Тема №5. Метафизика Аристотеля
Задачи семинара:
1) Познакомить студентов с философским учением Аристотеля, используя тексты «Метафизики», «Категорий», «Никомаховой этики», а также исследования современного философа М.Хайдеггера о происхождении и роли понятий «метафизика» и «категория» в западноевропейской философии.
2) Обсудить следующие ключевые темы аристотелевской философии: концепцию четырех причин, классификацию наук, понятие энтелехии и Ума-Перводвигателя, учение о действительности и возможности, анализ десяти категорий сущего, определение счастья и добродетели.
3) Вовлечь студентов в дискуссию на тему антропологических проблем современности, оттолкнувшись от аристотелевского понимания счастья, добродетели, удовольствия и свободы.
Биография Аристотеля
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ум которого «проник во все стороны и области реального универсума», охватив «весь круг человеческих представлений»: «И в самом деле, большая часть философских наук обязана ему установлением своих отличительных особенностей и заложением своего начала»[49]. Будучи в течение двадцати лет учеником Платоновской Академии, Аристотель, тем не менее, поставил ценность Истины выше, нежели авторитет Учителя, и сказал Платону следующую фразу: «Хоть ты мне друг, но истина – дороже». Самобытность и независимость философских взглядов Аристотеля послужили причиной отказа Аристотеля от платоновской концепции двух миров и создания собственной философской школы – Ликея. Уроженец фракийского города Стагиры, по признанию Гегеля, был «одним из богатейших и глубокомысленнейших из когда-либо явившихся на арене истории научных гениев»[50]. Аристотелю было, к тому же, суждено стать воспитателем Александра Македонского: «Что вышло из воспитанника Аристотеля, это всем известно, и величие духа и подвигов Александра так же, как и его постоянное дружеское отношение к своему учителю, представляло бы собой самое лучшее свидетельство успеха и духа этого воспитания, если бы Аристотель нуждался в таком свидетельстве»[51]. Известны слова Филиппа Македонского, обращенные к будущему духовному наставнику своего сына: «Знай, что у меня родился сын; но я менее благодарен богам за то, что они мне его дали, чем за то, что они ему позволили родиться в твое время»[52]. Несмотря на огромное философское наследие Аристотеля, понимание авторского замысла чрезвычайно затруднено в силу того, что рукописи ученого сто тридцать лет пролежали в погребе, а после – были серьезно искажены невежественными переписчиками. Поэтому произведения Стагирита часто удивляют современного читателя раздробленностью текстов, спонтанностью примеров и частыми повторениями целых фрагментов, а о самом мыслителе вплоть до сегодняшних дней «господствуют самые ложные предрассудки». Что касается стиля Аристотеля, то он совершенно отличен от поэтико-художественной интонации Платона и представляет собой «манеру обычных рассуждений». Стагирит, по словам Гегеля, «всегда шествует от единичного к единичному», и отчасти «утомительно следовать за ним в этом простом перечислении, необходимость переходов которого он не дает»[53]. Такие черты аристотелевской мысли, как педантичность в разборе понятий, тяга к детальным классификациям, не нашли понимания среди представителей современного неокантианства, послужив источником довольно поверхностной оценки античного философа: «Герман Коген дал ему наиболее безапелляционную характеристику: «Аристотель был аптекарем…» Этим он выразил свое понимание Аристотеля как чисто классифицирующего мыслителя, который, подобно аптекарю, занимается наклеиванием этикеток на свои ящички, коробочки и склянки»[54]. Однако Мартин Хайдеггер, признанный корифей современной философии, напротив, любил «тугой узел» аристотелевской мысли, черпая источник вдохновения в трудах великого предшественника. Хочется, чтобы слова Гегеля об Аристотеле были услышаны современниками: человек, «равного которому не произвела ни одна эпоха», более, «чем какой бы то ни было другой древний философ, достоин сделаться предметом тщательного изучения»[55].
Вопросы к первой книге из «Метафизики» Аристотеля:
1) Возможно ли постижение истины без исследования причин?
2) Признает ли Аристотель побудительную роль удовольствия в стремлении человека к знанию?
3) Чем опыт отличается от памяти?
4) Почему «владеющий искусством» (наставник) почитается больше, нежели «имеющий опыт» (ремесленник)?
5) Каков, согласно Аристотелю, признак знатока как человека, обладающего высшим мастерством и пониманием?
6) Что позволяет Стагириту сравнивать ремесленников с неодушевленными предметами?
7) Какое определение мудрости дает Аристотель в конце первой главы?
8) О каких трех значениях мудрости пишет Аристотель?
9) Какая наука более всего достойна познания и почему?
10) Почему «удивление побуждает людей философствовать», выступая движущей силой познания?
11) Какую науку автор нижеследующих метафизических размышлений называет единственно свободной?
12) Согласны ли Вы с таким определением свободы: «свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого»?
13) Какой смысл вкладывает Аристотель в слово «первый», употребляя понятие «первой причины»? Идет ли в данном контексте речь о предшествовании по времени?
14) Назовите четыре причины, составляющие основу аристотелевского учения о причинах. Осуществите причинное исследование конкретной вещи с использованием концепции Аристотеля.
15) Чем причина отличается от начала?
16) Найдите в тексте пример первопричины.
17) Как мудрость соотносится с пользой?
18) Почему в современной культуре исчезает фигура Учителя?
19) Способен ли современный человек к подлинному удивлению, составляющему сердцевину философского духа?