но и по степени общности. Так, наряду с общенаучной картиной мира выделяется еще и естественнонаучная картина мира. Она представляет собой идеальную модель природы, объединяющую общие и фундаментальные понятия и принципы естественных наук, и задающую с их помощью определенный тип видения процессов и явлений природы.
Ее основные составляющие:
1. Онтологическая модель объединяет в себе представления о материи, природе и ее атрибутах. Например, дискретно-корпускулярная онтологическая модель была характерна для классического естествознания XVII-XIX веков, континуально-динамическая, основанная на теории относительности, была характерная для науки начала XX века, квантово-полевая модель, объединяющая первую и вторую онтологические модели, характерна для современной науки.
2. Методологическая схема познания представляет собой модель видения объекта, задающую способы его познания, идеалы и нормы построения научного знания. Она определяет общие установки познания, характерные для конкретной эпохи. Например, механицизм был общей установкой классического естествознания.
3. Совокупность общенаучных и философских принципов, которые имеют в рамках научной картины мира универсальный характер. К таким универсальным принципам относятся: принцип материального единства мира, познаваемости, развития, причинности. Эти принципы не опровергаются при смене одной научной картины мира другой, а корректируются и уточняются. Тем не менее, в рамках различных научных картин мира существуют и свои общенаучные принципы, которые изменяются при смене научных картин мира.
В идеале в каждой научной картине мира должна быть определяющая отрасль знания, которая выступает лидером, задавая стандарт (например, механика в XVII-XVIII веках).
В структуре научной картины мира можно выделить категориальный каркас, включающий в себя понятия «материя», «движение», «пространство и время» и «причинность».
I. Материя. Традиционноепонятие материи как субстанции, состоящей из неделимых атомов и обладающей рядом атрибутов (неотъемлемых свойств), где основными свойствами были свойства механические, потребовало коррекции в результате научной революции конца XIX-начала XX веков (открытие электрона, радиоактивности и т.п.). В начале XX века было дано новое философское определение материи. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях (научные инструменты и приборы рассматриваются как продолжение органов чувств) /дано Лениным/. Характерной чертой данного понятия является указание на универсальное свойство материи быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от нашего сознания.
II. Движение. Движение – это философская категория, обозначающая изменение вообще.
Соответственно классификации наук в XIX веке были выделены 5 форм движения материи:
1. Механическая форма движения материи: простое перемещение, изучаемое механикой.
2. Физическая форма движения материи: движение атомов, изучаемое физикой.
3. Химическая форма движения материи: движение молекул, изучаемое химией.
4. Биологическая форма движения материи – обменные процессы, рост организмов и т.п., изучаемые биологией.
5. Социальная форма движения материи: изменения в обществе, войны, революции, контрреволюции, изучаемые социологией.
Но под влиянием развития науки эта классификация форм движения материи была расширена. Так были выявлены такие формы, как квантово-механическая – движение элементарных частиц; движение в мегапространстве и т.д.
Выделяются следующие свойства движения:
1. Материальность - движениене может существовать без носителя.
2. Абсолютность - движение противопоставляется покою, который рассматривается как относительный.
3. Относительность - речь идет об относительности отдельных форм движения материи по отношению друг к другу.
III. Пространство и время. Пространство – это философская категория для обозначения месторасположения предметов по отношению друг к другу; она указывает на то, что тело имеет определенную протяженность, объем и структуру. Время – это философская категория для обозначения следования друг за другом определенных процессов и явлений; она указывает на то, что процессы имеют длительность и направленность.
В истории философии и в естествознания сложились 4 концепции пространства и времени:
1. Объективная концепция – ее представители утверждают, что пространство и время не зависят от сознания человека (Аристотель и многие другие философы).
2. Субъективная концепция предполагает, что пространство и время зависят от человека, от его сознания (Кант).
3. Субстанциальная концепция сформировалась на основе физики Ньютона. Ее сторонники утверждают, что пространство и время абсолютны, т.е. не зависят друг от друга и от материи.
4. Реляционная концепция сформировалась на основе физики Эйнштейна (теории относительности). В ее рамках пространство и время рассматриваются как единый пространственно-временной процесс, связанный с материей.
Выделяют следующие основные свойства пространства:
1. Протяженность
2. Непрерывность
3. Трехмерность
4. Дискретность
Выделяют следующие основные свойства времени:
1. Длительность
2. Направленность
3. Необратимость
4. Одномерность
Диалектика как теория и метод
Диалектика как теория представляет собой учение о всеобщей связи и развитии. В то же время диалектика выступает и методом познания, предполагающим исследование всех процессов и явлений в развитии. Способ мышления противоположный диалектике называется метафизика.
Принципы диалектики
Принцип – это базовое положение, которое лежит в основе теории и принимается без доказательства. В диалектике выделяются такие принципы, как:
1. Принцип всеобщей связи. Онсвязан с такими категориями диалектики, как содержание и форма, часть и целое, система, элемент, структура. Он предполагает, что все явления и процессы прямо или косвенно, опосредованно или непосредственно связаны между собой.
С категориями необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность связан принцип детерминизма (от «детермо» - определяю), предполагающий, что каждое следствие имеет причину, в мире все связано причинно-следственными связями.Но детерминизм является общенаучным, а не всеобщим принципом. Для классического естествознания XVII-XIX веков был характерен лапласовский (механистический) детерминизм. В неклассическом и современном естествознании принят вероятностный детерминизм, не исключающий случайность (исследование стохастических систем). Его возникновение было обусловлено развитием квантово-механических представлений.
2. Принцип развития, предполагающий, что всё развивается, а развитиепонимается как направленное, качественное изменение.
Развитие имеет следующую направленность:
- Прогресс – это усовершенствование, усложнение структуры, появление новых возможностей и тенденций ее развития.
- Регресс – это уменьшение возможностей и тенденций развития, упрощение структуры, деструктуризация.
- Если нет явных прогрессивных или регрессивных изменений, то принято говорить о "развитии в одной плоскости» (термин Северцева).
Законы диалектики
Принципы диалектики конкретизируются в законы. Закон– это устойчивая, повторяющаяся, объективная и необходимая связь явлений и процессов.
1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития (противоречия) и на его движущие силы (борьба противоположностей).
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывает на то, как происходит развитие: от одного качества (как внутренней определенности предмета) путем непрерывных количественных изменений (где количество – это внешняя определенность предмета) через скачок как перерыв постепенности, к новому качеству. Единство качества и количества представляет собой меру, поэтому процесс развития рассматривается как переход от одной меры к другой («узловая линия мер»).
3. Закон отрицания отрицания (закон двойного отрицания) указывает на направленность развития: прогресс - от старого к новому или регресс - возврат к старому. Первое отрицание понимается как «снятие», т.е. снятие поверхностного, несущественного, при сохранении существенного. Второе отрицание – возврат к «якобы старому», но на основе того, что было достигнуто на предыдущем этапе. Гегель рассматривал отрицание отрицания как триаду: тезис – антитезис – синтез.
Категории диалектики конкретизируют принципы и законы диалектики:
1. Категории – это философские понятия, которые имеют большое содержание и объем, универсальны, т.е. охватывают большое количество процессов и явлений мира. Попытки систематизации категорий: Аристотель – выделил 10 категорий (единичное, общее, возможность, действительность, материя (содержание), форма и др.); Кант: категории – доопытные, пустые формы мышления, которые присущи рассудку и благодаря которым происходит упорядочивание явлений (данных опыта). Современная диалектика предполагает, что категории отражают всеобщие, универсальные связи и процессы окружающего мира и практической деятельности человека.
2. Категории представляют собой некую совокупность знаний об отражаемых процессах и предметах, и всегда выявляют проблему.
3. Категории исторически изменчивы. В процессе исторического развития изменяется практическая деятельность человека, изменяются знания, соответственно, возникает новое содержание категорий.
4. Категории обычно объединены в триаду: тезис – антитезис – синтез; например, единичное – всеобщее – особенное или диаду: например, необходимость – случайность.
Виды категорий.
- Единичное, особенное, всеобщее (например, единичное – человек, всеобщее – национальный характер).
Пример: единичное-всеобщее-особенное: мы воспринимаем объект как единичное, но мыслим его как общее, а потом возникает знание об особенном, как единстве всеобщего и единичного.
- Содержание и форма.
- Причина и следствие.
- Необходимость и случайность.
- Возможность – действительность.
- Сущность и явление.
- Система – элемент – структура. На основе этих категорий формируется системный подход.
В современной науке и философии особое место занимает системный подход, сформировавшийся в XIX в. Его основанием был принцип целостности, известный в античности и гласящий, что целое несводимо к сумме своих частей (человек и человеческие органы).
Система как целостность, понимается как совокупность определенным образом связанных между собой элементов. Элемент – это неотъемлемая часть системы. Способ связей элементов – это структура.
Системный подход предполагает, что ни один элемент не может быть понят вне системы, в которую он входит, а система может быть понята, исследована только в совокупности своих элементов и своей структуры.
Согласно системному подходу, понять закономерности динамики функционирования системы мы можем, рассматривая ее как более сложный элемент другой системы или систем, с которыми она взаимодействует: например, человек – общество – природа.
Системный подход является составной частью, одним из элементов диалектики как метода. Диалектический метод предполагает исследование любого объекта всесторонне с учетом его многообразных связей, во взаимодействии с другими объектами, а также предполагает исследование объекта в изменении, в развитии.
Проблема сознания в философии
В философии можно выделить следующие аспекты проблемы сознания:
1. Сущность сознания (что такое сознание?) - является ли сознание особой реальностью существующей вне и независимо от мозга (субстрата) или сознание свойство (функция) определенным образом организованной материальной системы?
2. Каковы функции сознания (очень важно выявить функции сознания, поскольку через них реализуется сущность сознания);
3. Каково происхождение сознания?- Предпосылки его возникновения, основные факторы, влияющие на формирование сознания?
4. Какова структура сознания, – какие элементы составляют его?
Предварительно можно дать следующие определения сознания. Сознание– это свойство общественного человека воспринимать и перерабатывать информацию и управлять на основе этой информации своим поведением, оценивая свое поведение, выявляя его положительные и отрицательные моменты. Сознание направленно как на внешний мир, так и на самого человека. Сознание - система чувственных, мыслительных, эмоционально-волевых структур, каждая из которых хотя и работает на целое, но выполняет свою специфическую функцию.
Структура сознания
Можно выделить следующие элементы сознания:
1. Перцепция (восприятие) и мышление связаны с восприятием и переработкой информации; эти способности реализуют познавательную функцию сознания. С помощью перцепции и мышления человек понимает и перерабатывает информацию. В основе перцепции лежит принцип уподобления ее результатов источнику (специфика зрительных образов), особенность мышления (как абстрактного, так и образного) заключается в использовании языковых средств и речи. Язык (вербальный и невербальный) представляет собой единую сложившуюся в культуре систему знаков, при помощи которой человек способен накапливать и передавать информацию и обмениваться ею. Речь – это способность использования языка в письменной и устной форме.
Сознание выступает как способ идеального представления действительности в голове человека, производимого в конкретных знаково-логических формах, выраженных в языке.
2. Эмоции как внутренняя реакция организма на внешнее воздействие отвечают за оценку и выбор информации. Эмоции представляют собой определенное состояние внутреннего мира человека, в котором выражается его отношение к миру и самому себе.
Они возникают на уровне высших животных в связи с функцией выживания, с возникновением жизненных потребностей. У человека над витальными эмоциями надстраивается блок высших эмоций /социальные, эстетические, этические и т.д./. Эмоции могут быть осознанными и неосознанными, они отличаются по степени выраженности.
3. Воля выполняет регулятивную функцию человеческой деятельности и служит для преодоления препятствий, сложностей на пути к достижению поставленной цели, управляет нашим поведением. От этого элемента зависит целеустремленность, решительность и самоконтроль человека.
4. Память (мнемонистический компонент) отвечает за способность человека фиксировать и воспроизводить свой и чужой опыт.
5. Самосознание – важнейший элемент сознания, который отвечает за оценку человеком самого себя как субъекта деятельности, т.е. чувствующего, действующего и мыслящего субъекта. С его реализацией происходит самоидентификация человека. В самосознании можно выделить три аспекта:
– чувство собственного существования;
– чувство присутствия в данном месте в данное время;
– понимание различия себя и остального мира;
Психиатры при отсутствии одного из трех указанных моментов фиксируют распад личности.
Уровни сознания (могут быть выделены на основе идей Фрейда). Фрейд выделял в структуре психики личности такие уровни, как:
1. Сверхсознание (Сверх-Я) – это совокупность культурных, моральных и религиозных норм, запретов и т.п.
2. Сознание (Я) – это наше чувство себя и реальности.
3. Подсознание (Оно)- это бессознательное, которое никогда не может быть осознано. По Фрейду, «Оно» состоит из двух бессознательных влечений – Эроса (сексуального влечения) и Танатоса (влечения к смерти, агрессии).
Фрейдом была выявлена огромная роль бессознательных процессов в человеческих поступках. Он полагал, что грань между сознанием и подсознанием слабо видна.
Выделяют три уровня сознания: подсознание (бессознательное), сознание, сверхсознание. С точки зрения современной психологии, бессознательное трактуется как «установка» (школа Узнадзе), которая может быть осознана.
Сознание может быть классифицировано по специфике носителей сознания:
- индивидуальное сознание
- коллективное (общественное) сознание.
На основании вышесказанного моно выявить следующие функции сознания:
1. Познавательная функция – функция, отвечающая за восприятие и переработку информации.
2. Ориентационная функция – функция, отвечающая за контроль поведения и деятельности.
3. Целеполагающая функция – функция, отвечающая за реализацию наших целей (наше сознание управляет нашей деятельностью и поэтому «преобразует, творит» мир).
4. Экзистенциальная функция – сознание и самосознание поддерживает в нас истинно человеческое существование, нашу человеческую сущность.
5. Основная функциональная обязанность сознания - отражение реальности.